Рабочая программа ВД Решу ЕГЭ по информатике 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
на заседании ШАП
________ Паластрова Т.С.

Протокол № 1 от
«26»августа 2024 г

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_________ Е.С. Лихачева
от 28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ- Тыгишской СОШ
___________Д.Е. Пермикина
01-05/506 от 30 августа 2024 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Решу ЕГЭ по информатике»
(«Учение с увлечением!»)
(приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.)
Уровень обучения (класс)
11
среднее общее образование
Количество часов: 34 часа
Учитель: Нестеренко Наталья Васильевна , высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2024 – 2025 гг.

Содержание обучения
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по
информатике. (1 час).
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ. Документы,
определяющие содержание КИМ ЕГЭ. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
ЕГЭ. Структура варианта КИМ ЕГЭ. Методика выставления первичных баллов и распределение
заданий по разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов (КИМ). Основные
ресурсы для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование» (2 часа).
Федеральный компонент
государственного
образовательного стандарта
среднего (полного) общего
образования
Виды информационных
процессов

Процесс передачи
информации, источник и
приѐмник информации.
Сигнал, кодирование и
декодирование. Искажение
информации

Дискретное (цифровое)
представление текстовой,
графической, звуковой
информации и
видеоинформации. Единицы
измерения количества
информации
Скорость передачи
информации
Системы, компоненты,
состояние и взаимодействие
компонентов. Информационное
взаимодействие в системе,
управление, обратная связь

Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО
базовый уровень
углублённый уровень

Роль информации и связанных
с ней процессов в окружающем
мире. Различия в
представлении данных,
предназначенных для хранения
и обработки в
автоматизированных
компьютерных системах, и
данных, предназначенных для
восприятия человеком
Равномерные и неравномерные
коды

Универсальность дискретного
представления информации

Роль информации и связанных
с ней процессов в окружающем
мире. Различия в
представлении данных,
предназначенных для хранения
и обработки в
автоматизированных
компьютерных системах, и
данных, предназначенных для
восприятия человеком
Префиксные коды. Условие
Фано. Алгоритмы
декодирования при
использовании префиксных
кодов. Искажение информации
при передаче по каналам связи.
Сжатие данных. Учѐт
частотности символов при
выборе неравномерного кода.
Использование программархиваторов
Знаки, сигналы и символы.
Знаковые системы

Передача данных. Источник,
приѐмник, канал связи, сигнал,
кодирующее и декодирующее
устройства
Системы. Компоненты системы Системы. Компоненты системы
и их взаимодействие
и их взаимодействие.
Информационное
взаимодействие в системе,
управление. Разомкнутые и
замкнутые системы управления

2.2. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент» (2 часа)
Описание (информационная
модель) реального объекта и
процесса, соответствие
описания объекту и целям
описания. Схемы, таблицы,
графики, формулы как
описания
Математические модели

Представление результатов
моделирования в виде, удобном
для восприятия человеком.
Графическое представление
данных (схемы, таблицы,
графики)

Позиционные системы
счисления

Сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления

Высказывания, логические
операции, кванторы,
истинность высказывания

Операции «импликация»,
«эквивалентность». Примеры
законов алгебры логики.
Эквивалентные
преобразования логических
выражений. Построение
логического выражения с
данной таблицей истинности
Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом
графов (примеры: построение
оптимального пути между
вершинами ориентированного
ациклического графа;
определение количества
различных путей между
вершинами). Использование
графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов
окружающего мира

Представление результатов
моделирования в виде, удобном
для восприятия человеком.
Графическое представление
данных (схемы, таблицы,
графики)

Практическая работа с
Проведение вычислительного
компьютерной моделью по
эксперимента. Построение
выбранной теме. Анализ
математических моделей для
решения практических задач
достоверности
(правдоподобия) результатов
экспериментов
2.3. Тематический блок «Системы счисления» (2 часа).

Свойства позиционной записи
числа: количество цифр в
записи, признак делимости
числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода
десятичной записи числа в
запись в позиционной системе
с заданным основанием.
Алгоритмы построения записи
числа в позиционной системе
счисления с заданным
основанием и вычисления
числа по строке, содержащей
запись этого числа в
позиционной системе
счисления с заданным
основанием. Арифметические
действия в позиционных
системах счисления
2.4. Тематический блок «Логика и алгоритмы» (5 часов)

Цепочки (конечные
последовательности), деревья,
списки, графы, матрицы
(массивы)

Логические функции. Законы
алгебры логики. Логические
уравнения. Дизъюнктивная
нормальная форма

Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом
графов (примеры: построение
оптимального пути между
вершинами ориентированного
ациклического графа;
определение количества
различных путей между
вершинами). Обход узлов
дерева в глубину.
Использование деревьев при
решении алгоритмических
задач (примеры: анализ работы
рекурсивных алгоритмов,

разбор арифметических и
логических выражений).
Бинарное дерево.
Использование графов,
деревьев, списков при
описании объектов и процессов
окружающего мира.
Дискретные игры двух игроков
с полной информацией.
Выигрышные стратегии
Рекурсивные алгоритмы

Индуктивное определение
объектов
Кодирование с исправлением
ошибок
Сортировка

Коды с возможностью
обнаружения и исправления
ошибок
Постановка задачи сортировки Сортировка одномерных
массивов. Квадратичные
алгоритмы сортировки
(пример: сортировка
пузырьком). Слияние двух
отсортированных массивов в
один без использования
сортировки. Алгоритмы
анализа отсортированных
массивов. Рекурсивная
реализация сортировки
массива на основе слияния
двух его отсортированных
фрагментов. Сложность
алгоритма сортировки
слиянием (MergeSort)
2.5. Тематический блок «Элементы теории алгоритмов» (9 часов)

Формализация понятия
алгоритма
Вычислимость.
Эквивалентность
алгоритмических моделей

Формализация понятия
алгоритма
Машина Тьюринга – пример
абстрактной универсальной
вычислительной модели. Тезис
Чѐрча – Тьюринга
Перечень алгоритмов, знание
которых проверяется, приведѐн
в Приложении 1. Метод
динамического
программирования. Анализ
алгоритмов: определение
входных данных, при которых
алгоритм даѐт указанный
результат; определение
результата алгоритма без его
полного пошагового
выполнения

Построение алгоритмов и
практические вычисления

Алгоритмические конструкции.
Запись алгоритмических
конструкций в выбранном
языке программирования.
Подпрограммы. Табличные
величины (массивы).
Определение возможных
результатов работы
простейших алгоритмов
управления исполнителями и
вычислительных алгоритмов.
Определение исходных
данных, при которых алгоритм
может дать требуемый
результат
2.6. Тематический блок «Программирование» (5 часов)

Типы данных

Типы и структуры данных.
Кодирование базовых
алгоритмических конструкций

Логические переменные.
Символьные и строковые
переменные. Операции над

на выбранном языке
программирования

строками. Двумерные массивы
(матрицы). Средства работы с
данными во внешней памяти.
Файлы. Представление о
структурах данных. Примеры:
списки, словари, деревья,
очереди
Основные конструкции языка
Операторы языка
Подробное знакомство с одним
программирования. Система
программирования, основные
из универсальных
программирования
конструкции языка
процедурных языков
программирования
программирования. Запись
алгоритмических конструкций
и структур данных в
выбранном языке
программирования. Обзор
процедурных языков
программирования.
Подпрограммы (процедуры,
функции). Параметры
подпрограмм
Основные этапы разработки
Этапы решения задач на
Структурное
программ. Разбиение задачи на компьютере. Интегрированная
программирование. Проверка
подзадачи
среда разработки программ на
условия выполнения цикла до
выбранном языке
начала выполнения тела цикла
программирования. Интерфейс и после выполнения тела
выбранной среды. Составление цикла: постусловие и
алгоритмов и программ в
предусловие цикла. Инвариант
выбранной среде
цикла. Методы проектирования
программирования. Приѐмы
программ «сверху вниз» и
отладки программ. Проверка
«снизу вверх». Разработка
работоспособности программ с программ, использующих
использованием
подпрограммы. Библиотеки
трассировочных таблиц.
подпрограмм и их
Разработка и программная
использование. Понятие об
реализация алгоритмов
объектно-ориентированном
решения типовых задач
программировании. Объекты и
базового уровня из различных
классы. Использование
предметных областей
модулей (компонентов) при
разработке программ
2.7. Тематический блок «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей» (2 часа)
Программная и аппаратная
организация компьютеров и
компьютерных систем. Виды
программного обеспечения

Архитектура современных
компьютеров. Персональный
компьютер.
Многопроцессорные системы.
Мобильные цифровые
устройства и их роль в
коммуникациях. Выбор
конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой
задачи. Тенденции развития
аппаратного обеспечения
компьютеров

Операционные системы

Безопасность, гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,

Законодательство Российской
Федерации в области
программного обеспечения.

Программное обеспечение
(ПО) компьютеров и
компьютерных систем.
Классификация программного
обеспечения

Многообразие операционных
систем, их функции.
Программное обеспечение
мобильных устройств
Законодательство Российской
Федерации в области
программного обеспечения.

технологические требования
при эксплуатации
компьютерного рабочего места

Способы и средства
Гигиена, эргономика,
обеспечения надѐжного
ресурсосбережение,
функционирования средств
технологические требования
ИКТ. Безопасность, гигиена,
при эксплуатации
компьютерного рабочего места
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические требования
при эксплуатации
компьютерного рабочего места
2.8. Тематический блок «Обработка числовой информации» (2 часа)

Обработка статистических
данных

Технология обработки
числовой информации. Ввод и
редактирование данных.
Автозаполнение.
Форматирование ячеек.
Стандартные функции. Виды
ссылок в формулах.
Использование динамических
Фильтрация и сортировка
(электронных) таблиц для
данных в диапазоне или
выполнения учебных заданий
таблице. Решение
из различных предметных
вычислительных задач из
областей
различных предметных
областей. Компьютерные
средства представления и
анализа данных. Визуализация
данных. Статистическая
обработка данных. Обработка
результатов эксперимента
2.9. Тематический блок «Технологии поиска и хранения информации» (2 часа)
Системы управления базами
данных. Организация баз
данных

Примеры использования
динамических (электронных)
таблиц на практике (в том
числе – в задачах
математического
моделирования)

Реляционные (табличные) базы
данных. Таблица –
представление сведений об
однотипных объектах. Поле,
запись. Ключевые поля
таблицы. Связи между
таблицами. Схема данных.
Поиск и выбор в базах данных.
Сортировка данных. Создание,
ведение и использование баз
данных при решении учебных
и практических задач
Использование инструментов
Расширенный поиск
поисковых систем
информации в сети Интернет.
(формирование запросов)
Использование языков
построения запросов.
Проблема подлинности
полученной информации
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

Понятие и назначение базы
данных (далее – БД).
Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД).
Таблицы. Запись и поле.
Ключевое поле. Типы данных.
Запрос. Типы запросов.
Запросы с параметрами.
Сортировка. Фильтрация.
Вычисляемые поля.
Многотабличные БД. Связи
между таблицами
Расширенный поиск
информации в сети Интернет.
Использование языков
построения запросов

3.1. Единый государственный экзамен по информатике (3 часа)
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором
результатов.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
 критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия;
 осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с
информатикой.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. выбирать основания и
критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Предметные результаты:
 владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; умением анализировать алгоритмы с
использованием таблиц; знание основных конструкций программирования;
 владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки
таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
 владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
 владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и
текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
 владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из
нижеследующих: Школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями
о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие
конструкции;
 владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая
тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной
задачи и документирования программ;
 сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и
причинах искажения данных при передаче;
 умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
 владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы
с ними;
 владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей,
проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.

 сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
 владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
 владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
 сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости
анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и
простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умения работать
с ними;
 сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
 сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и
средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;
 сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях
развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях
операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет приложений;
 сформированность систематизации знаний, относящихся к математическим объектам
информатики.

Тематическое планирование
№
п/п
1

Тема

Кол-во часов

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ
по информатике.

1

2
3

Информация и ее кодирование
Тренинг решения задач 4, 7, 11

1
1

4

Моделирование и компьютерный эксперимент

1

5

Тренинг решения задач 1, 13

1

6

Системы счисления

1

7

Тренинг решения задачи 8, 14

1

8

Логические операции и функции

1

9

Тренинг решения задачи 2

1

10

1

11
12

Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы
(массивы)
Тренинг решения задачи 15, 16, 23
Тренинг решения задач 19, 20, 21

13

Формализация понятия алгоритма

1

14

Тренинг решения задачи 5

1

15

Тренинг решения задачи 12

1

16

Вычислимость. Эквивалентность алгоритмических моделей

1

17

Построение алгоритмов и практические вычисления

1

18

Тренинг решения задачи 23

1

19

Тренинг решения задачи 25

1

20

Тренинг решения задачи 26

1

21

Тренинг решения задачи 27

1

22

Основные конструкции языка программирования. Система программирования

1

23

Тренинг решения задачи 6

1

24

Основные этапы разработки программ.
Разбиение задачи на подзадачи

1

25

Тренинг решения задачи 17

1

1
1

26

Проверочная работа по разобранным заданиям

1

27

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей

1

28

Тренинг решения задач 8, 22

1

29

Обработка числовой информации

1

30

Тренинг решения задач 9, 18

1

31
3234

Технологии поиска и хранения информации. Тренинг решения задач 3, 10
Единый государственный экзамен по информатике.

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».