Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по приказом директора УВР МАОУ-Тыгишской СОШ _________ /Е.С. Лихачева/ № 01-05/489 от «31»августа 2023 «28» августа 2023 г. г. ______________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» (интеллектуальные марафоны) (приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.) Уровень обучения (класс) 11 Количество часов 34 часа Составитель: Карнаухов Ирина Николаевна Срок реализации: 2024-2025 Уровень базовый 2024 1 Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения» (5 ч) 1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» - 1 час. Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу. 2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. — 1 час. Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии. 3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития — 1 час. Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление. Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности. 4. Значение, ситуация и правила выбора профессии — 1 час. Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии. Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов». 5. Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час. Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя. Раздел 2. Мир труда и профессий (5 ч) 1. Профессия и специальность: происхождение и сущность — 1 час. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий». 2. Многообразия мира труда — 1 час. Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства. Классификация профессий. Формула профессии — 1 час. Способы классификации профессии, их достоинства и недостатки. Классификационные 3. 2 признаки. Классификация профессии Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. 4. Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры. Рынок труда и его требования к профессионалу — 1 час. Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Республики Бурятия. Раздел 3. Человек и профессия (13 ч) 1. Профессионально важные качества личности - 2 час. Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общение, особенные и специфические профессионально важные качества личности. 2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии -1 час. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные. 3. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении - 1 час. Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей. 4. Особенности психических процессов и выбор профессии -1 час. Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека. 5. Темперамент и выбор профессии — 2 час. Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека 6. Характер и выбор профессии - 2 час. Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека. 7. Роль способностей в профессиональной деятельности — 1 час. Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развитие способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессии и специальные способности. 5. 3 8. Тип личности и выбор профессии — 1 час. Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные, предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность. 9. Здоровье и выбор профессии — 1 час. Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по степени их выявления на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья. 10. Профессиональная пригодность и самооценка — 1 час. Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я — концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки. Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (11 ч) 1. Анализ профессиональной деятельности — 1 час. Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению. 2. Профессиональные пробы и творческие проекты — 1 час. Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб. Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов. 3. Профильное обучение предпрофильная подготовка - 1 час. Цели, задачи и содержания профильного обучения старшеклассников. Структурное содержание профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика. 4. Пути получения профессионального образования - 1 час. Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального обучения. Уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональные образовательные учреждения. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. 4 Профессиональная консультация - 1 час. Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации. 6. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание - 1 час. Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка. 7. Г отовность к профессиональному самоопределению - 1 час. Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профсамоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе. 8. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление -3 час. Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. 9. Защита творческих проектов «Мой выбор»- 1 час. 5. Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: • понимать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; • ориентироваться в ситуации выбора профессии; • осознавать возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; • принимать правила выбора профессии; • сформировать понятие о профессиях, специальностях, должностях; • понимать сущность и этапы выполнения профессиональных проб; • выполнять требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор». Предметные: • знать способы классификации профессий, понятие о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; • ориентироваться в отраслях экономики; Метапредметные: • уметь пользоваться источниками информации о профессиях • профессиональных учебных заведениях и рынке труда; • определять формулу профессии; • проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку; • выявлять свои профессионально важные качества; • соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии; • выполнять профессиональные пробы; • пользоваться профессиограммами и психограммами; • выбирать способ приобретения будущей профессии; • получать профессиональную консультацию; 5 • заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению; • выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией. Тематическое планирование п/п 1 2 3 Тема урока Колво часов Формы организации деятельности Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения» (5 ч) ___________ Индивидуальная Введение в курс «Профессиональное 1 групповая, самоопределение» индивидуально Сущность и виды самоопределения человека 1 групповая Компоненты процесса профессионального 1 самоопределения 4 Значение выбора профессии для человека и общества 5 Типичные ошибки при выборе профессии 1 1 Раздел 2. Мир труда и профессий (5 ч) 6 Профессия и специальность. Основные характеристики профессии. 1 7 Сущность и виды труда 1 8 Классификационные признаки 1 9 Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. 1 Сущность рынка труда и принципа его формирования. 1 10 1112 Раздел 3. Человек и профессия (13 ч Профессионально важные качества личности Индивидуальная, групповая, индивидуально 1 групповая 1 2 13 Интересы и склонности в выборе профессии 14 Ценностные ориентации и их профессиональном самоопределении 15 Роль познавательных процессов в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека 1617 1819 Темперамент и выбор профессии 2 Характер и выбор профессии 2 роль Индивидуальная,группов ая, индивидуальногрупповая в 1 6 20 Основные свойства специальных способностей 21 Тип личности деятельность и профессиональная 1 1 22 Учет состояния здоровья при выбор профессии 1 23 1 Профессиональная пригодность и самооценка Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (11 ч) 24 Источники информации о профессиях 1 Индивидуальная, групповая 25 Требования и этапы выполнения творческих проектов 1 Профили обучения. Компоненты предпрофильного обучения 1 27 Профессиональное образование 1 28 Профессиональная консультация 1 29 Человеческие ресурсы 1 26 30 Принятие решения о профессиональном выборе 313233 34 1 Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление 3 Защита творческих проектов «Мой выбор» 1 7