Рабочая программа ВД Занимательный русский язык 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от « » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
« » августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от « »августа 2024 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Занимательный русский язык
(«Ученье с увлечением!»)

(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025гг)

Уровень обучения (класс) 10 среднее общее образование
Количество часов 34

Уровень базовый
(базовый, профильный)

Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2024-2025г.

2024

СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Информация о ЕГЭ. (1 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ГИА в форме итогового сочинения и ЕГЭ по русскому языку.
Текст и речь (1 ч.)
Средства связи предложений в тексте.
Орфоэпические нормы (1 час)
Основные правила орфоэпии.
Лексика (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Паронимы. Лексические нормы.
Орфография (10 ч.)
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и причастий. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме
-н-/нн-). Слитные, раздельные и дефисные написания слов с разными частями речи. Н –
НН в различных частях речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Синтаксис и пунктуация. (12 ч.)
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложноподчинѐнном и в сложносочиненном предложении. Сложное предложение с разными видами связи. Синтаксические нормы.
Языковые нормы (4 ч.)
Грамматические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Коммуникативная компетенция (1 ч.)
Информационная обработка текста.
Контроль (2 ч.)
Тестовые задания в формате ЕГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты (учащиеся получат возможность научиться):
1)

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

2)

в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
2

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни-

3)

кативных задач;
4)

владеть монологической и диалогической формами речи;

5)

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные результаты (учащиеся смогут развить в себе):
1)

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

2)

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;
3)

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

4)

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чте-

5)

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

нии;
общения.
Предметные результаты (учащиеся получат возможность научиться):
1)

пользоваться словарями, справочниками;

2)

строить рассуждения;

3)

перерабатывать и преобразовывать информацию;

4)

решать сложные лингвистические задачи;

5)

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (34 часа)
№
урока

1

Колво
часов

Тема

Элементы содержания

1

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по
подготовке и проведению ГИА в
форме итогового сочинения и
ЕГЭ по русскому языку.

Система оценивания отдельных
заданий и экзаменационной работы в целом. Интернет-ресурсы для
подготовки к ЕГЭ.

2

1

Задание №1 ЕГЭ: средства связи
предложений в тексте.

3

1

Задание №2 ЕГЭ: лексическое
значение слова.
3

Морфологические средства связи
(частицы, союзы, местоимения,
наречия).
Особенности формулировки и содержания задания 1. Алгоритм к
заданию 1 ЕГЭ.
Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность
слов. Толковый словарь. Словар-

4

1

5

1

6-7

2

8-9

2

10

1

11-13

3

14

1

15

1

ная статья. Особенности формулировки и содержания задания 2. Алгоритм к заданию 2 ЕГЭ.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей
и жанров. Основная и второстеЗадание №3 ЕГЭ: информационпенная информация в тексте. Осоная обработка текста.
бенности формулировки и содержания задания 3. Алгоритм к заданию 3 ЕГЭ.
Орфоэпия. Ударение. Ударный
слог. Нормы ударения в русском
Задание №4 ЕГЭ: основные праязыке. Орфоэпический словарь.
вила орфоэпии
Особенности формулировки и содержания задания 4. Алгоритм к
заданию 4 ЕГЭ.
Паронимы. Паронимические пары.
Словарь паронимов. Лексические
нормы: употребление паронима в
соответствии с точным лексичеЗадание №5 ЕГЭ: паронимы
ским значением и требованием
лексической сочетаемости. Особенности формулировки и содержания задания 5. Алгоритм к заданию 5 ЕГЭ.
Виды лексических ошибок. ОсоЗадание №6 ЕГЭ: лексические
бенности формулировки и содернормы
жания задания 6. Алгоритм к заданию 6 ЕГЭ.
Морфологические нормы (образоЗадание №7 ЕГЭ: правила и норвание форм слова). Особенности
мы образования форм слов разных
формулировки и содержания задачастей речи
ния 7. Алгоритм к заданию 7 ЕГЭ.
Типы грамматических и синтаксиЗадание №8 ЕГЭ: синтаксические
ческих ошибок. Особенности
и грамматические нормы.
формулировки и содержания задания 8. Алгоритм к заданию 8 ЕГЭ.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне, череЗадание №9 ЕГЭ: правописание
дующиеся гласные в корне. Осокорней
бенности формулировки и содержания задания 9. Алгоритм к заданию 9 ЕГЭ.
Приставки на согласную, чередование согласной. Приставки с чередующимися гласными. ПриставЗадание №10 ЕГЭ: правописание
ка пре-/при. Приставка на согласприставок
ную и корень на и-. Особенности
формулировки и содержания задания 10. Алгоритм к заданию 10
ЕГЭ.
4

16

1

Задание №11 ЕГЭ: правописание
суффиксов различных частей речи(кроме -н-/нн-)
Задание №12 ЕГЭ: правописание
личных окончаний и суффиксов
глаголов и причастий

17

1

18-19

2

Задание №13 ЕГЭ: правописание
НЕ и НИ с разными частями речи.

20-21

2

Задание №14 ЕГЭ: слитное, дефисное, раздельное написание
слов с разными частями речи.

22

1

Задание №15 ЕГЭ: правописание Н- и -НН-в различных частях речи

23

1

Задание №16 ЕГЭ: знаки препинания в предложении с однородными членами и сложносочинѐнном
предложении

24-25

2

Задание №17 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях с обособленными членами

26-27

2

Задание №18 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения

28

1

Задание №19 ЕГЭ: знаки препина5

Правописание суффиксов ова/ева,
ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Особенности формулировки и содержания
задания 11. Алгоритм к заданию
11 ЕГЭ.
Спряжение глаголов. Причастие и
его виды. Правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов
причастий. Особенности формулировки и содержания задания 12.
Алгоритм к заданию 12 ЕГЭ.
Слитное и раздельное написание
НЕ и НИ с разными частями речи.
Особенности употребления частиц
НЕ и НИ. Особенности и содержания формулировки задания 13.
Алгоритм к заданию 13 ЕГЭ.
Правописание частей речи слитно,
раздельно и через дефис. Особенности формулировки и содержания задания 14. Алгоритм к заданию 14 ЕГЭ.
Правописание суффиксов н/нн в
прилагательных, причастиях, существительных и наречиях. Особенности формулировки и содержания задания 15. Алгоритм к заданию 15 ЕГЭ.
Пунктуация в сложносочинѐнном
предложении и простом предложении с однородными членами.
Ряды однородных членов. Особенности формулировки и содержания задания 16. Алгоритм к заданию 16 ЕГЭ.
Знаки препинания в предложениях
с обособленными членами (определениями,
обстоятельствами).
Однородные обособленные члены.
Границы обособленных членов
предложения. Особенности формулировки и содержания задания
17. Алгоритм к заданию 17 ЕГЭ.
Вводное слово и конструкция. Виды вводных слов. Обращение.
Границы обращения в предложении. Знаки препинания при вводных слова и обращениях.
Особенности формулировки и содержания задания 18. Алгоритм к
заданию 18 ЕГЭ.
Сложноподчиненное
предложе-

ния в сложноподчинѐнном предложении

29-30

2

Задание №20 ЕГЭ: знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи

31-32

2

Задание №21 ЕГЭ: функции знаков препинания

33-34

2

Тестовые задания в формате ЕГЭ.

ние. Границы главного и придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении.
Особенности формулировки и содержания задания 19. Алгоритм к
заданию 19 ЕГЭ.
Виды связи между частями сложного предложения. Границы простых частей внутри сложного
предложения. Знаки препинания
между частями сложного предложения и на стыке союзов.
Особенности формулировки и содержания задания 20. Алгоритм к
заданию 20 ЕГЭ.
Основные функции разных знаков
препинания. Особенности формулировки и содержания задания 21.
Алгоритм к заданию 21 ЕГЭ.
Отработка задания 1-21 ЕГЭ по
русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Часть 1.
№ заданий.
1-7

Количество баллов.

Примечание
За каждый верный ответ 1 балл,

По 1 баллу.

9-25

неверный - 0
За 5 верных вариантов ответа – 3 балла,
за 3-4 верных ответа – 2 балла,

От 0 до 3 баллов.

8

за 1-2 верных ответа – 1 балл,
нет верных ответов – 0 баллов
За 4 верных вариантов ответа – 3 балла,
за 2-3 верных ответа – 2 балла,

От 0 до 3 баллов.

26

за 1 верный ответ – 1 балл,
нет верных ответов – 0 баллов

24 балла

27

Смотри критерии часть 2

Часть 2.
Критерии оценивания ответа на задание 27
I

Содержание сочинения

6

Баллы

К1

Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и

1

формулировкой проблемы, нет
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или
сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочи-

0

нения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям
К1–К4 оценивается 0 баллов
К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема
прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

5

Дано пояснение к 2 приведѐнным примерам. Выявлена смысловая связь
между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы
исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеровиллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведѐнным примерам, но не выявлена смысловая
связь между ними,

4

или
выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к
одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеровиллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между
примерами не выявлена,
или
7

3

экзаменуемый привѐл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста,
важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических
ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Экзаменуемый привѐл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста,
важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.
Экзаменуемый привѐл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста,
важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.

2

1

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания
проблемы, не приведены,
или
проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные
с пониманием исходного текста,

0

или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста,
или
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
К3

Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических оши-

1

бок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

0

или
позиция автора исходного текста не сформулирована.
К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Экзаменуемый выразил своѐ отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.
8

1

Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста,
или
размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме,

0

или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например,
«Я согласен / не согласен с автором»)
II
К5

Речевое оформление сочинения
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не

2

нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но

1

допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,

0

и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текст.
К6

Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
разнообразием грамматического строя речи.
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в слу-

2

чае, если высший балл получен по критерию К10
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
9

1

прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического
строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли.
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи.
III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая
ошибка).

К8

К9

К10

К11

3

Допущено не более двух ошибок.

2

Допущено три-четыре ошибки.

1

Допущено более четырѐх ошибок.

0

Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено одна–три ошибки.

2

Допущено четыре-пять ошибок.

1

Допущено более пяти ошибок.

0

Соблюдение языковых норм
Грамматических ошибок нет.

2

Допущено одна-две ошибки.

1

Допущено более двух ошибок.

0

Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки.

2

Допущено две-три ошибки.

1

Допущено более трѐх ошибок.

0

Соблюдение этических норм

1

Этические ошибки в работе отсутствуют.

0

Допущены этические ошибки (одна и более).
К12

0

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
10

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале.

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

24

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объѐм сочинения. Указанные в
таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объѐмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объѐмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырѐх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объѐмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается
только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Использованы материалы сайта http://www.fipi.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».