Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №______ от « »________ 2024 г. Согласовано: зам. дир по УВР _____/Е.С. Лихачева/ «___»_______________ УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ ________________________ _______ /Д.Е. Пермикина/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности («Учение с увлечением!») Занимательный русский язык (приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.) Уровень обучения (класс) 11 среднее общее образование Количество часов 34 Уровень базовый (базовый, профильный) Учитель: Величко Ольга Андреевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2024-2025г. 2024 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11 класс Информация о ЕГЭ. (4 ч.) Критерии и нормы оценки сочинения. Структура сочинения. Алгоритм написания сочинения. Процедура проведения ЕГЭ по русскому языку. Текст и речь (6 ч.) Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Языковые средства выразительности. Типы текстов. Лексика (1 ч.) Многообразие лексики русского языка. Языковые нормы (1 ч.) Средства связи предложений в тексте. Коммуникативная компетенция (17 ч.) Формулировка проблем исходного текста. Комментарии и примеры из текста. Авторская позиция. Аргументация собственного мнения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Литературный пример. Аргумент из жизненного опыта. Контроль (5 ч.) Тест ЕГЭ (26 заданий) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Метапредметные результаты (учащиеся получат возможность научиться): 1) составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 2) в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 3) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни- кативных задач; 4) владеть монологической и диалогической формами речи; 5) высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные результаты (учащиеся смогут развить в себе): 1) эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 2 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, 2) стремиться к совершенствованию собственной речи; 3) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 4) интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чте- 5) интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме нии; общения. Предметные результаты (учащиеся получат возможность научиться): 1) пользоваться словарями, справочниками; 2) строить рассуждения; 3) перерабатывать и преобразовывать информацию; 4) решать сложные лингвистические задачи; 5) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (34 часа) № урока Колво часов 1 1 2 1 3 1 4 1 Тема Элементы содержания Текст и его признаки. Информационная обработка письменных Задание №22 ЕГЭ: текст как рече- текстов различных стилей и жанвое произведение, смысловая и ров. Основная и второстепенная композиционная целостность тек- информация в тексте. ста Особенности формулировки и содержания задания 22. Алгоритм к заданию 22 ЕГЭ. Описание, повествование, рассуждение и их особенности. ОсобенЗадание №23 ЕГЭ: функциональности формулировки и содержано-смысловые типы речи. ния задания 23. Алгоритм к заданию 23 ЕГЭ. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы, контекстные синонимы и антонимы. Омонимы. Задание №24 ЕГЭ: многообразие Фразеологизмы. Группы слов по лексики русского языка происхождению и употреблению. Особенности формулировки и содержания задания 24. Алгоритм к заданию 24 ЕГЭ. Задание №25 ЕГЭ: средства связи Синтаксические, морфологические предложений в тексте и лексические средства связи 3 5-6 2 7 1 8-9 2 10-11 2 12-13 2 14-15 2 16 1 17-18 2 19-20 2 21 1 22 1 23 1 предложений в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 25. Алгоритм к заданию 25 ЕГЭ. Лексические и синтаксические средства выразительности, тропы Задание №26 ЕГЭ: языковые сред- и стилистические фигуры. Осоства выразительности бенности формулировки и содержания задания 26. Алгоритм к заданию 26 ЕГЭ Обзор критериев оценки задания 27, их особенности и взаимосвязь. Критерии оценки задания 27 ЕГЭ. Работа с готовым сочинением по критериям Художественный и публицистический текст, их особенности (проТипы текстов в задании 27 ЕГЭ блемы, герои, позиция автора, аргументы) Тема и проблема. Тематика и проКритерий 1: формулировка проблематика текстов в задании 27 блем исходного текста ЕГЭ. Формулировка проблемы. Основная проблема текста. Комментарии. Тезис и аргумент. Текстологическая и аналитическая Критерий 2: комментарии и присоставляющие примера из текста. меры из текста. Речевое оформление примера из текста. Автор, рассказчик, герой. Способы Критерий 3: авторская позиция. выражения авторской позиции. Критерий 4: аргументация собТезис и аргумент. Речевое оформственного мнения ление собственной позиции Текстологическая и аналитическая Критерий 4: литературный аргусоставляющие литературного армент гумента. База литературных аргументов Понятие о жизненном опыте. ЛичКритерий 4: аргумент из жизненный опыт. Виды аргументов для ного опыта критерия 4. База аргументов из жизненного опыта Композиция сочинения по заданию Структура сочинения по заданию 27 ЕГЭ. Логика рассуждения. План 27 ЕГЭ сочинения. Основные законы логики. Понятие Критерий 5: смысловая цельность, логической ошибки, виды логичеречевая связность и последоваских ошибок. Абзац, абзацное тельность изложения. членение текста Содержание и форма сочинения. Точность в понимании лексичеКритерий 6: точность и выразиское значения слова. Разнообразие тельность речи грамматического строя. Средства языковой выразительности в со4 Критерии 7, 8: соблюдение орфографических, пунктуационных норм. Критерий 9: соблюдение грамматических нормы Критерий 10: соблюдение речевых нормы Критерий 11, 12: соблюдение этических норм, фактологической точности в фоновом материале. 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 Алгоритм написания сочинения к заданию 27 ЕГЭ 29 1 Процедура проведения ЕГЭ по русскому языку 30-34 5 Тест ЕГЭ (27 заданий) чинении Понятие о самопроверке. Проверка правописания. Проверка знаков препинания Грамматические ошибки и их виды Речевые ошибки и их виды. Понятие о едином стиле сочинения Понятие этических норм. Фактические ошибки при приведении аргументов по критерию 4 Пошаговый алгоритм написания сочинения. Проблема. Комментарий. Приме из текста. Позиция автора. Тезис и аргумент. Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку. Процедура подачи апелляции. Сроки действий результатов ЕГЭ. Пересдача ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ Отработка задания 1-27 ЕГЭ по русскому языку с созданием условий проведения ЕГЭ. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Часть 1. № заданий. 1-7 Количество баллов. Примечание За каждый верный ответ 1 балл, По 1 баллу. 9-25 неверный - 0 За 5 верных вариантов ответа – 3 балла, за 3-4 верных ответа – 2 балла, От 0 до 3 баллов. 8 за 1-2 верных ответа – 1 балл, нет верных ответов – 0 баллов За 4 верных вариантов ответа – 3 балла, за 2-3 верных ответа – 2 балла, От 0 до 3 баллов. 26 за 1 верный ответ – 1 балл, нет верных ответов – 0 баллов 24 балла 27 Смотри критерии часть 2 Часть 2. Критерии оценивания ответа на задание 27 I Содержание сочинения 5 Баллы К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и 1 формулировкой проблемы, нет Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочи- 0 нения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 5 Дано пояснение к 2 приведѐнным примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеровиллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведѐнным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, 4 или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеровиллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или 6 3 экзаменуемый привѐл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. Экзаменуемый привѐл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Экзаменуемый привѐл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение. 2 1 Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, 0 или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических оши- 1 бок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, 0 или позиция автора исходного текста не сформулирована. К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Экзаменуемый выразил своѐ отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его. 7 1 Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, 0 или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») II К5 Речевое оформление сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не 2 нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но 1 допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, 0 и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текст. К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в слу- 2 чае, если высший балл получен по критерию К10 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но 8 1 прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. III Грамотность К7 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). К8 К9 К10 К11 3 Допущено не более двух ошибок. 2 Допущено три-четыре ошибки. 1 Допущено более четырѐх ошибок. 0 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 Допущено одна–три ошибки. 2 Допущено четыре-пять ошибок. 1 Допущено более пяти ошибок. 0 Соблюдение языковых норм Грамматических ошибок нет. 2 Допущено одна-две ошибки. 1 Допущено более двух ошибок. 0 Соблюдение речевых норм Допущено не более одной речевой ошибки. 2 Допущено две-три ошибки. 1 Допущено более трѐх ошибок. 0 Соблюдение этических норм 1 Этические ошибки в работе отсутствуют. 0 Допущены этические ошибки (одна и более). К12 0 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 9 Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале. 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) 24 При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объѐм сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объѐмом в 150–300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объѐмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырѐх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено одна–три ошибки; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более одной речевой ошибки. Высший балл по критериям К7–К12 за работу объѐмом от 70 до 150 слов не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный сту), не оценивается. Использованы материалы сайта http://www.fipi.ru/ 10 текст (не по данному тек-