Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №_____ от «___»__________2022 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С.Лихачева/ «___»_________________2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05 от 2022 г. ______________ Д.Е. Пермикина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Туризм» (приложение к дополнительной общеобразовательной программе) Возраст обучающихся 12-17 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Пермикин Сергей Леонидович, учитель 2023 г. Содержание программы: № п.п. 1 2 3 4 Наименование характеристик Комплекс основных общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы Список литературы приложение 1. Календарно-тематическое планирование 2 Стр. 1. Комплекс программы основных характеристик общеразвивающей 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования. Направленность программы - туристско-краеведческая. Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся. Отличительная особенность. Программа имеет туристскокраеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п. Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практикоориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристскокраеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих). Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Туризм» организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество детей в одной группе до 15 человек. Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин. Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика. Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34. Формы обучения: индивидуальная и групповая. Виды занятий - практическое занятие Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель: 3 сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность. Задачи: - формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье; - обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма; - создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму; - педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе. - формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Учебный (тематический) план № п.п Название раздела, темы Количество часов 1 Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 2 Азбука топографии и туристского ориентирования 8 3 Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 9 2 Всего 34 26 8 Всего 13 Формы аттестации/ контроля теория практика 8 5 Практическое занятие 7 1 Практическое занятие Практическое занятие Содержание общеразвивающей программы. Структурно программа состоит из трех разделов. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч Теория. Введение. Информация о работе детского объединения, техника безопасности Теория. Туристические путешествия, история развития туризма Теория. Виды туризма Практика. Организация биваков и охрана природы Теория. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров Теория. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки Практика. Узлы, работа с верёвками Теория. Питьевой режим на туристской прогулке Теория. Питание в туристическом походе Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч Теория. Основные элементы типографии Теория. Понятие о топографической и спортивной карте 4 Теория. План местности Теория. Условные знаки Практика. Ориентирование по горизонту, азимут Теория. Действия в случае потери ориентирования Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч Теория. Общая физическая подготовка и оздоровление организма Теория. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений Теория. Личная гигиена юного туриста Практика. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок Теория. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировка Теория. Горный туризм Теория. Пешеходный поход 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности: правила выживания в условиях автономии; правила выживания при ЧС; Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий: - основные этапы истории туризма; - основные виды туризма; - историю своей школы, её традиции; - основные вехи истории родного края; - азбуку туристско-краеведческой деятельности; - правила поведения в музеях и других общественных местах; - основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении; - основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни; - основные виды растительного и животного мира своего края; - способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях; - способы охраны природы в туристском путешествии. основные социальные функции туризма и краеведения; - ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района; - жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма; - с методикой проведения поисково-исследовательской работы; - правила оформления краеведческого исследования 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1. Условия реализации программы: 5 - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебной аудитории, спортивная площадка школы - информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования № /п 1 Ф.И.О. учителя Преподав аемые дисципли ны Уровень образования Квалификац ия/дата прохождения аттестации Курсы повышения квалификации Пермикин Сергей Леонидович ОБЖ, технологи я ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск, 2011 г. Специальность: физическая культура и спорт, квалификация: специалист по физической культуре и спорту. Высшая квалификацион ная категория. 28.03.2022 г. 24.03.2021, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор». Проверка знаний требований охраны труда по программе «Обучение по охране труда групп смешанного состава» в объеме 40 часов. 21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО», 16 часов 01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование), 72 часа 10.02.2022 - 01.03.2022 «Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.) 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: выступления, прохождение контрольной дистанции. - соревнования, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с. 2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 2008 с. 3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб. пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с. 4. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994. 5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с. 6. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981. 6 Приложение 1 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц \число Сентябрь Сентябрь КолМесто Время во проведения проведения часов Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч Введение. Информация о Учебная Понедельник 1 работе детского комната (15:20-16:00) объединения, техника безопасности Туристические путешествия, Учебная Понедельник 1 история развития туризма комната (15:20-16:00) Название темы Форма контроля Сентябрь Виды туризма 1 Учебная комната Сентябрь Организация биваков и охрана природы 1 Территория школы Октябрь Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки Узлы, работа с верёвками 2 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) 2 Учебная комната Понедельник Практическое занятие (15:20-16:00) 1 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) 2 Учебная комната Понедельник Практическое занятие (15:20-16:00) Ноябрь Питьевой режим на туристской прогулке 1 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) Декабрь Питание в туристическом походе 1 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Понедельник (15:20-16:00) Понедельник Практическое занятие (15:20-16:00) Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч Основные элементы Территория Понедельник 1 типографии школы (15:20-16:00) Декабрь Понятие о топографической и спортивной карте 1 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) Декабрь План местности 1 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) Январь Условные знаки 2 Учебная комната Понедельник 7 (15:20-16:00) Январь Ориентирование по горизонту, азимут 2 Территория школы Январь Действия в случае потери ориентирования 1 Учебная комната Январь, февраль Февраль Февраль, март Март Апрель Понедельник (15:20-16:00) Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч Общая физическая Учебная Понедельник 2 подготовка и оздоровление комната (15:20-16:00) организма Волевые усилия и их Учебная Понедельник 2 значение в походах и на комната (15:20-16:00) тренировках Краткие сведения о строении Учебная Понедельник 2 и функциях организма комната (15:20-16:00) человека и влиянии физических упражнений Личная гигиена юного Учебная Понедельник 1 туриста комната (15:20-16:00) 2 Май Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках Горный туризм Май Пешеходный поход Апрель Понедельник Практическое занятие (15:20-16:00) Учебная комната Понедельник Практическое занятие (15:20-16:00) Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) 2 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) 2 Учебная комната Понедельник (15:20-16:00) 8