Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2022 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«___»_________________2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05 от 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Туризм»
(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Пермикин Сергей Леонидович, учитель
2023 г.
Содержание программы:
№ п.п.
1
2
3
4
Наименование
характеристик
Комплекс
основных
общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
приложение 1. Календарно-тематическое планирование
2
Стр.
1. Комплекс
программы
основных
характеристик
общеразвивающей
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка
разработана в соответствии с положением о рабочей
программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии
очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного
совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и
исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для
укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Отличительная
особенность.
Программа
имеет
туристскокраеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической
ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый
участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет
выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно
распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный
мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой,
санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений,
знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков
и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток
истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные
действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в
области истории и культуры малой родины через различные виды практикоориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристскокраеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и
потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные,
художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной
деятельности
является
метод
решения практических
задач
(познавательных,
исполнительских, творческих).
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Туризм» организуются
для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество
детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день
- 1,
продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель –
34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение
контрольной дистанции
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
3
сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и
физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и
спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков
здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной
ответственности за свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики
спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения
спортивных разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов
уважения к личности ее правам и свободе.
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный (тематический) план
№
п.п
Название раздела, темы
Количество часов
1
Азбука туристско-бытовых навыков
юного туриста
2
Азбука топографии и туристского
ориентирования
8
3
Азбука спортивно-оздоровительного
туризма
13
9
2
Всего
34
26
8
Всего
13
Формы
аттестации/
контроля
теория практика
8
5
Практическое
занятие
7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Содержание общеразвивающей программы.
Структурно программа состоит из трех разделов.
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Теория. Введение. Информация о работе детского объединения, техника
безопасности
Теория. Туристические путешествия, история развития туризма
Теория. Виды туризма
Практика. Организация биваков и охрана природы
Теория. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря
Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при
заготовке дров
Теория. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки
Практика. Узлы, работа с верёвками
Теория. Питьевой режим на туристской прогулке
Теория. Питание в туристическом походе
Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Теория. Основные элементы типографии
Теория. Понятие о топографической и спортивной карте
4
Теория. План местности
Теория. Условные знаки
Практика. Ориентирование по горизонту, азимут
Теория. Действия в случае потери ориентирования
Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Теория. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Теория. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках
Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии
физических упражнений
Теория. Личная гигиена юного туриста
Практика. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Теория. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на
тренировка
Теория. Горный туризм
Теория. Пешеходный поход
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и
коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных
препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников,
внёсших вклад в развитие туризма;
- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;
- правила оформления краеведческого исследования
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
5
- материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в учебной
аудитории, спортивная площадка школы
- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№
/п
1
Ф.И.О.
учителя
Преподав
аемые
дисципли
ны
Уровень
образования
Квалификац
ия/дата
прохождения
аттестации
Курсы повышения
квалификации
Пермикин
Сергей
Леонидович
ОБЖ,
технологи
я
ФГБОУ ВПО
Уральский
государственный
университет
физической
культуры.
г. Челябинск, 2011 г.
Специальность:
физическая культура
и спорт,
квалификация:
специалист по
физической культуре
и спорту.
Высшая
квалификацион
ная категория.
28.03.2022 г.
24.03.2021, АНО ДПО «Уральский
региональный учебный центр
«Новатор». Проверка знаний
требований охраны труда по
программе «Обучение по охране труда
групп смешанного состава» в объеме
40 часов.
21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр
«Технология» по программе:
«Актуальные вопросы деятельности
педагога в условиях реализации
обновленных ФГОС НОО и ФГОС
ООО», 16 часов
01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр
непрерывного образования и
инноваций» по программе:
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях
реализации ФГОС обучающихся с
ОВЗ (инклюзивное образование), 72
часа
10.02.2022 - 01.03.2022
«Конструирование образовательного
процесса в центрах образования
естественно-научной и
технологической направленностей
«Точка роста», Нижнетагильский
филиал ИРО (40 час.)
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
выступления, прохождение контрольной дистанции.
- соревнования,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и
дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с.
2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом
Герда», 2005. – 2008 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб.
пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд.,
испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с.
4. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия»,
1994.
5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под
общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
6
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
\число
Сентябрь
Сентябрь
КолМесто
Время
во
проведения проведения
часов
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Введение. Информация о
Учебная
Понедельник
1
работе детского
комната
(15:20-16:00)
объединения, техника
безопасности
Туристические путешествия,
Учебная
Понедельник
1
история развития туризма
комната
(15:20-16:00)
Название темы
Форма
контроля
Сентябрь
Виды туризма
1
Учебная
комната
Сентябрь
Организация биваков и
охрана природы
1
Территория
школы
Октябрь
Организация работы по
развертыванию и
свертыванию лагеря
Типы костров. Правила
разведения костра, работы с
топором,
пилой при заготовке дров
Типы рюкзаков, спальных
мешков, преимущества и
недостатки
Узлы, работа с верёвками
2
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
2
Учебная
комната
Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)
1
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
2
Учебная
комната
Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)
Ноябрь
Питьевой режим на
туристской прогулке
1
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
Декабрь
Питание в туристическом
походе
1
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Понедельник
(15:20-16:00)
Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)
Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Основные элементы
Территория Понедельник
1
типографии
школы
(15:20-16:00)
Декабрь
Понятие о топографической
и спортивной карте
1
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
Декабрь
План местности
1
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
Январь
Условные знаки
2
Учебная
комната
Понедельник
7
(15:20-16:00)
Январь
Ориентирование по
горизонту, азимут
2
Территория
школы
Январь
Действия в случае потери
ориентирования
1
Учебная
комната
Январь,
февраль
Февраль
Февраль,
март
Март
Апрель
Понедельник
(15:20-16:00)
Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Общая физическая
Учебная
Понедельник
2
подготовка и оздоровление
комната
(15:20-16:00)
организма
Волевые усилия и их
Учебная
Понедельник
2
значение в походах и на
комната
(15:20-16:00)
тренировках
Краткие сведения о строении
Учебная
Понедельник
2
и функциях организма
комната
(15:20-16:00)
человека и влиянии
физических упражнений
Личная гигиена юного
Учебная
Понедельник
1
туриста
комната
(15:20-16:00)
2
Май
Обработка ран, ссадин и
наложение простейших
повязок
Врачебный контроль,
самоконтроль,
предупреждение спортивных
травм на тренировках
Горный туризм
Май
Пешеходный поход
Апрель
Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)
Учебная
комната
Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
2
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
2
Учебная
комната
Понедельник
(15:20-16:00)
8