Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №______ от « »________ 2024 г. Согласовано: зам. дир по УВР _____/Е.С. Лихачева/ «___»_______________ УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ ________________________ _______ /Д.Е. Пермикина/ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школьное телевидение» (приложение к дополнительной общеобразовательной программе) Возраст обучающихся 13-14 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Тушкова Марина Олеговна, учитель 2024 г Содержание программы: № п.п. 1 2 3 4 Наименование Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы Список литературы приложение 1. Календарно-тематическое планирование Стр. 1. Комплекс программы основных характеристик общеразвивающей Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа ««Школьное телевидение» имеет социально-педагогическую направленность. Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы “Школьное телевидение”: Нормативно-правовая база ⮚ Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ); ⮚ Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ⮚ Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р); ⮚ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы: Актуальность: Технический прогресс не устает удивлять нас различными новшествами, передовыми технологиями и инновациями. И если совсем не столь уж и давно телефоны и различные гаджеты были символами роскоши, то теперь трудно представить свою жизнь без Интернета и смартфона. Интерес современных детей, за редким исключением единиц, заключен в социальных сетях и как производная - в телефонах. Дети привыкли получать информацию не из энциклопедий, учебников и СМИ, а из Интернет-каналов. Такой способ познания мира становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Современные дети без стеснения ведут свои "микроблоги" и странички в социальных сетях, записывая видео, самовыражаясь таким способом. Поэтому я считаю целесообразным направить творческий потенциал ребенка и его увлечение современными цифровыми технологиями в творческое русло, создав Телеканал "Первый Школьный". Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, учащиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого являются реализованные проекты – новостной блок, телепередача, видеофильм, интервью с интересными людьми, современные скетчи и сюжеты. Новизна: Программа "Школьное телевидение" предполагает как очную форму работы с детьми, так и дистанционный формат обучения. Используются современные методики обучения: участники "Первого Школьного" могут общаться с педагогом- руководителем не только очно, но и посредством социальных сетей и мессенджеров. Дети могут самостоятельно снимать и обрабатывать видео. Мастер-классы по работе с цифровыми ресурсами по обработке видео и звука могут проходить на образовательных дистанционных платформах ZOOM, Teamsи др. Дополнительно дети получают творческие задания-кейсы, проходят интерактивные викторины и шоутехнологии. Анализ и мониторинг удовлетворенности и результативности работы программы создается с использованием онлайн Google форм. Таким образом, ребята осваивают на практике особенности телевизионных технологий профессий журналиста, оператора, режиссера с учетом современных требований и возможностей. Отличительные особенности программы: Запись на Телеканал «Первый Школьный» не предусматривает конкурсного отбора и не требует базовых знаний по видеосъемке. Во время обучения ребенок на практике проходит подготовительный период создания видеофильма, (задумка, сценарий, план съемки), основы операторской работы, под руководством педагога осуществляет съемку видеоматериала. Далее проходит обучение основам видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания. В результате обучения, учащийся имеет элементарные познания о технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета, владеет основами видеомонтажа в программе Movavi VideoSuite, редакторе создания изображений GIMP, и звукоредакторе SoundForge. Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Школьное телевидение» организуются для обучающихся 13-14 лет. Курс предназначен для учащихся 7-8 классов. Количество детей в одной группе от 4 до 7 человек. Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин. Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика. Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34. Формы обучения: индивидуальная и групповая. Виды занятий: теоретическое занятие, практическое занятие Форма подведения результатов: создание видеороликов, тематических видеосюжетов, телевизионных телепередач (съемка, монтаж, редактирование, озвучивание, сохранение, демонстрация). 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: Школьное телевидение Телеканал «Первый Школьный» создается в целях: ⮚ создания информационно-образовательной среды для творческой реализации, профессионального становления и разностороннего развития личности учеников; ⮚ информирования участников образовательного процесса, родителей и общественность о деятельности МАОУ Тыгишская СОШ Задачи программы: Обучающие: ⮚ Обучение учащихся основам операторского искусства и видеомонтажа. ⮚ Повышение уровня ИКТ - компетенций обучающихся. ⮚ Изучение компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке видеоматериала. ⮚ Обучение выступлению перед публикой и камерой. Воспитательные: ⮚ Создание условий для успешной социализации. ⮚ Овладение навыками общения и коллективного творчества. ⮚ Воспитание общепринятых норм и правил поведения в обществе. ⮚ Формирование у детей потребности к саморазвитию и предприимчивости. Развивающие задачи: ⮚ Развитие ораторских навыков; освоение техники культуры речи; ⮚ Развитие творческих и коммуникативных способностей, развитие актёрских способностей и навыков, ⮚ Развитие мыслительного процесса и познавательного интереса; ⮚ Развивать у детей способности к логическому, творческому мышлению. ⮚ Развивать самостоятельный и осознанный выбор будущей профессии. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. № п.п Название раздела, темы Количество часов 1 2 3 Введение Телевидение в системе СМИ Журналистские профессии на Всего 1 2 2 теория 1 2 2 Формы аттестации/ контроля практика 0 0 0 - 4 5 6 7 телевидении Основы видеомонтажа 7 6 1 Основы операторского мастерства Основы тележурналистики 7 5 2 11 9 2 Создание и защита творческих проектов Всего 4 0 4 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 34ч Содержание общеразвивающей программы 1. Введение. Знакомство с планом программы. Определение микрогрупп, распределение обязанностей, определение ролей. Техника безопасности при работе с компьютером,видеокамерой, цифровым фотоаппаратом. 2. Телевидение в системе СМИ Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая или управленческая, организаторская, образовательная и рекреативная). История и тенденции развития телевидения и тележурналистики. 3. Журналистские профессии на телевидении Редактор, продюсер, корреспондент (репортер), комментатор и обозреватель, диктор и ведущий новостей, шоумен, модератор, интервьюер. Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ. 4. Основы видеомонтажа Программа для производства и обработки видеоматериалов: MovaviVideoSuit Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов. Использование плавных переходов между кадрами. Использование в фильме статичных картинок. Добавление текста и музыки в фильм. Ускорение и замедление видео. Практическое задание: создание фильма с использованием статических картинок, с видеофрагментами, добавление в фильм комментариев и музыки, использование переходов между кадрами. 5. Основы операторского мастерства Устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокамерой. Глубина резкости. Освещение. Построение кадра. Правило «тройного деления». Кадр. План. Основные виды съемок. Запись звука. Основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа. Микрофоны. Практическое задание: работа с видеокамерой, съёмка сюжетов. 6. Основы тележурналистики Основные жанры журналистики: интервью, беседа и дискуссия, ток-шоу, прессконференция, брифинг, комментарий и обозрение, очерк, эссе и зарисовка. Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета. Очерк — близость к малым формам художественной литературы — рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Репортаж как основной жанр ТВ. Определение репортажа. Событийный (новостной) репортаж. Структура и композиция телерепортажа. Тема. Подводка ведущего. Текст. Основные принципы подготовки текста. Указание источников информации и цитирование. Закадровый текст. Взаимодействие корреспондента и оператора. Жесты и мимика как невербальные средства общения. Язык поз и жестов. Внешний облик. Упражнения для снятия аудиторного шока. Орфоэпия и техника речи. Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение. Речь и дыхание. Артикуляция. Звук. Дикция. Режиссура. Основные принципы верстки информационной программы. Этика и право в работе тележурналиста. Практическое задание: создание собственных текстов различных жанров журналистики, запись закадрового текста разных жанров, создание собственного стиля телеведущего, языковые тренинги. 7. Создание и защита творческих проектов Практическое задание: создание и защита групповых творческих проектов. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В конце года обучения ребенок должен уметь: ⮚ Вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники; ⮚ Монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы. ⮚ Знать основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию. ⮚ Уметь выполнять простейшую обработку фотоматериалов для вставки их в видеоряд. ⮚ Выполнять правила ТБ. В итоге образовательный результат выражается в овладении ребенком некоторым набором профессиональных качеств, знаний, умений и навыков: ⮚ умение общаться с собеседниками и партнерами; ⮚ навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать: ⮚ основы цифрового видео; ⮚ различные программы видеомонтажа; и уметь: ⮚ владеть способами работы с изученными программами; ⮚ создавать собственные фильмы по выбранной тематике; ⮚ владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению видеопродукта. Воспитательный результат предусматривает: ⮚ умение увидеть интересное в обычном окружающем мире; ⮚ работа над собственным имиджем (манера речи, стиль одежды и поведение) в зависимости от задачи программы; ⮚ воспитание умения импровизировать и творческой смелости; ⮚ воспитание волевых качеств. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1. Условия реализации программы: -материально-техническое и информационное обеспечение. Программа реализуется при наличии:материально-технического обеспечения (ноутбука HP, NoteLab, смартфона Samsung A515 Galaxy A51, штативов для съемки, кольцевой световой лампы. Программный средствами: MovaviVideoSuit, редактор создания изображений GIMP, звукоредакторSoundForge. - Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. - Учебная мебель: столы, стулья, доска. - Компьютер, мультимедийный проектор. - Смартфон. - Микрофон - Компьютеры с установленной программойMovaviVideoSuit - Кольцевая световая лампа - Штативы для съемки. Учебно-наглядные пособия: − Справочники. − Электронные учебники и электронные учебные пособия. − Методическая литература. − Инструкции по технике безопасности. − Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики. -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования № /п 1 Ф.И.О. учителя Тушкова Марина Олеговна Преподав аемые дисципли ны Уровень образования Квалификац ия/дата прохождения аттестации Курсы повышения квалификации Английск ий и французск ий языки Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2023 г. Специальность: два направления подготовки: французский и английский языки. Без аттестации Учитель иностранного языка: преподавание предмета в соответствии с обновленными ФГОС ООО и ФГОС СОО. Профессиональные компетенции, 144 ч. Конструктивное урегулирование конфликтов и медиативные технологии в разрешении конфликтных ситуаций в образовательной организации, 72 ч. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: создание видеороликов, тематических видеосюжетов, телевизионных телепередач (съемка, монтаж, редактирование, озвучивание, сохранение, демонстрация). Форма подведения итогов реализации программы: ⮚ Трансляция видеороликов на сайте в группе ВКонтакте ⮚ Участие конкурсах. в международных, всероссийских, региональных фестивалях, Список литературы 1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2010. – 223с. 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под редакцией В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с. 3. Зверева Н.В. Школа тележурналиста. - Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009. – 272 с. 4. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа.- Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – 160 с. 5. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с. 6. http://dedovkgu.narod.ru/zh.htm Демонстрационные ролики 1. Андрей Максимов. Мастер-класс. Как взять интервью. http://salesreport.ru/2011/03/06/андрей-максимов-мастер-класс/ 2. Локтев Д. EuroNews: работа редакторов и выпускающих. 3. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS. 4. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики. Приложение 1 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц \число Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь КолМесто Время Название темы во проведения проведения часов Вводное занятие. Учебная 1 Инструктаж по технике комната безопасности Место телевидения в Учебная 1 системе СМИ. комната Функции телевидения История и тенденции, Учебная 1 развития телевидения и комната тележурналистики Журналистские Учебная 1 профессии на комната телевидении Учебная Критерии оценки 1 комната профессиональной деятельности на ТВ. Октябрь Программы для 1 Учебная Форма контроля комната производства и обработки видеоматериалов. Октябрь Основы монтажа 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната Учебная комната Учебная комната Учебная комната MovaviVideoSuit Ноябрь Использование в фильме статичных картинок. Ноябрь Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов. Ноябрь Использование плавных переходов между кадрами. Ноябрь Добавление комментариев и музыки в фильм. Декабрь Презентация творческих проектов. Практическое занятие Рефлексия. Декабрь Устройство видеокамеры. Декабрь Основные правила видеосъёмки. Декабрь Композиция кадра. 1 Январь Человек в кадре. 1 Внутрикадровый 1 Январь монтаж. Январь Съёмка телесюжета. 1 Январь Презентация 1 творческих проектов. Рефлексия. Учебная комната Учебная комната Практическое занятие Практическое занятие Январь, февраль Основные жанры Февраль Интервью. 1 Учебная комната 1 Учебная комната Учебная комната Учебная комната тележурналистики. Комментарий и обозрение. Февраль Очерк. Эссе. Зарисовка. 1 февраль Репортаж как основной 1 жанр ТВ. Разновидности репортажа. Февраль Структура и 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната 1 Учебная комната композиция телерепортажа. март Текст. Основные принципы подготовки Практическое занятие текста. Закадровый текст. Март Имидж ведущего. Внешний облик. Апрель Невербальные средства общения. Апрель Речь и дыхание. Артикуляция. Дикция. Апрель Основы режиссуры репортажных жанров. Практическое занятие Основные принципы верстки информационной (новостной) программы. апрель Этика и право в работе тележурналиста. Май Работа над творческими Практическое занятие проектами. Май Май Май Работа над творческими проектами Работа над творческими проектами Работа над творческими проектами 1 1 1 Учебная комната Учебная комната Учебная комната Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие