Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №_____ от «___»__________2022 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «___»_________________2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/401 от 23 июня 2022 г. ______________ Д.Е. Пермикина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (физкультурно – спортивной направленности) «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» Возраст обучающихся 7-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Заложных Павел Николаевич педагог дополнительного образования 2022 г. Содержание программы: № п.п. Наименование 1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы 3 Список литературы 4 Приложение 1. 2 Стр. 1. 3 3 4 5 7 8 8 8 9 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка Программа "Общая физическая подготовка" реализует спортивно – оздоровительное направление развития личности. Форма реализации- спортивная секция для учащихся начального и основного уровня. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373. • СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы». Направленность программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы: формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, обучение комплексам специальных упражнений. Формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью. Адресат. Курс предназначен для обучающихся 2-5 классов. Возрастные особенности. Количество детей в одной группе 12 человек. Дети в возрасте 7-12 лет - ответственный период становления личности, интенсивного роста творческих сил. Происходит существенное развитие интеллектуальной сферы, формируются ценностно-мотивационные установки. Режим занятий. 1 час в неделю. Одно занятие в день. Продолжительность одного занятия 40 мин. Объем программы. Всего 34 часа. Из них теория – 6 часов, практика – 28 часов. Срок освоения- 1 год. Количество учебных недель 34. Форма обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная. Виды занятий - практическое, теоретическое занятия. Форма подведения результатов: участие в спортивных соревнованиях, тестирование, прохождение контрольной дистанции. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: формирование у учащихся основной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности. Задачи: – укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Образовательные: – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности; – формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры; 3 – формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. Воспитательные: – воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры; – воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; – воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п.п Название раздела, темы 1 Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма. Физические упражнения. Самостоятельные занятия Физкультурно-оздоровительная деятельность 2 3 Количество часов Формы аттестации/ контроля всего 1 теория 1 практика - 1 1 - 1 1 0,5 3,5 4 Гимнастика с основами акробатики 4 5 6 Подвижные игры Легкая атлетика 4 6 1 4 5 7 Лыжная подготовка 4 0,5 3,5 8 Спортивные игры 10 1 9 9 Контрольные испытания и соревнования. Всего 3 10 Тест на знание основ физической культуры Выступление перед родителями Спортивные соревнования Прохождение контрольной дистанции Участие в соревнованиях 3 34 6 28 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма. Теория: ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История возникновения физической культуры. Физическая культура и спорт в международном сообществе, их цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. Раздел 2. Физические упражнения. Самостоятельные занятия. 4 Теория: Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр. Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Теория: Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Раздел 4. Гимнастика с основами акробатики. Теория: Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Практика: Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Раздел 5. Подвижные игры. Теория: правила игры. Практика: Колдуны. Русская лапта. Земля, вода, воздух. Перестрелка. Салки и др. Раздел 6. Легкая атлетика: Теория: техника безопасности при выполнении упражнений. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Практика: Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 30-60м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон. Раздел 7. Лыжная подготовка. Теория: Техника выполнения лыжных ходов, правила передвижения со спортивным инвентарем. Практика: Ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека. Эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию, прохождение дистанции до 3 км. Спуски, подъемы. Раздел 8. Спортивные игры: Баскетбол. Теория: Тактика защиты. Тактика нападения. Практика: Специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол. Теория: правила игры. Практика: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Футбол. Теория: Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила игры.Футбол. 5 Практика: Остановки во время бега. Удары по мячу ногой. Остановка мяча. Ведение мяча. Отбор мяча. Перехват мяча. Командные действия. Раздел 9. Контрольные испытания и соревнования. Практика: Выступления, спортивные соревнования, прохождение контрольной дистанции, участие в соревнованиях разного уровня. 1.4. Планируемые результаты изучения Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами: - представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; - организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; 6 - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; - в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; - подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; - находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; - выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1. Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в спортивном зале, на школьной лыжне, территории школы. Место проведения, МАОУ-Тыгишская СОШ. - информационное обеспечение, в спортивном зале есть ноутбук. -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования. Дата прохождени Должность/ №/ Ф.И.О. Курсы повышения Образование я п учителя квалификации Предмет аттестации, категория 1 Заложных Павел Николаевич Педагог дополнительн ого образования 2.2. Формы соревнованиях. Шадринский техникум физической культуры, 1980г., квалификация: преподаватель физической культуры, специальность физическая культура аттестации/контроля и 7 20.04.2022 г. Соответстви е занимаемой должности оценочные 22.01.2020 - 24.01.2020 ООО "Учебнопроизводственный центр "Технология"" "Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи", 20 ч., 01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Учитель технологии: преподавание предмета в соответствии с ФГОС ООО и СОО. Профессиональные компетенции, 144 часа материалы: участие в 3. Список литературы 1. Лях В. И. Физическая культура 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций /. – М. : Просвещение, 2014. 2. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации /авт.сост. А.И. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2011. 8 Приложение 1. Календарно-тематическое планирование «ОФП» Месяц/ч исло Тема занятия сентябр ь Основы знаний. ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История возникновения физической культуры. Физическая культура и спорт в международном сообществе, их цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. сентябр ь Физические упражнения. Самостоятельные 1 занятия. Теория: Физическая подготовка и ее связь с развитием основныхфизических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих 1 процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий. Подвижные игры. Правила игры. Колдуны Самостоятельные наблюдения за физическим 1 развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр. сентябр ь сентябр ь Кол-во часов 1 Место проведени я Спорт .зал Время проведе ния Пятница 16.0016.40 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 октябрь Физкультурно-оздоровительная деятельность. 1 Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 октябрь 2 Гимнастика с основами акробатики. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Строевые действия в шеренге и колонне; Ввыполнение строевых команд. 1 Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка 9 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 октябрь Формы контроля Тест на знание основ физическ ой культуры на лопатках; кувырки гимнастический мост. вперед и назад; Акробатические комбинации. Например: мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. 1 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 1 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 Декабрь Лыжная подготовка. Правила передвижения со спортивным инвентарем. Эстафеты в передвижении на лыжах 2 Лыжная трасса Пятница 16.0016.40 Декабрь Ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека. Спуски, подъемы Упражнения на выносливость и координацию, прохождение дистанции до 3 км 2 Лыжная трасса Пятница 16.0016.40 2 Лыжная трасса Пятница 16.0016.40 Баскетбол. Теория: Тактика защиты. Тактика 1 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 2 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 2 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 1 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 1 Спорт. Зал Пятница 16.0016.40 1 Спорт. площ. Пятница 16.0016.40а 1 Подвижные игры. Правила игры. Русская лапта. Земля, вода, воздух. Перестрелка. Салки и др. 1 Подвижные игры. Русская лапта Спорт. Площ. Пятница 16.0016.40 Спорт. Площ. Пятница 16.0016.40а ноябрь ноябрь январь февраль нападения. январь Специальные передвижения без мяча; ведение мяча Март Броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Март Волейбол. Правила игры. Практика: подбрасывание мяча; подача мяча март Волейбол. Прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. апрель Футбол. Техника передвижения. Остановки во время бега. Удары по мячу ногой апрель апрель 10 Прохожде ние контроль ной дистанци и Прохожде ние контроль ной дистанци и Участие в соревнова ниях Участие в соревнова ниях 1 Спорт. Площ., зал Пятница 16.0016.40 1 Спорт. площ. Пятница 16.0016.40 май Легкая атлетика: Теория: техника безопасности при выполнении упражнений. Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 3060м. Основные фазы ходьбы и бега. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки Метание мяча с места, на дальность, в цель. 1 Спорт. площ. май Специальные беговые упражнения. Старт 1 Спорт. площ. Пятница 16.0016.40 Пятница 16.0016.40 Ведение мяча. Отбор мяча. Перехват мяча. 1 Спорт. площ. Пятница 16.0016.40 Спорт. площ., зал Пятница 16.0016.40 апрель май высокий, низкий. Стартовый разгон май Командные действия. Сентябр ь-май Контрольные испытания и соревнования. Итого 3 34 11 Спортивн ые соревнова ния Участие в соревнова ниях