Рабочая программа ВД Основы проектной деятельности 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №
от « »_______________

Согласовано:
зам. дир. по УВР
_____/Е.С. Лихачева/
«___»_______________

Утверждено:
Директор
МАОУ-Тыгишская СОШ
_______ /Д.Е. Пермикина/
«___»________________

Рабочая программа
внеурочной деятельности
Основы проектной деятельности
(Проектно-исследовательская деятельность)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)

Уровень обучения (класс) 5 среднее общее образование
Количество часов 34 часа
Уровень базовый
Составитель:
Карнаухова Ирина Николаевна
Срок реализации: 2024-2025гг

2024
1

Содержание обучения
Введение — знакомство с содержанием проекта (1 час).

Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного
результата.

Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и
исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской работы.

Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией,
терминологией, соспособами оформления проектной деятельности. Исследование и проект.


Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и исследовательских
работ.
Виды проектов (2 часа)

Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы
исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ
исследования, его научно-практической значимости.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию:
монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим
видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка
информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов,
исследований и любых других видовсамостоятельной творческой работы учащихся, но только
как способов достижения результата проекта



Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты;прикладные
проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты.
Отличия, виды деятельности, примеры проектов.Этапы работы над проектом (17 часов)



Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования,
источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; планирование
итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования.
Определение теоретических основ исследования, его научно- практической значимости.
Выбор методов и методики проведения исследования.

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные
проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты.
Отличия, виды деятельности, примеры проектов.

Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Оформление проекта (6 часов)

Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление
отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист, введение,
проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы форма проекта, результаты, фото2

подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).

Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с
исходными личностными данными (для размещения в портфолио)

Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный
лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и
других источников.



Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат,
объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания,
приложения.
Представление результата проектно-исследовательской работы(5 часов)

Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт
проекта, психологический настрой.
Рефлексия проектно-исследовательской деятельности (2 часа)

Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной
деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над
проектом.
Повторение (1 час)
Планируемые результаты
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения
проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании учениками
сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к
базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании обучающимися метода проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации
и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися самостоятельного
социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных
учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе
конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть
работы в рамках курса основывается на индивидуальной работе
обучающихся, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется
непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления
обучающимися результатов групповой работы.
Личностные результаты:

•

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
3

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;

•

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

•

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;

•

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

•

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;

•

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;

•

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,употребления алкоголя, наркотиков;

•

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;

•

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
4

•

сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты

 умение

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

•

умение оценивать
возможности еѐ решения;

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

•

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
•

формирование и развитие компетентности в области использованияинформационнокоммуникационных технологии (далее ИКТ- компетенции);

•
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
5

•
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы «Основы проектной деятельности» с
учѐтом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей
ступени общего образования, Ученик, освоивший курс «Основы проектной деятельности» ,
должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки
проблемы до создания портфолио проекта.
Предметные результаты
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

понятие проекта;














типы проектов;
понятие презентации, ее назначение и области использования;
основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
этапы выполнения различных проектов;
этапы работы над презентацией;
способы представления информации;
способы создания презентации;
структуру окна программы Power Point;
назначение и основные функции инструментов программы Power Point;
способы демонстрации презентации;
методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

анализировать ситуацию;

определять проблему и вытекающие из неѐ задачи;

уметь ориентироваться в информационном пространстве;

отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который
требует наглядного представления;

использовать различные источники информации, методы исследования и
обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ,
использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);

выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;

ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;

сопоставлять цель и действия по еѐ достижению;

владеть различными способами познавательной деятельности;

генерировать идеи и методы решения задач;

организовывать рабочее место и трудовой процесс;

рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;



находить рациональные приемы работы;
6








планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
составлять план - график работ;
моделировать варианты ожидаемых результатов;
применять различные методы исследования;
выбирать информацию для представления;
выбирать
соответствующую
форму
представления
данного
материала
впрезентации;

выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;

оформлять результаты проектной деятельности;

оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;

осуществлять
переходы
между слайдами,
настраивать
анимацию,
демонстрироватьпрезентацию различными способами;

проводить рефлексию.
Личностные результаты
Будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценкизнаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 адекватного
понимания
причин успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности;
 осознанных
устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
 планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способарешения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
7

области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
 Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные результаты
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.


Коммуникативные результаты
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
8

сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

9

Тематическое планирование
№ Раздел / Тема занятия
п/п

1
2
3

Количество
часов

Введение
Цели изучения куса «Основы проектной деятельности». Понятиепроектной 1
деятельности.
Виды проектов
Проект. Виды проектов.
1
Типы проектов.
1
Этапы работы над проектом

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Этапы работы над проектом.
Этапы работы над проектом.
Этапы работы над проектом.
Планирование
Планирование
Планирование
Реализация проекта.
Реализация проекта.
Реализация проекта.
Определение способа представлениярезультата.
Определение способа представлениярезультата.
Представление проекта.
Представление проекта.
Критерии оценки результата проекта.
Критерии оценки результата проекта.
Защита проекта.
Защита проекта.

21
22
23
24
25
26

Паспорт проекта.
Требования к оформлению проекта.
Требования к оформлению проекта.
Оформление портфолио проекта.
Подготовка презентации. Требования кпрезентации.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Оформление проекта

1
1
1
1
1

Представление результатов проектно-исследовательской работы

27
28
29
30
31

Подготовка проекта к защите.
Подготовка проекта к защите.
Защита проекта
Защита проекта
Защита проекта

1
1
1
1
1

Рефлексия проектно-исследовательской деятельности

32
33

Анализ результатов. Рефлексия.
Перспективы проекта

1
1
Повторение

34

Повторение

1

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».