Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №
от « »_______________
Согласовано:
зам. дир. по УВР
_____/Е.С. Лихачева/
«___»_______________
Утверждено:
Директор
МАОУ-Тыгишская СОШ
_______ /Д.Е. Пермикина/
«___»________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Основы проектной деятельности
(Проектно-исследовательская деятельность)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)
Уровень обучения (класс) 5 среднее общее образование
Количество часов 34 часа
Уровень базовый
Составитель:
Карнаухова Ирина Николаевна
Срок реализации: 2024-2025гг
2024
1
Содержание программы
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Виды проектов.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации.
Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в
рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек
зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.
Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить
задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые).
Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа
книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной
книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности
словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта.
Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление
таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление
денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление
«лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определѐнную тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание свойств трѐх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование
результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.
Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений
(экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные
2
роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового
взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (8 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление
презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (3 ч).
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура
выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать
доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской
деятельности.
Планируемы результаты
Предметные результаты освоения курса
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий
обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным
критериям:
1) Презентация содержания работы самим учащимся:
- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих
открытий»);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов,
критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.
2) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
3) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной
презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме
изложения, наличие приложения к работе).
4) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других
обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в
собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем
3
– ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки
зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки
зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является
развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает
самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление
причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов,
способствующих их разрешению.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
o учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
o способность к
самооценке
на основе
критериев
успешности внеучебной деятельности;
o ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
o
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования:
o внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
o выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
o устойчивого
учебно-познавательного
интереса
к новым
общим способам решения задач;
o адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
o осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
o планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
o учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
o осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
o оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
o адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
o различать способ и результат действия.
o Ученик получит возможность научиться:
o в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
o проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
o самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
4
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
o осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
o осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
o строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
o проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
o устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
o строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
o осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
o записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
o осознанно и
произвольно
строить
сообщения
в
устной
и письменной форме;
o осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
o осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
o строить
логическое рассуждение, включающее
установление причинноследственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
o адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
o допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
o учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
o задавать вопросы;
o использовать речь для регуляции своего действия;
o адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
o учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
5
o понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
o аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
o задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
o осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
o адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
o адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно
значимый продукт, а именно:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка,
коллекция,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек)
и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и
долгосрочные. Разница заключается в объѐме выполненной работы и степени
самостоятельности обучающихся. В 5 классе требуется помощь взрослых в поиске информации
и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трѐх этапов: разработка проекта, практическая
реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоѐмким компонентом проектной
деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное
внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию
замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска
необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают
взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с
внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного
характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или
требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе,
а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением
доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и
творчеству других.
6
Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных
личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной
образовательной рограммы общего образования.
Материально-техническое обеспечение
Интерактивные
средства
обучения:
компьютер,
принтер,
сканер, мультмедиапроектор.
Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел / Тема занятия
Количе
тво
часов
Понятие «Учебный проект»
1
Что такое учебный проект.
1
2
Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.
1
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы
3
Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта.
1
4
Формулирование проблемы.
1
5
Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между
достижением цели и решением проблемы проекта.
1
6
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». 1
Планирование деятельности. Формулирование задач
7
Что такое задача.
адекватных целям.
Определение и
формирование
8
Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.
задач, 1
1
Ресурсы
9
Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту».
1
Работа с каталогами
10
11
Что такое каталог.
Виды
каталогов
электронный).
1
(алфавитный,
систематический,
1
7
12
Нахождение нужной книги по каталогу.
1
Работа со справочной литературой
13
Виды
справочной
энциклопедия).
литературы
(словарь,
справочник,
14
Составление справочника по теме проекта.
1
15
Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы.
1
1
Способы первичной обработки информации
8
16
Чтение и конспект.
1
17
Составление денотатного графа по теме проекта.
1
18
Что такое коллаж. Составление коллажа на определѐнную тему.
1
Наблюдение и эксперимент
19
Проведение
эксперимента.
экспериментов.
Прогнозирование
результатов
20
Наблюдения, необходимые для работы над проектом.
1
21
Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
1
1
Как работать вместе
22
Правила групповой работы. Общение в группе. Командные роли.
1
23
Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта
1
Вместе к одной цели
24
Учимся применять способности.
1
25
Учимся взаимодействовать.
1
26
Учимся презентации.
1
27
Работа
на компьютере
создание презентации.
28
Оформление презентации.
1
29
Выпуск брошюры.
1
30
Работа над проектами.
1
31
Работа над проектами.
1
–
структурирование
материала,
1
Сам себе эксперт
32
Учимся
рефлексировать.
Эталон.
Самооценка. Готовимся
к публичному
Оценка.
Отметка. 1
выступлению
– к
защите проекта.
33
Выступление
с презентацией
своих
проектно-исследовательской деятельности.
проектов.
Анализ
1
34
Выступление
с презентацией
своих
проектно-исследовательской деятельности.
проектов.
Анализ
1