Рабочая программа ВД Я - биолог 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «» августа 2024 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
/Е.С. Лихачева/
«» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ от «» августа 2024 г.
Д.Е. Пермикина

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я – БИОЛОГ»
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)

Уровень обучения (класс) 9 основное общее образование
Количество часов: 34 Уровень: базовый
Учитель: Гниятуллина Ригина Рафкатовна, 1 квалификационная категория
Срок реализации: 2024-2025 гг.

Содержание курса
«Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
«Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении,
функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов,
наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и
разведения животных.
«Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие
знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные,
Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об
усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе
устойчивости биосферы и результате эволюции.
«Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека
и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения
человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной,
кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения);
внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов
жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания:
о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных
видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах,
пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других
людей; о правилах поведения в природе.
Планируемые результаты
Личностные
выполнении

результаты:

разнообразных

заданий

развитие

любознательности,

проблемного

и

сообразительности

эвристического

характера;

при

развитие

внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности — качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости,
ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
•

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию;

•

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
•

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
•

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
•

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному

уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата.
Познавательные УУД. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки.
Коммуникативные УУД. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать

компьютерные

технологии

(включая

выбор

адекватных

задаче

инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,

докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты курса:
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы)
и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
• объяснять

механизмы

наследственности

и

изменчивости,

возникновения

приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:

• понимать

экологические

проблемы,

возникающие

в

условиях

нерационального

природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска
на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам
живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Тематическое планирование
№

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

«Биология как наука. Методы научного познания» (1 часа)

1

Биология как наука,
ее
достижения,
методы
познания
живой природы. Роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной
картины мира

понятия,
Биология как наука, ее Определяют
формируемые
в
ходе
изучения
темы
достижения,
методы
познания живой природы. Биология как комплексная наука,
роль биологии в современном
Роль биологии.
обществе. Приводят примеры имена
многих
выдающихся
ученых,
внесших вклад в развитие биологии

«Признаки живых организмов» (3 часа)
2

Клеточное строение
организмов – основа
единства
органического мира,

Современная клеточная
теория, ее основные
положения. Развитие знаний
о клетке.

Знать
основные
положения
клеточной
теории,
этапы
становления клеточной теории.
Знать признаки живых организмов –

доказательство
родства
живой
природы. Гены и
хромосомы.

3

4

Вирусы
–
неклеточные формы
жизни
Признаки организмов.
Наследственность и
изменчивость
–
свойства организмов.
Одноклеточные
и
многоклеточные
организмы.

Вирусы –
неклеточные формы жизни.
Одноклеточные и
многоклеточные; автотрофы,
гетеротрофы, аэробы,
анаэробы

клеточное
строение.
Уметь
распознавать и описывать на
таблицах
основные
части
и
органоиды
клетки;
сравнивать
разные клетки и делать выводы на
основе их строения.
Уметь распознавать представителей
разных царств и давать их общую
характеристику.
Знать особенности строения
одноклеточных, многоклеточных;
уметь сравнивать и находить
отличия автотрофы, гетеротрофы,
аэробы, анаэробы

«Система, многообразие и эволюция живой природы» (11 часов)

5

6

7-9

1014

15

Царство
бактерий, Строение бактериальной
строение,
клетки.
жизнедеятельность,
размножение, роль в
природе.

Знать
строение
бактериальной
клетки
Уметь распознавать описывать
особенности клеток бактерий.

Царство
грибов, Признаки царства грибов,
строение,
строение грибов
жизнедеятельность,
размножение.
Роль
лишайников.

Знать классификацию и значение
грибов в природе и жизни человека.
Уметь распознавать и описывать
особенности
строения
грибов;
объяснять роль грибов в природе и
в жизни человека.
Знать признаки растений
Уметь сравнивать растения между
собой; распознавать и описывать
отделы растений обосновывать роль
цветковых растений

Царство
растений. Признаки царства растения.
Роль
растений
в
природе,
жизни
человека
Царство
животные.
Роль животных в
природе,
жизни
человека
Учение об эволюции
мира.
Ч.Дарвиносновоположник
учения об эволюции.
Усложнение растений
и
животных
в
процессе эволюции.

Царство животных.

Учение об эволюции мира.
Ч.Дарвин-основоположник
учения об эволюции.
Усложнение растений и
животных в процессе
эволюции.

Уметь
выделять
особенности
животных; приводить примеры
животных царство животных..
Знать основные положения
эволюционного учения Ч.Дарвина.
Усложнение растений и животных в
процессе эволюции.

«Человек и его здоровье» (14 часов)

16

Сходство человека с
животными и отличие
от них. Общий план
строения и процессы
жизнедеятельности

Уметь определить принадлежность
Сходство
человека
с
биологического вида. Сравнивать
животными и отличие от
человека с животными и делать
них. Особенности строения
вывод
на
основе
сравнения,
характерные для человека
характеризовать
особенности

человека

17

18

19

Нервная система. Значение
нервной системы. Отделы
нервной
системы:
центральный и периферический.
Нервы,
нервные
узлы
Рефлекторный
характер
деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная
дуга, Рецепторы.

Знать
определения
понятия
«рефлекс»; особенности строения
нервной системы (отделы, органы);
принцип деятельности нервной
системы; функции нервной системы,
особенности строения и работы
желез
эндокринной
системы;
железы внешней секреции.

Железы внутренней Эндокринная система. Железы внешней и внутренней
секреции. Гормоны.
секреции. Их строение и
функции.
Свойства
и
функции гормонов.
Питание.
Питание.
Пища
как
Пищеварительная
биологическая
основа
система.
Роль жизни.
Пищеварение.
ферментов
в Органы пищеварения. Роль
пищеварении
ферментов в пищеварении

Научиться
различать
железы
внутренней секреции и железы
внешней секреции; распознавать и
описывать на таблицах органы
эндокринной системы
узнать питательные вещества и
пищевые продукты, в которых они
находятся.
научиться
объяснять
роль
питательных веществ в организме;
характеризовать
сущность
процесса питания. Различать на
таблицах и муляжах органы
пищеварительной системы.

Дыхание.
Дыхательная система.

узнать особенности строения
организма человека - органы
дыхательной системы.
научиться распознавать и описывать на таблицах основные органы
дыхательной системы
человека;

Нервная
и
эндокринная системы.
Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности
организма. Нервная
система.
Рефлекс.
Рефлекторная дуга.

20

21

22

человека

Внутренняя
среда
организма человека.
Кровь, ее состав и
функции.
Группы
крови. Переливание
крови. Иммунитет.
Транспорт веществ.
Кровеносная
и
лимфатическая
системы

23

Обмен веществ и
превращение энергии
в организме человека.
Витамины

24

Выделение продуктов
жизнедеятельности.

Дыхание. Система органов
дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган
голосообразования, трахея,
главные бронхи, бронхиальное дерево, легкие) и ее роль
в обмене веществ.

Знать составляющие внутренней
Кровь, ее состав и функции. среды организма, составляющие
Группы крови. Переливание крови, плазмы;
крови. Иммунитет.
Уметь характеризовать сущность
свертывания крови, иммунитета
Транспорт
веществ,
кровеносные
сосуды.
Строение
сердца.
Круги
кровообращения.
Лимфатическая система.
Обмен
веществ
и
превращение энергии как
необходимое
условие
жизнедеятельности
организма. Витамины, роль
в организме.
Выделение.
Мочевыделительная

Знать особенности строения органов
кровеносной
системы,
систему
лимфообращений.
Знать
определения
понятий,
основные группы витаминов в
организме, объяснять роль обмена
веществ, витаминов
Научиться использовать приобретенные знания для соблюдения мер

Выделительная
система.

25

26

27

28

29

система. Роль органов
мочевыделения, их значение. Строение и функции
почек.

Покровы тела и их Покровы тела. Значение и
функции.
строение
кожных
покровов
Опора и движение. Опора и движение. Строение
функции
опорноОпорно-двигательный и
двигательной системы
аппарат

их Анализатор. Органы чувств.
Значение анализаторов.
Рецепторы,
проводящие
пути, чувствительные зоны
коры больших полушарий.
Психология
и Значение интеллектуальных,
поведение человека. творческих и эстетических
ВНД. Условные и потребностей. ВНД рефлекс,
безусловные
сон, речь, память, эмоции
рефлексы
Органы чувств,
роль в организме.

Приемы
оказания Приемы оказания первой
первой доврачебной доврачебной помощи
помощи

профилактики
заболеваний
выделительной
системы,
профилактики вредных привычек;
анализировать
и
оценивать
воздействие факторов риска на
здоровье
Знать особенности строения кожи
и функции
Знать
особенности
строения
скелета
человека,
функции
опорно-двигательной системы
Уметь устанавливать взаимосвязь
между строением и функциями
отделов скелета
Узнать как работают органы чувств
и анализатор в целом; ключевые
понятия:
органы
чувств,
анализатор,
рецептор;
состав
анализаторов.
Знать
психологические
особенности человека
Уметь
характеризовать
особенности ВНД
Использовать полученные знания
для соблюдения мер профилактики
вредных привычек, оказания первой
помощи

«Взаимосвязь организмов и окружающей среды» (3 часа)
30

31

Влияние
экологических
факторов
на
организмы.
Приспособления
организмов к разным
экологическим
факторам. Популяция.
Взаимодействия
разных
видов
(конкуренция,
хищничество,
симбиоз, паразитизм)
Экосистема
(биогеоценоз),
ее
компоненты:
продуценты,
консументы,
редуценты, их роль.

Основные понятия: экология,
абиотические, биотические,
антропогенные
факторы.
Экология
–
наука
о
взаимосвязях организмов с
окружающей среды.

Знать
определение
терминов:
«экология»,
«абиотические»,
«биотические»,
«антропогенный
факторы».
Уметь анализировать и оценивать
воздействия факторов среды на
живые
организмы;
выявлять
приспособленность
живых
организмов
к
действию
экологических факторов.

Экосистема (биогеоценоз), ее
компоненты:
продуценты,
консументы, редуценты, их
роль. Пищевые связи

Знать
основные
компоненты
экосистемы
Уметь характеризовать компоненты
пространственной и экологической
структуры экосистемы, составлять
схемы передачи веществ и энергии

Пищевые связи
32

Биосфера
–
глобальная
экосистема.
Роль
человека в биосфере.
Экологические
проблемы, их влияние
на собственную жизнь
и
жизнь
других
людей. Последствия
деятельности
человека
в
экосистемах, влияние
собственных
поступков на живые
организмы и

3334

Работа с КИМами ОГЭ. Анализ работ (2 часа)

Распространение и роль
живого вещества в биосфере.
Основные
понятия:
антропогенные
факторы.
Факты: влияние человека на
биосферу.
Антропогенные
факторы воздействия на
биоценозы.
Факторы,
вызывающие экологический
кризис.

Знать роль человека в биосфере
факторы,
вызывающие
экологический
кризис;
антропогенные
факторы
воздействия на биоценозы.
Уметь
высказывать
предположения о последствиях
вмешательства человека в процессы
биосферы;
предлагать
пути
преодоления
экологического
кризиса; объяснять необходимость
защиты
окружающей
среды;
использовать
приобретенные
знания в повседневной жизни для
соблюдения правил поведения в
окружающей среде.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».