Рабочая программа ВД Функциональная грамотность 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
на заседании ШАП
________________________
Паластрова Т.С.
Протокол № 1 от
«26»августа 2024 г

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
________________________
Е.С. Лихачева
от 28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ- Тыгишской СОШ
________________________
Д.Е. Пермикина
01-05/506 от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
Функциональная грамотность
(предмет, курс, модуль)
(Коммуникативная деятельность)
(приложение к Основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023 – 2028 гг)

Уровень обучения (класс) 9__основное общее образование
Количество часов_34 Уровень базовый
Учитель: Махнева Любовь Ивановна
Срок реализации: 2024 – 2025гг.

2024 г.

Содержание курса внеурочной деятельности
9–й класс
Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на текст
и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов
научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с
текстом: как критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте
информации? Типы текстов:
текст-аргументация(комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.Типы задач на
грамотность.
Аналитические(конструирующие) задачи.Работа со смешанным текстом.Составные
тексты (рубежная аттестация).
Математическая грамотность:Представление данных в виде таблиц. Простые и
сложные вопросы. Представление данных
в
виде диаграмм. Простые и сложные
вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными.Решение типичных задач через систему линейных
уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями вуме, оценкой разумности
результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
Естественнонаучная
грамотность:На
сцену
выходит
уран.
Радиоактивность.Искусственная
радиоактивность.Изменения
состояния
веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от
физических явлений.Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон.Закономерности наследования признаков.Вид и популяции. Общая
характеристика популяции. Экологические факторы и условиясреды обитания.
Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки
вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая
деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Финансовая грамотность: Ценные
бумаги.
Векселя
и
облигации:
российская специфика. Риски
акций и
управление ими. Гибридные инструменты.
Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление
ими.Инвестиционное
профилирование.Формирование
инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка.
Страхование для физических лиц. Государственное
и
негосударственное пенсионное
страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
Планируемые результаты освоения программы
9 класс
Результаты

Метапредметные
и предметные

Грамотность
Читательская
оценивает форму
и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания

Математическая
интерпретирует и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной
или глобальной
ситуации

2

Естественнонаучная
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных
проблемах
в

Финансовая
оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы, строит
прогнозы,
предлагает пути
решения

различном
контексте в рамках
метапредметного
содержания

Личностные

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
обще
человеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
обще
человеческих
ценностей

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественно
научных знаний с
позиции норм
морали и
обще человеческих
ценностей

оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
обще
человеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
9 класс
№ п/п

1.

2.

3.

Название раздела,
тема занятия

Кол-во
часов

Форма организации
деятельности
обучающихся
Модуль: «Основы читательской грамотности»

Формирование читательских
умений с опорой на текст и вне
текстовые знания.
Электронный текст как
источник информации.
Сопоставление
содержаниянаучного стиля.
Образовательные ситуации в
текстах.
Работа с текстом: как
критически оценивать степень
достоверности содержащейся в
тексте информации?
Типы
текстов:

4.
3

1
Беседы, диалоги,
дискуссии.
1

научногоКруглый
стиля. Образовательные
стол, игра
ситуации в тек
1
Круглый стол, игра,
квест.

1
Беседы, диалоги,
текст-аргументация
(комментарий, научное обосно
дискуссии.

5.

6.

7.
8.

Составление плана на основе
1
исходного текста.
Викторина, квест, квиз.
1
Типы
задач на
грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Проект, игра.
1
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная
Беседы, диалоги,
аттестация).
дискуссии.
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование
Модуль «Основы математической грамотности»
Представление данных в виде
таблиц. Простые и сложные
вопросы.
Представление данных в виде
диаграмм. Простые и сложные
вопросы.
Построение
мультипликативной модели с
тремя составляющими.
Задачи с лишними данными.

1

13.

Решение типичных задач через
систему линейных уравнений.

1

14.

Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями
чисел,
изяществом
вычислений, вычислениями в
уме,
оценкой
разумности
результатов.
Решение стереометрических
задач.

1

9.

10.

11.

12.

15.

16.
17.

Игра, обсуждение,
практикум.

1
Исследовательская
работа, урок- практикум.
1

1

1

Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра,
индивидуальная работа в
парах.
Обсуждение, урокпрактикум.

Беседа, урокисследование,
моделирование

1
Вероятностные,
Обсуждение, урокстатистические
явления
ипрактикум,
зависимости.
проект, игра.
Тестирование.
Проведение рубежной
аттестации
Модуль «Основы естественнонаучнойграмотности»
Структура и свойства вещества.

18.

На сцену выходит уран.
Радиоактивность.
Искусственная
радиоактивность.

1

4

Обсуждение.
Исследование.

Химическиеизменениясостояниявещества
19.

Изменения состояния веществ.
1
Физические явления и
химические превращения.
Отличие химических реакций
от физических явлений.
Наблюдение
Наследственность биологических объектов

20.

Размножение организмов.
Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический
закон. Закономерности
наследования признаков.
Вид и популяции. Общая
характеристика популяции.
Экологические факторы и
условия среды обитания.
Происхождение видов.
Закономерности изменчивости:
модификационная и
мутационная изменчивости.
Основные методы селекции
растений, животных
и микроорганизмов.

21.

22.

1

Лабораторная работа.
Моделирование.

1
Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение физических
явлений.
1
Лабораторная работа.
Моделирование.

Экологическая система

23.

24.

25.

26.

Потоки вещества и энергии в
1
экосистеме. Саморазвитие
экосистемы. Биосфера.
Средообразующая
деятельность организмов.
Круговорот веществ в
биосфере. Эволюция
биосферы.
Проектная работа.
1
Антропогенное воздействие на
биосферу. Основы
Обсуждение.
рационального
Исследование.
природопользования.
Проектная деятельность.
Проведение рубежной
1
аттестации.
Тестирование
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Ценные

бумаги.
Векселя
облигации: российская
специфика.

1
и

5

Наблюдение

27.

28.

29.

30

31

32

33
34

Риски
акций и
управление
ими.
Гибридные инструменты.
Биржа
и
брокеры.
Фондовые индексы
Паевые инвестиционные
фонды. Риски и управление
ими.

1

Лабораторная работа.
Моделирование.

1

Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение физических
явлений.

Инвестиционное
профилирование.
Формирование
инвестиционного портфеля и
его пересмотр. Типичные
ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка.
Страхование для физических
лиц.
Государственное
и
негосударственное пенсионное
страхование
Выбор и юридические аспекты
отношений с финансовым
посредником
Проведение рубежной
аттестации.
Выполнение диагностической
работы
Итого

1

6

Проектная работа.
1

Обсуждение.
Исследование.
Проектная деятельность.

1
Беседы, диалоги,
дискуссии.
1
Квест.
Тестирование
1
Тестирование.
34

Используемые учебные пособия
II.
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2).
М.:Просвещение, 2021
2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая
грамотность. Сборникэталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. ВыпускМ.:
Просвещение, 2021
5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник
эталонныхзаданий. Выпуск М.: Просвещение, 2021
I.

III.

Используемые интернет-ресурсы

1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности/
Диагностическиеработы Министерства просвещения РФhttps://fg.resh.edu.ru/
2.
Электронные
формы
учебных
пособий
издательства
Просвещениеhttps://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. МЦКОhttps://mcko.ru/
6. ЯКласс https://www.yaklass.ru/

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».