Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(Коммуникативная деятельность)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)
Уровень обучения (класс)
8
основное общее образование
Количество часов: 34 часа
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2024 – 2025 гг.
Содержание учебного курса
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности
Содержание
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых
входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность –
способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская
грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной
деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса
предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и
скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации,
приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках
модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надежность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в
части математической грамотности разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с
учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, Концепции развития математического образования в Российской
Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного
образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся. Функциональность математики
определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего
мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических
знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять
алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений
и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и
графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать
вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной
математической грамотности естественным образом может осуществляться на
уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в
режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной
деятельности открывает дополнительные возможности для организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока.
Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности
форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на
местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый
стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция
математического содержания с содержанием других учебных предметов и
образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение
математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения, как математики, так и
обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования
естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной
деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной
грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными
идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей: 6 научно объяснять
явления;
демонстрировать
исследования;
понимание
особенностей
естественно-научного
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет
дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и
применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении
систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках
внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в
зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не
обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование,
медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности
учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных
финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы
включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы
финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся
познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств,
научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать
финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать
финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и
навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений
конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для
применения финансовых знаний и понимания при решении практических
вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики,
информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с
освоением
знаний
по
проблемам
глобализации,
устойчивого
развития
и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования входит в программы
естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков.
Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное
взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным
компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения,
объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также
действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся
позволяет
решать
образовательные
и
воспитательные
задачи,
ориентируя
школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную
систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение
знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и
поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и
социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление
функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что
сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и
духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных
идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до
людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших
результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и
грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное
мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра
проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных
ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном
мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение
выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск
инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий
направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей
креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых
уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся
осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления.
Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебнопроектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные
навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый
модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю,
начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся
контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных
ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека
умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения
используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или
самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля
Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
-осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
-ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
-готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
-осознание ценности самостоятельности и инициативы;
-наличие мотивации к целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
-проявление интереса к способам познания;
-стремление к самоизменению;
-сформированность внутренней позиции личности как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
-установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
-осознанный выбор и построение
индивидуальной
траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
-активное участие в жизни семьи;
-приобретение опыта успешного межличностного общения;
-готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
-проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
-соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
-готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
-осознание необходимости в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
-умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
-умение оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
-ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
-повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
-активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
-готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
—
овладение универсальными учебными познавательными
действиями;
—
овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями;
—
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
-способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
-готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
-способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
-способность к совместной деятельности;
-овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1. базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью
схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, о нования
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблю- дениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2. базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3. работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представ- ления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных инфор- мационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представ- ления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных
действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1. общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2. совместная деятельность:
-понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков
и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1. самоорганизация:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
-делать выбор и брать ответственность за решение;
2. самоконтроль:
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;
3. эмоциональный интеллект:
-различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
-выявлять и анализировать причины эмоций;
-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
-регулировать способ выражения эмоций;
4. принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
-принимать себя и других, не осуждая;
-открытость себе и другим;
-осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных
действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,
официально-деловых,
публицистических,
художественных
текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в
устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
-овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации,
явной и скрытой информации в тексте;
-представление содержания прослушанного
или
прочитанного
учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
-извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
-анализ и оценивание собственных и чужих письменных и
устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;
-определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
-овладение
умениями
смыслового
анализа
художественной
литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
-умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
-овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать,
понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать
чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
-сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа,
обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа;
выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия
с
рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений;
использовать калькулятор;
-решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости
величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость),
связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами
(налоги, задачи из области
управления
личными
и
семейными
финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя
арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами
измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни
единицы величины
через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом
ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
-извлекать,
анализировать,
оценивать
информацию,
представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах,
интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении
задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и
столбчатой диаграмм, инфографики;
оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах числового набора;
-оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль
практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в
жизни;
-пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол,
многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб,
пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро,
грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего
мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур,
примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на
модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания,
построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о
сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
-находить длины отрезков и расстояния непосредственным
измерением с помощью линейки; находить измерения па- раллелепипеда,
куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур,
составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь
круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям;
решать несложные задачи на измерение геометрических величин в
практических ситуациях; пользоваться основными метрическими
единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;
-использовать алгебраическую терминологию и символику;
выражать формулами зависимости между величинами; понимать
графический способ представления и анализа информации, извлекать и
интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и
зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и
зависимостей;
-переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической
модели с помощью составления уравнения или системы уравнений,
интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат;
использовать неравенства при решении различных задач;
-решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по предметной области «Естественно-научные предметы»:
-умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте
ситуаций практико-ориентированного характера;
-умение проводить учебное исследование, в том числе понимать
задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие
поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную
деятельность и совместную деятельность в группе;
-умение применять простые физические модели для объяснения
процессов и явлений;
-умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в
зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических
процессов на организм человека и окружающую природную среду;
-умение использовать изученные биологические термины, понятия,
теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых
биологических объектов, явлений и процессов;
-сформированность представлений об экосистемах и значении
биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед
человечеством, и способах их преодоления;
-умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового
образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение
противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
-умение характеризовать принципы действия технических устройств
промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по различным предметным областям:
-освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых
вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие
важнейшие сферы финансовых отношений;
-формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи
явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и
основных функций;
-формирование умения решать познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной
жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека,
семьи и финансового благополучия;
-формирование умения использовать полученную информацию в
процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств,
при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков
различных финансовых услуг;
-формирование умения распознавать попытки и предупреждать
вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы
сетевой активности (в том числе фишинг);
-формирование умения с опорой на знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
-приобретение опыта
использования
полученных
знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для принятия
рациональных
финансовых
решений
в
сфере управления личными
финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по различным предметным областям:
-освоение научных знаний, умений и способов действий,
специфических для соответствующей предметной области;
-формирование предпосылок научного типа мышления;
-освоение деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по различным предметным областям:
-способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций
составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
-проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
-демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых
терминов, суждений, выражений и т.п.;
-предлагать адекватные способы решения различных социальных
проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в
области заботы о людях с особыми потребностями, в области
межличностных взаимоотношений;
-ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы
экспериментов, предложения по изобретательству.
Тематическое планирование
8 КЛАСС
№
Тема
Кол
Основное
Основные виды
Формы
Электронны
- во
часо
в
содержание
деятельности
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся
Знакомство
Развить мотивацию
1.
Введени
1
участников
к целенаправлене
программы.
ной социально
Обсуждение
значимой
понятий
деятельности;
«функциональ стремление быть
ная
полезным, инграмотность»,
терес к
«составляющи социальному
е
сотрудничеству;
функциональн Сформировать
ой
внутреннюю позиграмотности
ции личности как
(читательская, особого ценностматематическа ного отношения к
я, естественно- себе,
научная,
окружающим
финансовая
людям и жизни в
гра- мотность,
целом; Сформироглобальные
вать установку на
компетенции,
активное участие
креативное
в решении пракмыш- ление).
тических задач,
Ожидания
осознанием
каждого
важности
школьника и
образования на
группы в
протяжении всей
целом от
жизни для
совместной
успешной
работы.
профессиональОбсуждение
ной деятельности
планов и
и развитием необорганизации
ходимых умений;
работы в
Приобрести опыт
рамках
успешного
программы.
межличностного
общения;
готовность к
разно- образной
совместной
деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих
работах
прове- дения
занятий
8 класса.
Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые
будут
посещать занятия.
Беседа,
работа в
группах,
планирование
работы.
е (цифровые)
образователь
- ные
ресурсы
Портал
Российской
электронной
школы
(https://fg.res
h.edu.ru/)
Портал
ФГБНУ
ИСРО РАО,
Сетевой
комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов
Российской
Феде- рации
в проекте
«Мониторин
г формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.ins
trao.ru/);
Материалы
из пособий
«Функциона
льная
грамотность
Учимся для
жизни»
издательств
а «Просвещение»
Материалы
образовательного
ресурса
издательств
а «Просвещение»
(https://medi
a.prosv.
ru/func/)
Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
Человек
Особенности
Использовать
Практикум в
«Книга из
2-3.
2
и книга
чтения и
информацию из
компьютерн
интернета
понимания
текста для
ом классе
»
электронных
различных целей
(http://skiv.
текстов
instrao.ru)
«Милорд»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media
.
prosv.ru/func
/)
Научная
Использовать
4-5.
Познание
2
Конференция «Исчезающа
информация:
информацию из
я пища.
анализ и
текста для
Бананы»:
оценка
различных целей
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.
prosv.ru/func/
)
«Исчезающ
ая пища»:
(Читательская
грамотност
ь. Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2.
Учеб.
пособие
для
общеобразо
ват. организаций.
В 2-х ч.
Часть 2. –
Москва,
СанктПетербург:
«Просвеще
ние»,
2021).
«Новости»
6.
Смысл
жизни
(я и моя
жизнь)
1
Художественн
ый текст как
средство
осмысления
действительности
Интегрировать и
интерпретировать
информацию
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют
Наука
Выполнение
Объяснение прин7-8.
2
и
заданий
ципов действия
техноло
«Поехали на
технологий. Вы- гии
водороде» и
движение идей по
«На всех
использованию знапарусах»
ний для разработки и
совершенствования технологий.
Творческая
лаборатори
я
знания?» (5 ч)
Работа индивидуальн
о или в
парах.
Обсуждени
е
результатов
выполнения
заданий.
(http://
skiv.instra
o.ru)
«За тенью»
(http://
skiv.instrao.
ru)
«Зачем?»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.
prosv.ru/func/
)
«Поехали на
водо- роде»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещен
ие»
(https://media.
prosv.
ru/func/)
Естественнонаучная
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под
ред. Г.
С.
Ковалевой,
А. Ю.
Пентина. —
М. ; СПб.
:Просвещен
ие,
2021.Портал
РЭШ(https://
fg.resh.edu.r
u)
9.
Мир
живого
1
Выполнение
задания «Что
вы знаете о
клонах?»
Объяснение
происходящих
процессов на
основе полученных новых знаний.
Анализ методов
исследования и
интерпретация
результатов экспериментов.
Работа индивидуальн
о или в
парах.
Обсуждени
е
результатов
выполнения
заданий.
10.
Вещества
, которые
нас окружают
1
Выполнение
задания «От
газировки к
«газированн
ому»
океану»
Получение
выводов на основе
нтерпретации
данных
(табличных,
числовых),
построение
рассуждений.
Проведение
простых
исследований и
анализ их результатов.
Работа в
парах или
группах.
Презентация
результатов
выполнения
заданий.
Естественнонаучная
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2:
учеб.
пособие для
общеобразоват
ельных
организаций
/ под ред. Г.
С. Ковалѐвой, А.
Ю. Пентина. — М.
; СПб. :
Просвещение
, 2021.
«Углекислый
газ: от
газировки к
«газированному»
океану»:
образователь
ный ресурс
издательства
«Просвещен
ие»
(https://media.
prosv.
ru/func/)
Естественно
-научная
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2:
учеб.
пособие для
общеобразоват
ельных
организаций
/ под ред. Г.
С.
Ковалѐвой,
А. Ю.
Пентина. —
М. ; СПб.:
Просвещение,
2021.
Выполнение
Сетевой
Наше
Объяснение
Работа ин11..
1
задания
комплекс
здоровье
происходящих
дивидуальн
«Экстремальн
информаци
процессов.
о или в
ые профессии» Анализ методов
парах.
онно- го
исследования и
Обсуждени
взаимодейс
твия
интерпретация
е
субъектов
результатов
результатов
экспериментов.
выполнения
Российзаданий.
ской
Федерации
в проекте
«Мониторинг
формировани
я
функциональн
ой грамотности
учащихся»
(http://skiv.inst
rao. ru)
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»
(5 ч)
КреативАнализ
Совместное
Работа в паПортал
12.
1
ность в
моделей и
чтение текста
рах и малых
ИСРО
учебных
ситуаций.
заданий.
группах над
РАО
ситуациях
Маркировка
текста
различными
(http://skiv.i
Модели
и ситуас целью
комплексным
nstrao. ru)
заданий:
циях совыделения
и заданиями.
Комплексн
-тематика и
циального
главного.
Презентаци
ые задания
на- звания,
взаимоСовместная
я
8 кл.,
слоганы,
действия
деятельность по
результатов
Название
имена героев
анализу предлообсуждения
книги,
-схемы,
женных
и
8 кл.,
опорные
ситуаций.
подведение
Рекламный
конспекты
итогов
Выдвижение идей
слоган,
,
и обсуждение
8 кл., Фан-социальные
раз- личных
фик,
инициативы
способов
8 кл.,
и взаимодей- проявления креаЛесные
ствия
тивности в
пожары
ситуациях:
8
кл., Быть
изобретател
чуткими
-создания
ьство и
7 кл., Одни
сюжетов и
рационализ
дома
сценариев,
аторство.
-создания
эмблем,
плакатов, постеров и
других
аналогичных
рисунков, 6
решения эколо-
13.
Выдвижение
разнообразных
идей.
1
Выдвижение
разнообразны
х идей.
Проявляем
гибкость и
беглость
мышления
при решении
школьных
проблем.
Использовани
е имеющихся
знаний для
креативного
решения
учебных
проблем.
гических проблем (ресурсои
энергосбережения,
утилизации и
переработки и
др.),
-выдвижения гипотез.
Совместное
чтение текста
заданий.
Маркировка
текста с целью
выделения
основных
требований.
Совместная
деятельность по
анализу предложенных
ситуаций и
сюжетов. Моделирование
ситуаций,
требующих
применения дивергентного
мышления.
Примеры:
Описание
областей
применимости,
Выявление разных точек
зрения
Преобразование
утверждений,
например,
«Скажи подругому»,
Поиск альтернатив, Поиск
связей и
отношений
Подведение
итогов:
– для ответа на
какие вопросы
на уроке обычно
требуется
выдвижение
разнообразных
идей? (Кому
Работа в
парах
и
малых
группах.
Презентаци
я
результатов
обсуждения
и
подведение
итогов
Портал
ИСРО
РАО
(http://skiv.
instrao. ru)
Комплексн
ые задания
(задания на
выдвижение
разнообразных
идей,
оценку и
отбор идей)
8 кл.,
Говорящи
е имена,
8 кл.,
Система,
8 кл.,
Литерату
рные
места
России,
8 кл.,
Вращен
ие
Земли,
8 кл.,
Зоопарк,
Креативн
ое мышление,
выпуск 2,
Просвещ
ение,
8 кл.,
Теплопередача«Трансп
орт будущего»:
образователь
ный ресурс
издательства
«Просвещ
14.
Выдвиже
- ние креативных
идей и
их
доработка.
1
Оригинальнос
ть и
проработаннос
тьОбсуждение
проблемы:
Когда на уроке
мне помогла
креативность?
нужно/важно
это знание?
Где это
применяется?
Как это связано
с …? И т..п.)
Совместное
чтение текста
заданий.
Маркировка текста
с целью
выделения
основных требований. Совместная
деятельность по
анализу предложенных ситуаций.
Моделируем ситуацию: как можно
проявить креативность при выполнении задания?
Моделирование
ситуаций,
требующих
применения креативного мышления при изучении
нового
материала.
Примеры:
Описание свойств
изучаемого объекта с опорой на
воображение,
Преобразование
утверждений,
Проверка
утверждений
«на прочность», определение границ
применимости,
Выявление главного,
Представление
результатов,
Поиск связей и
отношений
Подведение итогов: – для ответа
на какие
вопросы на
уроке обычно
ение»
(https://m
edia.prosv
.
ru/func/)
Работа в малых группах
по поиску
аналогий,
связей,
ассоциаций
Работа в
парах и
малых группах по
анализу и
моделированию
ситуаций, по
подведению
итогов.
Презентация
результатов
обсуждения
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.in
strao.ru
Комплексн
ые задания
(задания на
выдвижение
креативных идей,
доработку
идей)
8 кл.,
Говорящие
имена,
8 кл.,
Система,
8 кл.,
Литературные места
России,
8 кл.,
Вращен
ие
Земли,
8 кл.,
Зоопарк,
Креативн
ое мышление,
выпуск 2,
Просвещ
ение,
8 кл.,
Теплопер
едача
«Реклама
чтения»:
образовате
льный
ресурс
издательств
а
«Просвещ
ение»
(https://m
edia.prosv
.
15.
От
выдвижения до
доработки
идей
1
Использовани
е навыков
креативного
мышления для
создания
продукта.
требуется выдвигать креативные
идеи? (Какой
ответ
напрашивается?
А как еще можно
рассуждать?
Какой другой
ответ можно
дать?) - для
ответа на какие
вопросы на уроке
обычно требуется
доработка идей?
(Удобно ли это
решение?
Можно ли
сделать лучше/
быстрее /
экономнее …?)
Выполнение
проекта на
осно- ве
комплексного
задания (по
выбору учителя):
конкурс идей
«Знакомимся с
эпохой
писателя»,
социальное
проектирование.
«Как я вижу
свое будущее?»,
подготовка и
проведение социально значимого
мероприятия (например, охраны
лесов от пожаров),
подготовка и проведение
классного часа
для младших
подростков
«Физика/биология … в
твоей жизни»,
планирование и
организация
системы
мероприятий по
помощи в учебе.
ru/func/)
Работа в малых группах
Презентация
результатов
обсуждения
Портал
ИСРО РАО
(http://skiv.ins
trao.ru)
По выбору
учителя
8 кл.,
Литерату
рные
места
России
7 кл.,
Нужный
предмет,
8 кл.,
Лесные
пожары,
8 кл.,
Зоопарк.
Креативн
ое мышление,
выпуск 2,
Просвещ
ение,
8 кл.,
Вращен
ие
Земли,
7 кл.,
Поможем
друг
другу«Транс
порт будущего»:
образовательн
ый ресурс
издательства
«Просве
щение»
(https://
media.pr
osv.
ru/func/)
16.
Диагностика и
рефлексия.
Самооценка
1
Креативное
мышление.
Диагностическая
работа для 9
класса.
Выполнение итоговой работы.
Обсуждение
результатов.
Взаимо- и самооценка результатов
выполнения
Индивидуальная
работа.
Работа в
парах.
Портал РЭШ
(https://
fg.resh.edu.r
u)
Портал
ИСРО РАО
(http://skiv.inst
rao.ru)
Диагностич
еская
работа для
9 класса.
Креативное
мышление.
Вариант 1.
Экспедиция на
Марс.
Вариант 2.
Социальная
инициатива
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
ПодвеСамооценка
Оценивать
Беседа
Приложение
17.
1
дение
уверен- ности
результаты своей
при решении
деятельности.
итогов
жизненных
Аргументиропервой
проблем.
вать и
части
Обсуждение
обосновывать
программ
результатов
свою позицию.
ы.
самооценки с
Задавать вопросы,
Самоо
целью
необходимые для
ценка
достижения
организации собребольшей
ственной деятельзульта
уверенности
ности. Предлагать
при решении
варианты решений
тов
задач по
поставленной продеятел
функциональн
блемы.
ьой
ности
грамотности.
на
заняти
ях
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
В общеСтатистическ
Извлекать инфорБеседа,
«Домашние
18.
1
групповая
животные»,
ственной
ие хамацию (из текста,
работа,
«Здоровое
жизни:
рактеристики.
таблицы, диаграмсоциПредставлени
мы). Распознавать
индивидуал
питание»
альные
е информаматематические
ь- ная
(http://skiv.
опросы и
исследова
- ния
Комплексные
задания
«Домаш
- ние животные»,
«Здорово
е
питание
»
19.
20.
21.
На отдыхе: измерения на
местности
Комплекс
- ное
задание
«Как
измерить
ширину
реки»
В общественной
жизни:
интернет
Комплексное
задание
«Покупк
а подарка
в интернетмагазине»
В
домашних
делах:
коммунальны
е
платеж
и Комплексно
е
задание
ции
(диаграммы)
1
Измерение
геометрических
величин,
Геометрические
фигуры и их
свойства,
Равенство и
подобие
1
Представлени
е данных
(таблицы,
диаграммы),
Вероятность
случайного
события
1
объекты. Описывать ход и результаты действий.
Предлагать и
обсуждать
способы решения.
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными.
Читать,
записывать, сравнивать
математические
объекты (числа,
величины, фигуры). Применять
правила, свойства
(вычислений, нахождения результата). Применять
приемы проверки
результата. Интерпретировать ответ,
данные.
Выдвигать и
обосновывать
гипотезу.
Формулировать
обобщения
и выводы. Распознаватьистинные и
ложные высказывания об объектах.
Строить высказывания. Приводить
примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и
различия
объектов.
Измерять
объекты.
Конструировать
математические
Вычисления с
рациональными
числами с
использованием
работа,
исследован
ие
информаци
- онных
источников,
опрос,
презентаци
я, круглый
стол
instrao.ru/)
Групповая
работа,
индивидуальная
работа,
практическая
работа
(измерение
на
местности)
Беседа,
групповая
работа,
индивидуаль
- ная работа,
из- учение
интер- нетресурсов,
презентация
«Как
измерить
ширину
реки»
(http://
skiv.instrao.
ru/)
Беседа,
групповая
работа,
индивидуал
ь- ная
работа,
практическа
я работа
(вычисления с
использова
ни ем
«Измерение
и оплата
электроэнер
гии» – в
Приложении
(http://
skiv.instrao.r
u/)
«Покупка
подарка в
интернетмагазине»
(http://skiv.i
nstrao. ru/)
электронэлектронных
ных
таблиц
таблиц),
отношения.
презентация
Моделировать
(рекомендаситуацию
ций)
математически.
Наблюдать и проводить аналогии.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)
«Измерение и
оплата
электроэнергии»
22.
Я–
потребитель.
1
Права
потребителей
Защита прав
потребителей
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания. Обосновывать
финансовое
решение.
Решение ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
практическая
работа/
решение
кейсов/ игра
23.
Человек
и работа: что
учитыва
- ем,
когда
делаем
выбор
1
Трудоустрой
ство:
факторы
выбора
профессии,
факторы
выбора места
работы.
Образование
и
самообразова
ние как
условия
финансовой
стабильности
.
Успешное
трудоу
стройство –
основной
фактор
финансовой
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания. Обосновывать
финансовое
решение.
Решение ситуативных и
проблемных
задач
Беседа/
практическа
я
работа/игра
«Защита
прав потребителей»,
«Опоздавший
миксер»
(http://
skiv.instrao.r
u/)
«Что делать
с
некачествен
ным
товаром»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media
.
prosv.ru/func
/)
«Заработна
я
плата»
(http://skiv.i
nstrao. ru/)
«Первая
работа»:
образовател
ьный ресурс
издательств
а
«Просвеще
ние»
(https://medi
a.prosv.
ru/func/)
24.
Налоги
и
выплаты
: что
отдаем и
как
получае
м
1
стабильности
Что такое
налоги и
зачем они
нужны.
Основные
социальные
выплаты,
предоставляемые
государством
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания. Обосновывать
финансовое
решение.
Решение
ситуативных
и
проблемны
х задач.
Беседа /
практическая
работа /
решение
кейсов / игра
«Ежегодные
налоги»
(http://skiv.in
strao. ru)
«Транспортн
ый налог»:
образовател
ьный ресурс
издательства
«Просвещен
ие»
(https://media
.prosv.
ru/func/)
«Зарплатная
карта»
(http://skiv.i
nstrao. ru/)
Решение
ситуативных
и
проблемны
«Работа для
х задач.
Миши»:
Беседа /
образовател
пракьный ресурс
тическая
издательств
рабо- та /
а
решение
«Просвеще
кейсов / дисние»
куссия/ игра
(https://medi
«Агентство
a.prosv.
по
ru/func/)
трудоустро
й- ству»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч), Финансовая
грамотность + Мате- матика + Естественно-научная (1 ч) – за рамками выделенных 5 часов
на финансовую грамотность
«Что
Финансовая
Выявлять и
Решение си«Климатичес
26.
1
посеешь
грамотность и
анализировать
туативных и
кий
, то и посоциальная
финансвую
проблемных
магазин»
жнешь»
ответственност информацию.
задач Беседа/ (http://skiv.
//
ь
Оценивать
практическая instrao.ru)
«Землю
финансовые
работа/ игра
уважай –
проблемы.
пожнешь
Применять
урожай»
финансовые
знания. Обосновывать
финансовое
решение.
«Новая
«Труд,
Финансовая
Финансовая
Решение си27.
1
работа»,
зарплата
грамотность:
грамотность:
туативных и
«Налог на
и налог
проблемных
Образование
Выявлять и
новую
– важный
задач
, работа и
анализировать
квартиру»,
опыт и
Беседа/
финансовая
финансовую ин25.
Самое
главное о
професси
ональном
выборе:
образование,
работа и
финансовая стабильност
ь
1
Образование,
работа и
финансовая
ста- бильность
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания. Обосновывать финансовое решение
урок»
стабильност
ь.
Определении
факторов,
влияющих
на размер
выплачиваемой
заработной
платы.
Налоговые
выплаты
Социальны
е пособия.
Математичес
кая
грамотность:
Зависимость
«цена –
количествостоимость».
Действия с
числами и
величинами.
Вычислени
е
процентов
.
Вычислени
е процента
от числа и
числа по
его проценту.
формацию.
практическа
«Пособие на
Оценивать финаня работа/
ребенка»
совые проблемы.
игра,
(http://
Применять фигрупповая
skiv.instrao.r
нансовые
работа,
u/)
знания.
инди«Старенький
Обосновывать фивидуальная
автомонансовое
работа
биль»:
решение.
образователь
Математическая
-ный ресурс
грамотность:
издательства
Извлекать инфор«Просвещен
мацию (из
ие»
текста, таблицы,
(https://media
диаграммы).
.prosv.
Распознавать
ru/func/)
математические
объекты.
Моделировать
ситуацию
математически.
Устанавливать
и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными.
Предлагать и обсуждать
способы
решения.
Прикидывать,
оценивать,
вычис- лять
результат.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
Какое
Межкультурно
Приводить
Обсуждение
«Интернет в
28.
1
общение
е
примеры
информации,
совреназывают
взаимодействи
«твердых» и
предложенно
менном
эффективе: успешное и
«мягких»
й руководитемире»: обраным. Расуважительное
навыков.
лем занятия /
зовательный
шифруем
взаимодействи
Объяснять
игровая деяресурс
«4к»
е между
причины
тельность
издательства
людьми,
возрастания
«Продействия в
значения «мягких
свещение»
интересах
навыков» в
(https://
общесовременной
media.prosv.ru
ственного
жизни. Объяснять
/func/)
благополучия
понятия
и устойчивого
«критическое
развития.
мышление»,
Понятие об
«аналитическое
«универсальн
мышление».
ых навыках»
(«мягких
навыках») Как
развивать
критическое и
аналитическое
мышление?
Как работать
с
информацией
?
2930.
Общаемс
яв
сетевых
сообществах,
сталкиваемся
со стереотипами,
действуе
м сообща
2
Межкультурно
е
взаимодействи
е: успешное и
уважительное
взаимодействи
е между
людьми в
социальных
сетях,
понимание
роли
стереотипов в
межкультурном
взаимодействии,
роль ценностей
в оценке
различных
взглядов, точек
зрения и мировоззрений.
3132.
Почему и
для чего
в
современном мире
нужно
быть
глобально
2
Глобальные
пробле- мы:
пути и
возможности их
решения
глобально
компе-
Аргументировать свое
мнение о
значении «мягких навыков» в
современном
мире. Объяснять,
как определить
достоверность
информации,
отличить факт и
мнение.
Выявлять и оценивать различные
мнения и точки
зрения, связанные
со стереотипами.
Оценивать ситуации межкультурного общения с
ценностных позиций. Объяснять
сложные
ситуации и
проблемы, возникающие в
общении в
социальных сетях. Аргументировать свое мнение
о возможностях и
рисках участия в
сетевых сообществах
Объяснять сущность глобальных
проблем и вызовов, которые они
создают современному человечеству.
Оценивать
действия по
Дискуссия /
решение познавательных
задач и
разбор
ситуаций«Но
вый ученик»
Дискуссия /
конференция
/ решение познавательны
х задач и
разбор
ситуаций
Ситуации
«Гендерное
равенство и
стереотипы», «Плюсы
и ми- нусы
стереотипов»
,
«Сетикет»,
«Сегодня у
нас
презентация
»
(http://skiv.i
nstrao.ru/)
«Новый
ученик»:
образовате
льный
ресурс
издательств
а
«Просвеще
ние»
(https://medi
a.prosv.
ru/func/)
Глобальные
компетенции.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2.
«Что такое
глобальные
компетенции
?»:
образователь
ный ресурс
издательства
«Просвеще
компетентным?
Действуем для
будущего
: учитываем цели
устойчивого
развития
33.
34.
Подведение
итогов
програ
ммы.
Самооценка
резуль
татов
деятел
ьности
на
заняти
ях
Итогово
е
занятие
тентными
людьми в
условиях
динамично
развивающего
ся неопределенного
мира.
решению глобальных проблем
в современном
мире. Определять
и обосновывать
собственную
стратегию
поведения, связанную с участием в
решении глобальных проблем.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
Оценка
Оценивать резульГрупповая
1
(самооценка)
таты своей
работа
уровня
деятельности.
сформированно- Аргументировать
сти функцио
и обосновывать
нальной
свою позицию.
грамотности по Осуществлять
шести
сотрудничество
составляющим. со сверстниками.
Обсуждение
Учитывать
воз- можных
разные мнения.
действий,
направленных
на повышение
уровня ФГ
отдельных
учащихся и
группы в
целом.
Демонстрация
Решение пракТеатрализова
1
итогов
тических задач,
нное
внеурочных
успешное
представление, фестизанятий по ФГ межлич- ностного
валь,
(открытое
общение в
мероприятие
совместной
выставка
для школы и
деятельности,
работ
родителей).
активное
участие в
коллективных
учебно-
ние»
(https://medi
a.prosv.
ru/func/)
«Что такое
«глобальные
компетенци
и»? Почему
современны
й человек
должен быть
глобально
компетентным?»
Глобальные
компетенци
и.
Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 2.
Для
конкретизаци
и проявления
сформированности
отдель ных
уровней ФГ
используются
примеры
заданий
разного
уровня ФГ
(http://skiv.ins
trao. ru/)
исследовательских, проектных и других
творческих
работах.
Просмотр слайдшоу с
фотография- ми и
видео, сделанными педагогами
и детьми во время
занятий. Благодарности друг другу
за совместную
работу.