Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа (МАОУ-Тыгишская СОШ) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/ 502 от 29 августа 2024 г. ______________ Д.Е. Пермикина Учебный план по дополнительному образованию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияТыгишской средней общеобразовательной школы на 2024-2025 учебный год (приложение к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе) Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования МАОУ – Тыгишская СОШ определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём видов деятельности для обучающихся школы. При отборе содержания и видов деятельности детей по каждой направленности учтены интересы и потребности детей, пожелания родителей. Нормативно-правовой основой формирования учебного плана дополнительного образования является: - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25.12.2023 г; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждён постановлением главы городского округа Богданович от 03.07.2020 № 811; Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого образовательного пространства школы, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Система дополнительного образования детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Работа системы дополнительного образования детей в школе опирается на следующие приоритетные принципы: · свободный выбор ребенком видов деятельности для полноценного развития своих потенциальных возможностей; · ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; · возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; · единство обучения, воспитания, развития; · в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку); · практико-деятельная основа образовательного процесса. Система дополнительного образования в школе функционирует в течение учебного года и позволяет учащимся показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного, внеурочного) развития творческой личности. Комплектование объединений по интересам организуется на добровольной основе (детей, родителей, педагогов), с учетом социального заказа. Учебный план дополнительного образования детей базируется на реализации дополнительных общеразвивающих программ, способствует повышению качества и эффективности обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных способностей и развития. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение «воспитательного поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Содержание дополнительных общеразвивающих программ направленно на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Режим работы Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день. В период школьных каникул занятия могут: - проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся; - продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п. Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго по расписанию. Расписание составляется в начале учебного года администрацией с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. В расписании указываются: направление, наименование кружков, секций, количество часов, дни недели, время проведения, класс, ответственный руководитель Формы занятий - групповая и индивидуальная (определяются педагогом и программой). Работа учащихся в группе строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Численный состав объединения определяется нормативными документами и дополнительной общеразвивающей программой. Ожидаемые результаты: - расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов; - повышение роли дополнительного образования детей в деятельности образовательного учреждения; - интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования; - укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни; - снижение роста негативных явлений в детской среде; - духовно-нравственное оздоровление. Формы контроля: - изучение и утверждение дополнительных общеразвивающих программ, тематики планирования; - посещение и анализ занятий; - посещение открытых мероприятий, творческих отчетов; - организация выставок и презентаций. Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся: - участие в региональных и муниципальных конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях; - отчеты творческих коллективов и мастерских; - защита и презентации проектных и исследовательских работ; - участие в общешкольных мероприятиях. Система дополнительного образования является составной частью учебновоспитательного процесса МАОУ –Тыгишская СОШ и организуется по следующим направленностям: - военно-патриотическое; - художественно-эстетическое; - физкультурно-спортивное; - туристско-краеведческое; - социально-педагогическое; - техническая; - общеинтеллектуальное. Направление Военно – патриотическое Художественно- эстетическое Наименование кружков, секций Стрелковая подготовка Рукодельница Хор Школьный театр Физкультурно-спортивное Волейбол Мини-футбол ОФП Баскетбол Плавание Туристко-краеведческое Школа безопасности Практическая география Туристический клуб Социально-педагогическое Лига добра Техническое Основы робототехники на примере Lego Mindstorm EV 3 Школьное телевидение Общеинтеллектуальное Я-исследователь Роботехника Юный физик Введение в информатику Общебиологические закономерности Инфознайка Технология создания Web-сайтов Химия вокруг нас Физкультурно-спортивная направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: секцией «Баскетбол» для учащихся 5-11 классов в объёме 1 час в неделю; секцией «Волейбол» для учащихся 5-9 классов в объёме 1 час в неделю с сентября по январь; секцией «ОФП» для учащихся 1-4 классов 1 час в неделю; «Мини-футбол» для учащихся 5-9 классов 1 час в неделю. «Плавание» для учащихся 5-11 классов в объеме 1 час в неделю с января по май. Техническая направленность представлена в виде «Основы робототехники на примере Lego Mindstorm EV 3» для учащихся 1-4 классов в объеме 1 час в неделю; «Школьное телевидение» для учащихся 5-11 классов в объеме 1 час в неделю. Общеинтелектуальная направленность реализуется через курс «Я-исследователь» в 78 классе по 1 часу в неделю; «Роботехника» в 5-9 классах по 1 часу в неделю; «Юный физик» в 7 классе 1 час в неделю; «Введение в информатику» в 5-6 классах по 1 часу в неделю; «Общебиологические закономерности» в 10 классе 1 час в неделю; «Инфознайка» в 1-4 классах по 1 часу в неделю; «Технология создания Web-сайтов» в 9 классе 1 час в неделю; «Химия вокруг нас» для учащихся 8-9 классов по 1 часу в неделю. Военно-патриотическая направленность представлена секцией «Стрелковая подготовка» для учащихся 5-11 классов в объёме 1 час в неделю. Туристско-краеведческая направленность представлена кружком «Школа безопасности» для обучающихся 5-11 классов в объёме 2 часа в неделю. «Практическая география» для обучающихся 8-9 классов в объеме 1 час в неделю. «Туристический клуб» для обучающихся 5-11 классов в объеме 1 час в неделю. Художественно-эстетическая направленность представлена кружком «Рукодельница» для учащихся 5-11 классов в объёме 4 часа в неделю. «Хор» для учащихся 1-4 классов в объеме 1 час в неделю. «Школьный театр» для учащихся 1-4 классов в объеме 1 час в неделю. Социально-педагогическая направленность представлена кружком «Лига добра» для обучающихся 7-11 классов в объеме 1 часа в неделю. План работы по дополнительному нормативный срок освоения. образованию ориентирован на годовой Учебный план дополнительного образования МАОУ - Тыгишской СОШ на 2024-2025 учебный год Класс Направление деятельности Формы реализации Военнопатриотическое «Стрелковая подготовка» 5-11 Художественно эстетическое «Рукодельница» «Школьный театр» Физкультурноспортивное Туристскокраеведческое Социальнопедагогическое Техническое Общеинтеллектуальное Всего: Недельная нагрузка Годовая нагрузка 1 34 5-11 1-4 4 1 136 34 «Хор» 1-4 1 34 «Волейбол» с сентября по январь (17 недель) «ОФП» «Баскетбол» «Мини-футбол» «Плавание» с января по май (17 недель) «Школа безопасности» «Практическая география» Туристический клуб Лига добра 5-9 1 17 1-4 5-11 5-9 5-11 1 1 1 1 34 34 34 17 5-11 2 68 8-9 1 34 5-11 7-11 1 1 34 34 1-4 1 34 5-11 1 34 1-4 5-6 4 2 136 68 5-9 8-9 10 5 2 1 170 68 34 7 9 1 1 34 34 7-8 2 36 68 1224 Основы робототехники на примере Lego Mindstorm EV3 Школьное телевидение Инфознайка Введение в информатику Роботехника Химия вокруг нас Общебиологические закономерности Юный физик Технология создания Web-сайтов Я – исследователь