Индивидуальный учебный план для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Синяев Илья, 2 класс) на 2024-2025 учебный год (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МАОУТыгишской СОШ на 2023-2028 г) Согласовано _________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Ознакомлен(а) _________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) 2024 Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Индивидуальный учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ – Тыгишской СОШ является нормативным документом, составлен для обучающегося 2 класса в соответствии с нормативными документами и рекомендациями ПМПК: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25.12.2023 г; 2) Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” 3) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" с изменениями от 25.09.2017; 4) Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 03.08.2023 г.) 5) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) 8) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 9) Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждѐн постановлением главы городского округа Богданович от 03.07.2020 № 811; 10) Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023-2028 учебный год. Пояснительная записка Учебный план образовательной организации (далее - Учебный план), реализующей АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году со 2 класса. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному предмету обучающихся II класса. Предметная область: Язык и речевая практика. Предметная область включает три учебных предмета: Русский язык, чтение, речевую практику. Русский язык - выделяется 3 часа в неделю во 2 классе. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач. Чтение - 4 часа в неделю во 2 классе. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика - выделяется 2 часа в неделю во 2 классе. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. Предметная область: Математика. Предметная область включает предмет «Математика». Выделяется 4 часа в неделю во 2 классе. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Предметная область: Естествознание. Предметная область включает предмет «Мир природы и человека», - выделяется 1 час во 2 классе. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Предметная область: Искусство. Предметная область включает два предмета «Музыка», «Рисование (изобразительное искусство)». Музыка - выделяется 1 часу во 2 классе. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. Рисование (изобразительное искусство)- выделяется 1 час в неделю. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Предметная область: Физическая культура. Предметная область включает предмет «Адаптивная физическая культура». Адаптивная физическая культура - выделяется 3 часа в неделю. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности Предметная область: Технологии. Предметная область включает предмет «Труд (технология)». «Труд (технология)» - выделяется 1 час во 2 классе. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации Часть, формируемая участниками образовательных отношений входят предметы «Секреты русского языка» 2 часа в неделю, «Технология» 1 час в неделю. Коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия, ритмика, развитие психомоторики и сенсорных процессов» выделяется 6 часов в каждом классе. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Внеурочная деятельность - обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени по 4 часа в 1 доп.,1- 4 класс. Недельный индивидуальный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающегося II класса. Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство Класс Учебные предметы Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология) 5. Физическая культура 6. Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Технология Секреты русского языка Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика развитие психомоторики и сенсорных процессов Внеурочная деятельность: II 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 1 2 23 6 3 1 2 4 всего Количество часов 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 1 2 23 6 3 1 2 4 Годовой индивидуальный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающегося II класса. Количество часов в год II Всего 102 102 1. Язык и речевая практика 136 136 68 68 2. Математика 136 136 3. Естествознание 34 34 34 34 4. Искусство 34 34 5. Физическая культура 102 102 6. Технология 34 34 Итого 680 680 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 102 102 Технология 34 34 Секреты русского языка 68 68 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 23 23 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 204 204 логопедические занятия 102 102 ритмика 34 34 развитие психомоторики и сенсорных процессов 68 68 Внеурочная деятельность: 136 136 Предметные области Класс \ Учебные предметы Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология)