План внеурочной деятельности
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияТыгишской средней общеобразовательной школы
на 2024-2025 учебный год
(приложение к Основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2027 гг.)
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ –
Тыгишской СОШ является нормативным документом и составлен в соответствии с
нормативными документами:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25.12.2023 г;
2) Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования”
3) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области" с изменениями от 25.09.2017;
4) Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с
изменениями и дополнениями от 03.08.2023 г.)
5) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
7) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" с изменениями от 08.11.2022;
8) Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 №31 «"О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования" вступает в силу 01.09.2024 г.
9) Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2024 N 77830) вступает в силу
01.09.2024 г.
10) Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждён постановлением главы
городского округа Богданович от 03.07.2020 № 811;
11) Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2027 гг.. с изменениями от 22 апреля 2024.
Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с
учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора
направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
При отборе направлений внеурочной деятельности образовательная
организация ориентируется, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни
успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их
организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных
отношений.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Один час в неделю отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Направления и цели внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
Коммуникативная деятельность
направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения
и словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного
творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а
также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к
самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть
трудности, возникшие при изучении разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в
том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Формами организации внеурочной деятельности следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае
внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной
организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего
во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно
в
образовательной организации в этой работе принимают участие все педагогические
работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники,
социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед,
воспитатели, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
детей в части создания условий для развития творческих интересов детей,
включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования
строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет,
как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего
образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Цель: Заключается в формировании знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени
начального
общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Форма организации: учебный курс физической культуры.
Проектно-исследовательская деятельность.
Цель: Создание условий для формирования у учащихся функционального
навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе
приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее
самоопределения и самореализации.
Форма организации: творческие, исследовательские проекты
Коммуникативная деятельность.
Цель: совершенствование функциональной языковой, читательской,
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного
творчества.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
Художественно-эстетическая творческая деятельность.
Цели:
- расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира,
формирование умений создавать предметы своими руками с использованием
природного
материала,
развитие
творческой
активности,
интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
- формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры
движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.
- расширение представлений о театральном творчестве, формирование
умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться;
развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и
театрализованной деятельности.
Форма организации: творческие мастерские; выставки творческих работ,
постановка концертных номеров, театральная студия, спектакли по мотивам сказок.
Интеллектуальные марафоны.
Цель: расширение знаний и представлений о профессиях, формирование
психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Форма организации: экскурсии, конкурс
«Учение с увлечением!»:
Цель: совершенствование навыков по учебным предметам для учащихся,
испытывающих трудности в его изучении; углубление интереса к его изучению.
Форма организации: учебный курс – факультатив.
Организация занятий по направлениям представлена в Плане внеурочной
деятельности и является частью образовательного процесса в МАОУ – Тыгишской
СОШ.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел
воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный план 1-4 классов
в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 1320 академических часов за четыре
года обучения. Для ребенка создается особое образовательное пространство,
позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию
на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую
годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности.
Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку
овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и
демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах
осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и
склонностями
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
имеются следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, в
которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, кабинет технологии,
кабинет музыки, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми
нормативам.
Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для
повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся.
План внеурочной деятельности начального общего образования
2024-2025 учебный год
1-4 классы
1
Класс
2
3
4
Тушкова М.О.
1
1
1
1
Киселев А.В.
1
1
1
Лихачева Е.С.
1
1
1
Иксанова Н.К.
1
ФИО педагога
Епифанова О.В.
«Учение с увлечением!»
1
1
Ритмика
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Орлята России
Коммуникативная деятельность
Орлята России
Коммуникативная деятельность
Орлята России
Коммуникативная деятельность
Орлята России
Коммуникативная деятельность
Основы
проектной и
исследовательско
й деятельности
Основы
проектной и
исследовательско
й деятельности
Основы
робототехники
Акварелька
Проектно-исследовательская
деятельность
1
Козлова В.А.
1
Ветчинова Т.Н.
1
Козлова В.А.
Направление
Мой друг иностранный
язык
Подвижные игры
1
Ветчинова Т.Н.
Название
кружка, курса
1
Долгий В.М.
1
1
Лысцова Е.В.
1
1
1
1
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
9
9
9
Мероприятия
воспитательной
работы
1
1
0,5
0,5
Итого
10
10
9,5
9,5
Учебные недели
33
34
34
34
Итого часов:
330
340
323
323
Разговоры о
важном
Функциональная
грамотность
Тропинка в
профессию
1316
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Проектно-исследовательская
деятельность
Проектно-исследовательская
деятельность
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Коммуникативная деятельность
Коммуникативная деятельность
Интеллектуальные марафоны
Сетка внеурочной деятельности
Класс
Направления
внеурочной
деятельности
Мероприятия
воспитательной
системы
школы
Итого часов
Количество часов в
неделю
1
2
3
4
Количество часов за год
1
2
3
4
всего
9
9
9
9
297
306
306
306
1215
1
1
0,5
0,5
33
34
17
17
101
10
10
9,5
9,5
330
340
323
323
1316
Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую
годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности.
Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку
овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и
демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах
осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и
склонностями
Классные часы: «Терроризм». Поведение обучающихся в экстремальных
ситуациях; «Урок Мира и Добра», посвященный Дню Знаний; «День народного
Единства»; «Я славлю имя твое, мама!», посвященный Дню матери в России; «Есть
такая профессия – Родину защищать»; «Мир профессий», «Урок цифры».
Мероприятия воспитательной системы школы по направлениям:
Направления
Спортивно-оздоровительная
деятельность
«Учение с увлечением!»
Проектно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность.
Художественно-эстетическая
творческая деятельность.
Интеллектуальные марафоны.
Мероприятия
осенний кросс, туристический слет, лыжня России,
участие в конкурсе по военно-прикладным видам спорта,
зимний триатлон, Городская легкоатлетическая эстафета,
посвященная Дню Победы; Школьная акция «Мы – за
здоровый образ жизни!»
«Золотое сечение», «Ученик года» (участие в конкурсах,
школьный, муниципальный этапы Всероссийской
олимпиады школьников по предметам); предметные
недели
«Российское движение детей и молодежи»; «Я –
Гражданин»; «Большая перемена»
Акция «Мы за здоровый образ жизни»; акция «Чистое
село»; Всероссийский урок безопасности школьников в
сети Интернет; Посещения выставки «Ярмарка
профессий»; «День школьного самоуправления»,
посвященной Дню Учителя, Встречи учащихся школы с
ветеранами педагогического труда;
Торжественная линейка, посвященная «Первому звонку»;
акция «Внимание, дети!»; «С Днем Учителя!» праздничные поздравления учащихся школы;
праздничные поздравления, посвященные Дню пожилого
человека, «Серебряное пёрышко»; акция: «Сердце,
отданное детям», посвященная Международному Дню
учителя. «Масленица»
«Самый умный»; Марафон здоровья
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел
воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный план 1-4 классов
в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 1320 академических часов за четыре
года обучения. Для ребенка создается особое образовательное пространство,
позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию
на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.