Рабочая программа УО КБЖ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

Рассмотрено:

Согласовано:

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МАП

Зам. директора по УВР

приказом директора

протокол № 1

_________ /Е.С.Лихачева/

МАОУ-Тыгишской СОШ

от «24» августа 2023 г.

«28» августа 2023 г.

№ 01-05/489 от 31 августа
2023 г. ____________ Д.Е.
Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на
2023 - 2028)

Уровень обучения (класс) 9 (ФГОС) основное общее образование
Количество часов 34

Уровень базовый

Учитель: Пермикин Сергей Леонидович, высшая к.к.
Срок реализации: 2023-2024 г.г.

с.Тыгиш 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
В Программе содержание учебного предмета КБЖ структурно представлено
десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность
изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность
учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
КБЖ Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности еѐ избегать → при
необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам
возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия;
улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и
каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности»
подготовлена по уровню образования (основное общее образование) в
соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности»
для основного общего образования содержит:
- пояснительную записку с целями и задачами обучения;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета «культура безопасности
жизнедеятельности» в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета;
- перечень УУД, достижение которых обеспечивает программа;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование;
- материально – техническое обеспечение.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«КУЛЬТУРА

Целью изучения учебного предмета КБЖ является формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства,
что предполагает:

способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни,
причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые
средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;

сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;

знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета КБЖ предусматривается в течение 1 учебного
года, в 9 классе по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета КБЖ отводится
34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета КБЖ, его ключевые понятия и значение
для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной
и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию,
правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых
веществ и их опасности;
признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания
первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приѐмы и
правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приѐмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми
людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах
жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:

правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных
транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных
индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моноколѐса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта
(мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;

порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их
профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы
риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и еѐ задачи;
понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный
алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приѐмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и
позитивного общения;
приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и
комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и
деструктивного общения;
манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут
причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и способы защиты от них;

современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных
и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие
принципы
безопасного
поведения,
необходимые
для
предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его
признаки, приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
основы
общественно-государственной
системы
противодействия
экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и еѐ цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий
при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС),
еѐ
задачи,
структура,
режимы
функционирования;
государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера
ответственности, порядок взаимодействия с ними;
общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности
жизни и здоровья населения;

права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное
поведение
как
элемент
общественной
и
государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении,
в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чѐтко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде
всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе
и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и
безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к
целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим
людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
КБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ
основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к

разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной
и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и
общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,
ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития чело­века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и

чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки
и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом
реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета КБЖ, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества
и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере
сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных
тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении,
на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками
работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета КБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действи­ями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование
заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбина­циями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять

предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное
общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой
учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников
диалога;
публично
представлять
результаты
решения
учебной
задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и
понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать
процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку
зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной
задачи с учѐтом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать
ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на
ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего
вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированностью
у
обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в
способности построения и следования модели индивидуального безопасного
поведения и опыте еѐ применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности
личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа
жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для
личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;

3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе
террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и
каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
учебного предмета КБЖ, по учебным модулям:

9 КЛАСС
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные
сообщения;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том
числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте,
в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического
акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником
происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном,
воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
распознавать
и
характеризовать
ситуации
криминогенного
и
антиобщественного характера (кража, грабѐж, мошенничество, хулиганство,
ксенофобия);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение
экологии для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке;
объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время
года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
геологического
происхождения
(землетрясения,
извержения
вулкана),
чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури,
смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные
лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

воде;

характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на

безопасно действовать при автономном существовании в природной среде,
учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими
животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и
растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических
нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и
психологического благополучия);
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие,
буллинг (травля));
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в
экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и
суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со
знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе,
коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодѐжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при
возможных манипуляциях.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети
Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том
числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные
интернет-сообщества);
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании Интернета (например: мошенни­чество, игромания, деструктивные
сообщества в социальных сетях).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;

объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в
общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных
(или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите
населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях
чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в
различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учѐтом возрастных
обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении
опасных ситуаций.

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Модуль "Безопасность в быту"

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

2

Модуль "Безопасность на транспорте"

5

1

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

3

Модуль "Безопасность в общественных
местах"

2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

Модуль "Безопасность в природной среде"

8

1

2

https://m.edsoo.ru/7f41b590

5

Модуль "Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний"

3

0

1

https://m.edsoo.ru/7f41b590

6

Модуль "Безопасность в социуме"

4

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

7

Модуль "Безопасность в информационном
пространстве"

3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

8

Модуль "Основы противодействия
экстремизму и терроризму"

4

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

1

1

https://m.edsoo.ru/7f41b590

34

3

4

Модуль "Взаимодействие личности,
общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
9

Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа

9А КЛАСС
№
п/п

1

2

Тема урока

Основное содержание

Пожарная
безопасность в
быту

Пожар
и
факторы
его
развития. Условия и причины
возникновения пожаров, их
возможные
последствия,
приѐмы и правила оказания
первой помощи. Первичные
средства
пожаротушения.
Правила вызова экстренных
служб
и
порядок
взаимодействия
с
ними,
ответственность за ложные
сообщения.
Права,
обязанности
и
ответственность граждан в
области
пожарной
безопасности

Безопасность
пассажира

Правила дорожного движения
для пассажиров. Обязанности
пассажиров
маршрутных
транспортных средств. Ремень
безопасности и правила его
применения.
Порядок
действий
пассажиров
в
маршрутных
транспортных
средствах, в том числе
вызванных террористическим

Основные виды деятельности
обучающихся
Характеризуют пожар, его факторы и стадии
развития. Объясняют условия и причины
возникновения пожаров, характеризуют их
возможные последствия. Вырабатывают
навыки безопасных действий при пожаре
дома, на балконе, в подъезде, в лифте, в
общественных
зданиях.
Вырабатывают
навыки
правильного
использования
первичных средств пожаротушения, оказания
первой
помощи.
Объясняют
права,
обязанности и ответственность граждан в
области пожар ной безопасности. Объясняют
правила и вырабатывают навыки вызова
экстренных служб и объясняют порядок
взаимодействия
с
ними.
Раскрывают
ответственность за ложные сообщения.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют правила дорожного движения
для пассажиров. Объясняют обязанности
пассажиров
маршрутных
транспортных
средств. Объясняют правила применения
ремня
безопасности
и
детских
удерживающих устройств. Вырабатывают
навыки безопасных действий пассажиров при
различных происшествиях в маршрутных
транс портных средствах. Объясняют правила
поведения
пасса
жира
мотоцикла.

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
af78e Российская
электронная школа

3

4

5

Безопасность
водителя

Безопасные
действия при
дорожнотранспортных
происшествиях

Безопасность
пассажиров на
различных
видах
транспорта

актом. Правила поведения
пассажира мотоцикла
Правила дорожного движения
для водителя велосипеда и
иных индивидуальных средств
передвижения
(электросамокаты,
моноколѐса,
гироскутеры, сигвеи и т. п.),
правила
безопасного
использования
мототранспорта
(мопедов,
мотоциклов).Дорожные знаки
для водителя велосипеда,
сигналы
велосипедиста.
Правила
подготовки
велосипеда к пользованию
Дорожно-транспортные
происшествия и причины их
возникновения. Основные
факторы риска возникновения
дорожно-транспортных
происшествий. Порядок
действий очевидца дорожнотранспортного происшествия.
Порядок действий при пожаре
на транс порте
Особенности различных видов
транспорта (подземного,
железнодорожного, водного,
воздушного). Обязанности и
порядок действий пассажиров
при различных
происшествиях на от дельных
видах транспорта, в том числе

Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют правила дорожного движения
для
водителя
велосипеда
и
иных
индивидуальных
средств
передвижения
(электросамокаты,
скутеры,
сигвеи).Характеризуют
дорожные
знаки
для
водителя
велосипеда,
сигналы
велосипедиста.
Объясняют
правила
подготовки
и
вырабатывают
навыки
безопасного
использования
велосипеда.
Объясняют требования правил дорожного
движения к управлению монотранспортом
(мопедами и мотоциклами). Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
af946 Российская
электронная школа

Классифицируют дорожно-транспортные
происшествия и характеризуют причины их
возникновения. Вырабатывают навыки
безопасных действий очевидца дорожнотранспортного происшествия. Объясняют
порядок действий при по жаре на
транспорте. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
afef0 Российская
электронная школа

Характеризуют особенности и опасности на
различных видах транспорта (подземного,
железнодорожного, водного,
воздушного).Раскрывают обязанности
пассажиров отдельных видов транспорта.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения пассажиров при различных
происшествиях на отдельных видах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
afd42 Российская
электронная школа

вызванных террористическим
актом

6

7

8

Первая помощь
при
чрезвычайных
ситуациях на
транспорте

Первая помощь и
последовательность еѐ
оказания. Приѐмы и правила
оказания первой помощи при
различных травмах
в результате чрезвычайных
ситуаций на транспорте

Пожарная
безопасность в
общественных
местах

Порядок
действий
при
обнаружении
угрозы
возникновения
пожара.
Порядок
действий
при
эвакуации из общественных
мест и зданий

Безопасные
действия в
ситуациях
криминогенног
ои
антиобществен
ного характера

Опасности криминогенного и
антиобщественного характера
в
общественных
местах,
порядок действий при их
возникновении.
Порядок
действий
при
обнаружении
бесхозных
(потенциально
опасных)
вещей и предметов, а также в
условиях
совершения
террористического акта, в том
числе
при
захвате
и
освобождении
заложников.
Порядок
действий
при

транспорта. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Раскрывают содержание первой помощи и
последовательность еѐ оказания. Объясняют
правила и вырабатывают навыки оказания
первой помощи при различных травмах в
результате чрезвычайных ситуаций на
транспорте. Характеризуют способы
извлечения пострадавшего из транспорта.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обнаружении угрозы возникновения
пожара. Объясняют правила и вырабатывают
навыки безопасных действий при эвакуации
из
общественных
мест
и
зданий.
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обрушениях зданий и сооружений.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют опасности криминогенного и
антиобщественного
характера
в общественных местах. Вырабатывают
навыки безопасных действий в ситуациях
криминогенного
и
антиобщественного
характера, при обнаружении бесхозных
(потенциально опасных) вещей и предметов,
а
также
в
условиях
совершения
террористического акта, в том числе при
захвате и
освобождении заложников.
Вырабатывают
навыки
действий
при взаимодействии с правоохранительными
органами. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0210 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0c10 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0c10 Российская
электронная школа

9

10

11

Безопасные
действия при
автономном
существовании
в природной
среде

взаимодействии
с
правоохранительными
органами
Автономные
условия,
их
особенности и
опасности,
правила
подготовки
к длительному автономному
существованию.
Порядок
действий при автономном
существовании в природной
среде.
Правила
ориентирования на местности,
способы подачи сигналов
бедствия

Пожарная
безопасность в
природной
среде

Порядок действий при
обнаружении угрозы
возникновения пожара.
Порядок действий при
эвакуации из общественных
мест и зданий

Безопасное
поведение в
горах

Устройство гор и
классификация горных пород,
правила безопасного
поведения в горах. Снежные
лавины, их характеристики
и опасности, порядок
действий при по падании в
лавину. Камнепады, их
характеристики и опасности,
порядок действий,
необходимых для снижения

Характеризуют
автономные
условия,
раскрывают их опасности и порядок
подготовки к ним. Вырабатывают навыки
безопасных действий при автономном
существовании
в
природной
среде:
ориентирование на местности, в том числе
работа с компасом и картой, обеспечение
ночлега и питания, разведение костра, подача
сигналов бедствия. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обнаружении угрозы возникновения
пожара. Объясняют правила и вырабатывают
навыки безопасных действий при эвакуации
из общественных мест и зданий.
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обрушениях зданий и сооружений.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Объясняют устройство гор и классифицируют горные породы. Раскрывают правила
безопасного поведения в горах.
Характеризуют снежные лавины, камнепады,
сели, оползни, их внешние признаки и
опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при попадании в
лавину, необходимых для снижения риска
попадания под камнепад, при попадании в
зону селя, при начале оползня. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b14e4 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0efe Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b1ac0 Российская
электронная школа

12

Безопасное
поведение на
водоѐмах

риска попадания под
камнепад. Сели, их
характеристики и опасности,
порядок действий при
попадании в зону селя.
Оползни, их характеристики и
опасности, порядок действий
при начале оползня
Общие правила безопасного
поведения
на
водоѐмах,
правила купания в подготовленных
и
неподготовленных
местах.
Порядок
действий
при
обнаружении
тонущего
человека. Правила поведения
при
нахождении
на плавсредствах. Правила
поведения при нахождении
на льду, порядок действий
при обнаружении человека в
полынье

13

Безопасные
действия при
угрозе
наводнения,
цунами

Наводнения, их
характеристики и опасности,
порядок действий при
наводнении. Цунами, их
характеристики и опасности,
порядок действий при
нахождении в зоне цунами

14

Безопасные
действия при
урагане, буре,
смерче, грозе

Ураганы, бури, смерчи, их
характеристики и опасности.
Порядок действий при
ураганах, бурях и смерчах.

задачи

Объясняют общие правила безопасного
поведения на водоѐмах. Раскрывают правила
купания
в
подготовленных
и
неподготовленных местах. Характеризуют
правила само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде. Вырабатывают навыки
безопасных действий при обнаружении
тонущего человека летом и человека в
полынье. Раскрывают правила поведения
при
нахождении
на
плавсредствах
и на льду. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют наводнения, их внешние
признаки и опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при наводнении.
Характеризуют цунами, их внешние признаки
и опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при нахождении в зоне
цунами. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют ураганы, бури, смерчи, их
внешние признаки и опасности.
Вырабатывают навыки безопасных действий
при ураганах, бурях и смерчах.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b1da4 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b209c Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b222c Российская
электронная школа

Грозы, их характеристики и
опасности. Порядок действий
при попадании в грозу

15

Безопасные
действия при
угрозе
землетрясения,
извержения
вулкана

16

Экология и еѐ
значение для
устойчивого
развития
общества

17

Психическое
здоровье и
психологическ
ое
благополучие

Землетрясения и извержения
вулканов, их характеристики и
опасности. Порядок действий
при землетрясении, в том
числе при попадании под
завал. Порядок действий при
нахождении в зоне
извержения вулкана
Смысл понятий «экология» и
«экологическая культура».
Значение экологии для
устойчивого развития
общества. Правила
безопасного поведения при не
благоприятной экологической
обстановке
Понятия «психическое
здоровье»
и «психологическое
благополучие», современные
модели психического здоровья
и здоровой личности. Стресс и
его влияние на человека, меры
профилактики стресса,
способы само контроля и
саморегуляции эмоциональных состояний

Характеризуют грозы, их внешние признаки
и опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при попадании в грозу.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют землетрясения и извержения
вулканов и их опасности. Вырабатывают
навыки безопасных действий при
землетрясении, в том числе при попадании
под завал. Вырабатывают навыки безопасных
действий при нахождении в зоне извержения
вулкана. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b23a8 Российская
электронная школа

Раскрывают смысл понятий «экология» и
«экологическая культура». Объясняют
значение экологии для устойчивого развития
общества. Раскрывают правила безопасного
поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи

Российская
электронная школа

Раскрывают понятия «психическое здоровье»
и «психологическое благополучие».
Характеризуют современные модели
психического здоровья и здоровой личности.
Объясняют понятие «стресс» и его влияние
на человека. Вырабатывают навыки
соблюдения мер профилактики стресса,
раскрывают способы самоконтроля и
саморегуляции эмоциональных состояний.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b3078 Российская
электронная школа

18
19

20

21

Первая помощь
и самопомощь
при
неотложных
состояниях

Понятие «первая помощь» и
обязанность по еѐ оказанию,
универсальный
алгоритм
оказания первой помощи.
Назначение и состав аптечки
первой помощи. Порядок
действий при оказании первой
помощи
в
различных
ситуациях,
приѐмы
психологической поддержки
пострадавшего

Общение —
основа
социального
взаимодействи
я

Общение и его значение для
человека,
способы
организации
эффективного
и
позитивного
общения.
Приѐмы и правила безопасной
межличностной
коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе.
Признаки конструктивного и
деструктивного общения

Безопасные
способы
избегания и
разрешения
конфликтных
ситуаций

Понятие «конфликт» и стадии
его развития, факторы и
причины развития конфликта.
Условия и ситуации
возникновения
межличностных и групповых
конфликтов, безопасные и
эффективные способы
избегания и разрешения
конфликтных ситуаций.
Правила поведения для
снижения риска конфликта и

Раскрывают понятие «первая помощь» и еѐ
содержание. Анализируют универсальный
алгоритм
оказания
первой
помощи.
Характеризуют назначение и состав аптечки
первой помощи. Вырабатывают навыки
действий при оказании первой помощи в
различных
ситуациях.
Характеризуют
приѐмы
психологической
поддержки
пострадавшего.
Моделируют
реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Характеризуют общение и объясняют его
значение для человека. Анализируют способы
организации эффективного и позитивного
общения.
Раскрывают
приѐмы
и
вырабатывают навыки соблюдения правил
безопасной межличностной коммуникации
и комфортного взаимодействия в группе.
Раскрывают признаки конструктивного и
деструктивного
общения.
Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
Раскрывают понятие «конфликт»
и характеризуют стадии его развития,
факторы и причины развития. Анализируют
условия и ситуации возникновения
межличностных и групповых конфликтов.
Характеризуют безопасные и эффективные
способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций. Вырабатывают
навыки соблюдения правил поведения для
снижения риска конфликта и безопасных
действий при его опасных проявлениях.
Характеризуют способ разрешения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b350a Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b367c Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b3ca8 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b425c Российская
электронная школа

22

23

24

порядок действий при его
опасных проявлениях. Способ
разрешения конфликта с
помощью третьей стороны
(модератора).Опасные формы
проявления конфликта:
агрессия, домашнее насилие
и буллинг
Манипуляции
в
ходе
межличностного
общения,
приѐмы
распознавания
манипуляций
и
способы
противостояния ей. Приѐмы
распознавания противозаконных проявлений манипуляции
Манипуляция и
(мошенничество,
способы
вымогательство,
противостоять
подстрекательство
к
ей
действиям, которые могут
причинить вред жизни и
здоровью,
и
вовлечение
в преступную, асоциальную
или
деструктивную
деятельность) и
способы
защиты от них
Современные
молодѐжные
Безопасное
увлечения
и
опасности,
поведение и
связанные с ними, правила
современные
безопасного
поведения.
увлечения
Правила
безопасной
молодѐжи
коммуникации
с незнакомыми людьми
Опасные
Опасные явления цифровой
программы и
среды: вредоносные

конфликта с помощью третьей стороны
(модератора).Анализируют опасные формы
проявления конфликта: агрессия, домашнее
насилие и буллинг. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи

Характеризуют
манипуляции
в
ходе
межличностного
общения.
Раскрывают
приѐмы распознавания манипуляций и
анализируют способы противостояния ей.
Раскрывают
приѐмы
распознавания
противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество,
вымогательство,
подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и
вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и анализируют
способы защиты от них. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
Характеризуют современные молодѐжные
увлечения и опасности, связанные с ними,
раскрывают правила безопасно го поведения.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
безопасной коммуникации с незнакомыми
людьми. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют опасные явления цифровой
среды. Классифицируют и анализируют

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b40ea Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b4568 Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e

явления
цифровой
среды

25

Безопасные
правила
цифрового
поведения

26

Деструктивные
течения в
Интернете и
защита от них

27

Общественногосударственна
я система
противодейств

программы и приложения и их
разновидности. Правила
кибергигиены, необходимые
для предупреждения
возникновения сложных и
опасных ситуаций в цифровой
среде
Основные виды опасного и
запрещѐнного контента в
Интернете и его признаки,
приѐмы
распознавания
опасностей при использовании
Интернета. Противоправные
действия
в
Интернете.
Правила
цифрового
поведения, необходимого для
предотвращения рисков и
угроз
при
использовании
Интернета
(кибербуллинга,
вербовки
в
различные
организации и группы)
Деструктивные течения в
Интернете, их признаки и
опасности. Правила
безопасного использования
Интернета по
предотвращению рисков
и угроз вовлечения в
различную деструктивную
деятельность
Понятия
«экстремизм»
и
«терроризм», их содержание,
причины,
возможные
варианты
проявления
и

вредоносные программы и приложения и их
разновидности. Вырабатывают навыки
соблюдения правил кибергигиены для
предупреждения возникновения сложных и
опасных ситуаций в цифровой среде.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют основные виды опасного и
запрещѐнного контента в Интернете и
характеризуют его признаки. Раскрывают
приѐмы распознавания опасностей при
использовании Интернета. Характеризуют
противоправные действия в Интернете.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
цифрового поведения, необходимых для
предотвращения рисков и
угроз при
использовании Интернета (кибербуллинга,
вербовки в различные организации и
группы). Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют деструктивные течения в
Интернете, их признаки и опасности.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
безопасного использования Интернета,
необходимых для предотвращения рисков и
угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
Объясняют
понятия
«экстремизм»
и «терроризм», раскрывают их содержание,
характеризуют
причины,
возможные
варианты проявления и их последствия.

b4842 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b46da Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b4d4c Российская
электронная школа

Российская
электронная школа

ия экстремизму последствия. Цели и формы
и терроризму
проявления террористических
актов, их последствия, уровни
террористической опасности.
Основы
общественногосударственной
системы
противодействия экстремизму
и
терроризму,
контртеррористическая
операция и еѐ цели

28

Безопасные
действия при
угрозе теракта

29
30

Безопасные
действия при
совершении
теракта

31

Роль личности,

Признаки
вовлечения
в
террористическую
деятельность,
правила
антитеррористического
поведения. Признаки угроз и
подготовки различных форм
терактов, порядок действий
при их обнаружении
Правила
безопасного
поведения
в
условиях
совершения теракта. Порядок
действий при совершении
теракта
(нападение
террористов и по пытка
захвата
заложников,
попадание
в
заложники,
огневой
налѐт,
наезд
транспортного
средства,
подрыв взрывного устройства)
Классификация чрезвычайных

Раскрывают цели и формы проявления
террористических актов, характеризуют их
последствия.
Раскрывают
основы
общественно-государственной системы, роль
личности в противодействии экстремизму
и
терроризму.
Объясняют
уровни
террористической
опасности
и
цели
контртеррористической операции
Характеризуют
признаки
вовлечения
в
террористическую
деятельность.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
антитеррористического
поведения
и
безопасных действий при обнаружении
признаков вербовки. Анализируют признаки
угроз и под готовки различных форм
терактов,
объясняют
признаки
подозрительных предметов. Вырабатывают
навыки безопасных действий при их
обнаружении.
Моделируют
реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Характеризуют
правила
безопасного
поведения в условиях совершения теракта.
Вырабатывают навыки безопасных действий
в условиях совершения терактов (нападение
террористов и попытка захвата заложников,
попадание в заложники, огневой налѐт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного
устройства). Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Раскрывают классификацию чрезвычайных

Российская
электронная школа

Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК

32

общества и
государства в
предупреждени
и и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

ситуаций природного и
техногенного характера.
Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), еѐ задачи,
структура, режимы
функционирования.
Государственные службы
обеспечения безопасности, их
роль и сфера ответственности,
порядок взаимодействия
с ними.
Общественные институты и их
место в системе обеспечения
безопасности жизни и
здоровья населения. Права,
обязанности и роль граждан
Российской Федерации в
области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
Антикоррупционное
поведение как элемент
общественной и государственной безопасности

ситуаций по масштабам и по следствиям.
Раскрывают назначение, основные задачи и
структуру единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).Характеризуют роль
государственных служб в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения,
изучают порядок взаимодействия с ними.
Анализируют место и роль общественных
организаций в системе обеспечения
безопасности жизни и здоровья населения.
Объясняют права и обязанности граждан
Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Объясняют роль антикоррупционного
поведения в обеспечении общественной и
государственной безопасности. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи

https://m.edsoo.ru/f5e
b6192 Российская
электронная школа

33
34

Мероприятия
по
предупреждени
юи
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Информирование и
оповещение населения о
чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН. Сигнал
«Внимание всем!», порядок
действий населения при его
получении, в том числе при
авариях с выбросом
химических и радиоактивных
веществ. Средства
индивидуальной и коллектив
ной защиты населения,
порядок пользования
фильтрующим противогазом.
Эвакуация населения в
условиях чрезвычайных
ситуаций, порядок действий
населения при объявлении
эвакуации
34

Раскрывают порядок информирования и
оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях. Вырабатывают навыки
безопасных действий при получении сигнала
«Внимание всем!», в том числе при авариях с
выбросом химических и радиоактивных
веществ. Изучают средства индивидуальной
и коллективной защиты населения,
вырабатывают навыки пользования
фильтрующим противогазом. Объясняют
порядок действий населения при объявлении
эвакуации. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b644e Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b65c0 Российская
электронная школа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
 Компьютер, проектор, противогаз ГП - 7, ГП – 7ВМ, общевойсковой
защитный комплект, набор медицинских шин и бинтов, огнетушитель
порошковый (ОП-5), пожарные рукава, трехходовой разветвитель,
ствол пожарный, мотопомпа МП -80, рация, пневматическая винтовка,
автомат Калашникова 74М, магазины с патронами калибр 5,45мм.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Основы безопасности жизнедеятельности (2 частях), 8-9 классы/
Рудаков Д.П. и другие; под научной редакцией Шойгу Ю.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1) Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для
учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы
безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы. В 2 частях»
/ Д. П. Рудаков. — М. : Просвещение, 2020. — 144 с.
2)Н.К. Беспятова Военно – патриотическое воспитание детей и подростков
как средство социализации/ Н.К. Беспятова, Д,Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс,
2006.-192 с. –(методика)
В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие
для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с.
4)Вишняков Я. Д. Противодействие терроризму / Я. Д. Вишняков, С. П.
Киселѐва, С. Г. Васин; под ред. Я. Д. Вишнякова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2012.
5)Защита в чрезвычайных ситуациях: учебник / под общ. ред.
В. А. Пучкова; МЧС России. — СПб.: Санкт-Петербургский университет
ГПС МЧС России, 2015.
6)Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
7)Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. No 477н «Об
утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
8)Примерная основная образовательная программа основного общего
образования
9)Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. No 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

ООН: http://gotourl.ru/9435
ВОЗ: http://gotourl.ru/9436 МВД: http://gotourl.ru/9437
Лиза Алерт: http://gotourl.ru/9438 Минздрав РФ: http://gotourl.ru/9443 МЧС
РФ: http://gotourl.ru/9444
История пожарной охраны: http://gotourl.ru/9445 ГИБДД РФ РФ:
http://gotourl.ru/9447
ГИБДД. Дети: http://gotourl.ru/9448 ГИБДД. Пешеход: http://gotourl.ru/9449
ГИБДД. Пассажир: http://gotourl.ru/9450 Безопасные дороги:
http://gotourl.ru/9451
Общественный транспорт: http://gotourl.ru/9452 Министерство просвещения
РФ: http://gotourl.ru/9453 Дорога без опасности: http://gotourl.ru/9454
Первая помощь: http://gotourl.ru/9455
МЧС РФ. Пожарная охрана: http://gotourl.ru/9456 МЧС РФ. Безопасность в
толпе: http://gotourl.ru/9457 НАК: http://gotourl.ru/9458
МЧС РФ. Природные пожары: http://gotourl.ru/9462 МЧС РФ. Снежная
лавина: http://gotourl.ru/9463 МЧС РФ. Туристы: http://gotourl.ru/9464
Greenpeace в России: http://gotourl.ru/9465 Greenpeace: http://gotourl.ru/9466
Минздрав РФ. Природные пожары: http://gotourl.ru/9467 МЧС РФ:
http://gotourl.ru/9468
Все о первой помощи: http://gotourl.ru/9469 РДШ: http://gotourl.ru/9470
Мир волонтерства: http://gotourl.ru/9471 Волонтеры: http://gotourl.ru/9472
Буллинг в школе: http://gotourl.ru/9473
Фонд поддержки детей: http://gotourl.ru/9474 Персональные данные:
http://gotourl.ru/9476
Линия помощи "Дети онлайн": http://gotourl.ru/9477 НАК. Личная
безопасность: http://gotourl.ru/9479 НАК. Антитеррор детям:
http://gotourl.ru/9480
Из учебника Хренникова:
https://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России
https://www.spas-extreme.mchs.ru - МЧС России. Портал детской
безопасности https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan МЧС: безопасность граждан https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnostgrazhdan/ bezopasnost-na-prirode_7- МЧС: безопасность на природе
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ bezopasnost-navode-5 - МЧС: безопасность на воде
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ prirodnye-pozhary_6
- МЧС: природные пожары
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ pirotehnika_3 МЧС: пиротехника
https://www.гибдд.рф.ru/mens/children-s-safety/ - Участникам движения
https://гибдд.рф/ - ГИБДД РФ. Госавтоинспекция
https://pddmaster.ru/documents/pdd - Правила дорожного движения РФ
https://www.minzdrav.gov.ru/ - Министерство здравоохранения РФ

https://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ
https://МВД РФ/help - Министерство внутренних дел РФ: для граждан. МВД
в помощь гражданину https://sklif.mos.ru/ - НИИ скорой помощи им. Н.В.
Склифосовского
https://www.doctor-roshal.ru/parents/rendering/ - НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии: оказание первой доврачебной помощи детям
https://niigd.nczd.ru/ - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
https://nac.gov.ru/ - Национальный антитеррористический комитет РФ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».