Рабочая программа Человек и общество 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету

«Человек и общество»
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ-Тыгишской
СОШ 2023-2025гг)

Уровень обучения (класс) 11 (ФГОС) среднее общее образование
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна , первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2024 г.г.

2

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 11 класса разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с
использованием рабочих программ по обществознанию для 10 – 11 классов предметной линии
учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников
под редакцией Л.Н, Боголюбова: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И.
Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд. 4-е, доп.- М.: Просвещение, 2018»
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что в
программах по обществознанию, не предусмотрены часы на конкретную подготовку к ЕГЭ. В
этой ситуации курс позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой
аттестации.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью
создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к
сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ по
обществознанию.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его
коммуникативных и социальных навыков;
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
- подготовка к итоговой аттестации;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств;
- формирование региональной и гражданской идентичности.
Задачи:
Познавательный аспект:
1)
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение
итоговой аттестации выпускников 11 классов;
2)
выявить соответствие подготовки выпускников;
3)
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников
образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
4)
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным
курсам обществознания основной школы;
5)
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для
различных вариативных ситуаций;
6)
развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе
поиска решений;
7)
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего
профиля обучения
Развивающий аспект:
1)
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
2)
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
3)
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
4)
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Воспитательный аспект:
1)
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
3

2)
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
3)
давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
4)
давать определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Место курса в учебном плане
Срок реализации программы –1 год (34 часа,1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) формирование гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, который уважает закон и правопорядок, осознающего
и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
2) совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных
мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в
общественной жизни;
3) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном
мире;
4) формирование основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих
нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектноисследовательской, коммуникативной и др.);
5) формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
7) формирование нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного
усвоения общечеловеческих нравственных ценностей такие как -любовь к человеку, доброта,
милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство,
совесть, честность, долг;
8) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
9) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении
членов своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную,
внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать
различные ресурсы для достижения целей;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих
способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной
деятельности), эффективно разрешать конфликты;
4

3) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять
результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием
информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
В результате изучения факультативного курса ученик научится
понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
получит возможность научиться:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты
и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по
заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
5

• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий,
конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые
формируют у школьника разные способности.
Знакомство
с теоретическим материалом, анализ письменных источников по теме
позволяют формировать основы для научного исследования, активизировать познавательную
деятельность обучающихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Содержание курса.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке.
Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы
(труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.
Межнациональные отношения.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Политика
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и
движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 5. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти
Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы
человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права
6

ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации
и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права
потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и
трудовые
правоотношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних.
Административные
правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Итоговое занятие.

7

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Раздел

Тема

Содержание

Дата
план

1

Человек и общество(3)

Общество как форма
жизнедеятельности людей.

2

Личность.

3

Межличностные отношения.

4

Социальная сфера(4)

Социальная структура общества.

5

Семья как малая группа.

6

Отклоняющееся поведение.

Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в
человеке.
Деятельность человека и ее основные формы
(труд, игра, учение). Человек и его ближайшее
окружение.
Общение. Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение.
Социальная стратификация. Многообразие
социальных ролей в подростковом возрасте.
Социальные ценности и норм.
Отношения между поколениями.

9

Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни.
Социальный конфликт и пути его Социальный конфликт и пути его решения.
решения.
Межнациональные отношения.
Экономика и ее роль в жизни
Главные вопросы экономики
общества.
Ресурсы и потребности.
Товары и услуги. Обмен и торговля. Реклама

10

Деньги.

Функции и формы денег. Инфляция

11

Экономические основы защиты
прав потребителя.
Экономические системы.

Экономические основы защиты прав
потребителя.
Виды экономических систем. Собственность

7
8

12

Экономика (13)

факт

14

Роль собственности и государства
в экономике.
Производство и труд.

15

Производительность труда.

13

Роль собственности и государства в
экономике.
Разделение труда и специализация

16

Стимулирование труда. Безработица, как
социальное явление.
Предпринимательство и его формы. Издержки, выручка, прибыль. Налоги

17

Рыночный механизм.

18

Семейный бюджет

19

Банковские услуги.

20
21

Политика (4)

22
23
24
25

26

27
28
29
30

Право(9)

Экономические меры
социальной поддержки
Роль политики в жизни общества.

Понятие спроса и предложения.
Рыночно равновесие
Доходы и расходы семьи. Неравенство доходов.
Банковские услуги. Формы сбережения
граждан.
Экономические меры социальной поддержки

Власть. Понятие и признаки государства.
Разделение властей. Формы государства.
Политический режим.
Тоталитаризм. Авторитаризм. Демократия.
Гражданское общество и правовое государство.
Участие граждан в политической
Выборы, референдум. Местное
жизни.
самоуправление.
Политические партии и движения, Политические партии и движения, их роль в
их роль в общественно жизни.
общественно жизни.
Право, его роль в жизни общества Право, его роль в жизни общества и
и государства.
государства. Норма права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений.
Конституция Российской
Основы конституционного строя Российской
Федерации.
Федерации. Права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии.
Правонарушения и юридическая
Признаки и виды правонарушений. Понятие и
ответственность.
виды юридической ответственности.
Правоохранительные органы.
Взаимоотношения органов государственной
Судебная система.
власти и граждан
Гражданские правоотношения.
Гражданские правоотношения. Основные
статьи ГК РФ.
Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей. Права
ребенка и их защита.

32

Право на труд и трудовые
правоотношения.
Административное право.

33

Уголовное право

31

34

Итоговое занятие (1)

Сферы деятельности общества.

Трудовой договор. Особенности правового
статуса несовершеннолетних.
Административные правоотношения,
правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного
права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Семинар

Программно-методическое обеспечение.
Литература для учителя и учащихся.
1.
2.
3.

«Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М.
Просвещение, 2014
Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2008 г.

Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».