Рабочая программа Секреты русского языка 5,7 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа
2023 г.
________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Секреты русского языка
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)

Уровень обучения (класс) 5, 7 основное общее образование
Количество часов 68 часов
Уровень базовый
Составитель:
Бобкова Светлана Павловна, ВКК
Величко Ольга Андреевна, ВКК
Срок реализации: 2023-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Секреты русского языка на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101)
(далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р), а также федеральной рабочей программы воспитания с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,
входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Секреты русского языка» имеют специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в регионах Российской Федерации.
Курс «Секреты русского языка» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании курса «Секреты русского языка» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Целями изучения «Секреты русского языка» по программам основного общего образования являются:
 воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений
о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
 расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах
и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
 совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной
грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание учебного предмета «Секреты русского языка» рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 68 часов: 5 класс — 34 часа, 7 класс — 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
5 класс
Язык и культура. Роль родного языка в жизни человека. Слова как хранилище материальной и духовной культуры народа. Русские пословицы и поговорки как воплощение
опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Текст как единица языка и речи.
Текст и его основные признаки. Функциональные разновидности языка. Особенности
языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и
т.д.).
7 класс
Язык и культура. Русский язык как развивающееся явление. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Речевой этикет
Невербальный (несловесный) этикет общения. Замещающие и сопровождающие жесты
Речь. Речевая деятельность. Текст. Традиции русского речевого общения. Текст
как единица языка и речи. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство,
объяснение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды
споров.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому)
на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому)
для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других не осуждая; умение осознавать
своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах
на будущее;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой
и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,

включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и ре-

зультат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
5 класс
Язык и культура:
 характеризовать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к родному языку;

 приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны (в рамках изученного);
 распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национальнокультурным компонентом; характеризовать особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях
художественной литературы;
 распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением (в рамках изученного); понимать и объяснять
национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
 распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных
сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках изученного), правильно
употреблять их в речи;
 иметь представление о личных именах исконно русских (славянских) и заимствованных (в рамках изученного), именах, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определённую стилистическую окраску;
 понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских
городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
 использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
 иметь общее представление о современном русском литературном языке;
 иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
 иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка (в рамках изученного);
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
 различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамка изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с
учётом стилистических норм современного русского языка;
 различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в
устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
 соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
 использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:

 использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
 анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа
на уроке, план прочитанного текста;
 создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;
 распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
 анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их
фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);
 редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.
7 класс
Язык и культура:
 характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в
рамках изученного); приводить примеры; распознавать и характеризовать устаревшую
лексику
с национально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
 характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и
пассивным запасом; приводить примеры актуализации устаревшей лексики в современных контекстах;
 характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразно употреблять иноязычные слова;
 использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические
словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
 соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в
словоформах с непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать основные и
допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления паронимов;
 анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
 употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
 использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального
этикета;

 использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
 использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических
словарей для решения учебных задач;
 характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент,
спор, дискуссия;
 анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; использовать различные
типы заголовков при создании собственных текстов;
 анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок;
анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной и письменной
форме;
 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (34 часа)
№
п/п

Кол-во
часов

1

1

2

1

3-4

2

Тема урока

Основное содержания

Тема №1. Язык и культура (11 часов)
Введение понятий: русский язык —
национальный язык русского народа,
государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык — язык
Русский язык — национальный русской художественной литературы.
язык русского народа
Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств
современного культурного человека
Из истории русской письменности.
Ознакомление с историей и этимологией
слов азбука, алфавит. Создание славянского алфавита; общие сведения о кириллице и глаголице. Реформы русского
письма. Памятники письменности
Краткая история русской письменности

Язык как зеркало национальной
культуры

Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Националь-

Основные виды деятельности обучающихся

Характеризовать роль русского родного языка
в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру
страны (в рамках изученного); создавать текст
на заданную тему; использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения; применять
правила орфографии и пунктуации на письме
(в рамках изученного)
Характеризовать основные факты из истории
русской письменности (в рамках изученного) и
создания славянского алфавита (на материале
прочитанных текстов); создавать монологические высказывания на заданную тему, участвовать в диалоге и полилоге на лингвистическую
тему; использовать толковые словари, учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Распознавать и правильно объяснять значения
изученных слов с национально-культурным

ная специфика слов с живой внутренней
формой. Национальная специфика терминов
родства.
Слова
с
национальнокультурным компонентом значения в
словарном
составе языка. Национально-культурная
специфика фразеологизмов (общее представление)

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные
танцы, жилище и т. п.). Ознакомление с
историей и этимологией некоторых слов

5-6

2

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа

компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать, анализировать и характеризовать слова с живой внутренней формой;
сравнивать отдельные примеры наименований
предметов и явлений окружающего мира в различных языках, отражающих особенности природы, климатических условий, традиционного
быта и т. п.; использовать толковые словари,
учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Распознавать и правильно объяснять значения
изученных слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи; извлекать и анализировать информацию из
научно-популярных текстов о предметах и явлениях традиционного русского быта; анализировать словарные статьи «Толкового словаря
живого великорусского языка» В. И. Даля; извлекать сведения о жизни, быте, обычаях русского народа в прошлом; анализировать пословицы русского народа, объяснять их смысл, извлекать информацию о жизни и быте русского
народа в прошлом; описывать современные ситуации их употребления; использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок,
учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные); применять прави-

Загадки. Метафоричность русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная
специфика. Слова со специфическим
оценочно-характеризующим значением.
Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными
состояниями и т. п. человека. Метафора,
олицетворение, эпитет как изобразительные средства

7

8

1

1

Загадки. Метафоричность русской
загадки. Метафоры общеязыковые
и художественные, их национальнокультурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства

Национальная специфика русского
фольклора

Устойчивые обороты в произведениях
фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках,

ла орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать русские загадки с точки зрения
языковых средств, которые в них используются
для создания образа загаданного слова; сравнивать языковые метафоры в русском и других
языках, устанавливать признаки, по которым
проводится сравнение; устанавливать признаки
для сравнения прямого и переносного значения
слов; определять признак, лежащий в основе
переносного значения; характеризовать слова
со специфическим оценочно-характеризующим
значением (переносные наименования животных, растений и т. п.), особенности их употребления; сравнивать слова со специфическим
оценочно-характеризующим значением в разных языках, определять признак, лежащий в
основе переносных значений таких слов; анализировать художественные тексты с точки
зрения использования в них художественных
метафор, олицетворений; использовать толковые словари; словари пословиц и поговорок,
словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать фрагменты текстов русских
народных и литературных сказок, народных
песен, былин, художественных произведений с
точки зрения использования в них устойчивых

народных песнях, былинах, художественной литературе. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное
средство.
Уменьшительноласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы
разных исторических эпох. Сравнения,
прецедентные имена в русских народных
и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Ознакомление с историей и этимологи- ей некоторых слов

9

1

Крылатые слова, пословицы, поговорки

Крылатые слова и выражения из русских
народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения). Русские пословицы и поговорки
как воплощение опыта, наблюдений,
оценок, народного ума и особенностей
национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией не-

оборотов, народно-поэтических символов,
народно-поэтических эпитетов; распознавать
слова с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и
в произведениях художественной литературы;
характеризовать особенности их употребления
как особого средства выразительности; распознавать постоянные эпитеты и сравнения, анализировать и характеризовать особенности
употребления в фольклорных текстах, в художественной литературе постоянных эпитетов,
сравнений
как
особых
изобразительновыразительных средств; распознавать прецедентные имена и прозвища персонажей сказок,
былин, легенд и т. п., понимать и объяснять их
значение в современных контекстах, правильно
употреблять их; использовать толковые словари; словари эпитетов, метафор и сравнений;
словари пословиц и поговорок; учебные этимологические словари; грамматические словари и
справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Распознавать крылатые слова и выражения из
русских народных и литературных сказок,
называть их источники, комментировать значение и употребление в современных ситуациях
речевого общения, использовать в собственной
речевой практике; объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки; сравнивать русские пословицы с пословицами других наро-

которых слов

10

1

Русские имена

11

1

Язык как зеркало национальной
культуры. Представление проект-

Русские личные имена. Имена исконно
русские (славянские) и заимствованные,
краткие сведения по их этимологии.
Имена, которые не являются исконно
русскими, но воспринимаются как таковые. Имена, входящие в состав пословиц
и поговорок и имеющие в силу этого
определённую стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных
русских городов. Их происхождение

Представление проектов,
исследовательской работы

результатов

дов, определять их сходства и различия; характеризовать пословицы и поговорки с точки
зрения выражения в них опыта, наблюдений,
оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа; использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений, словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари; орфографические словари,
грамматические словари и справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации
на письме (в рамках изученного)
Характеризовать исконно русские (славянские)
имена, комментировать их происхождение (в
рамках изученного); характеризовать стилистическую окраску имён, входящих в состав
пословиц и поговорок (в рамках изученного);
объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории
народа, истории языка (в рамках изученного);
использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари крылатых слов и
выражений; словари синонимов, антонимов;
словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингви-

ных, исследовательских
Проверочная работа № 1

работ.

12

1

Современный русский литературный язык

13-

2

Русская орфоэпия. Нормы произ-

стического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение
Тема №2. Культура речи (9 часов)
Понятие о национальном русском языке
и литературном русском языке как высшей форме национального языка (общее
представление). Роль А. С. Пушкина в
создании современного русского литературного языка. Основные показатели хорошей и правильной речи (общее представление). Правильность речи — соблюдение норм литературного языка

Основные орфоэпические нормы совре-

Понимать и объяснять различие понятий
«национальный русский язык» и «литературный русский язык» (на уровне общего представления); анализировать примеры речевых
высказываний с точки зрения показателей хорошей и правильной речи, соблюдения говорящим норм литературного языка; понимать
важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; объяснять смысл утверждений, характеризующих роль А. С. Пушкина в создании
современного русского литературного языка;
применять правила орфографии и пунктуации
на письме (в рамках изученного); использовать
орфографические словари, грамматические
справочники для определения нормативных вариантов написания
Различать варианты орфоэпической и акценто-

ношения и ударения

14

1517

3

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка

менного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные
варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в
именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической
нормы. Произносительные варианты на
уровне словосочетаний. Роль звукописи
в художественном тексте

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности. Правила лексической сочетаемости (на элементарном уровне).
Лексические нормы употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты

логической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов орфоэпической
нормы (в рамках изученного); различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах
(в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах
имён существительных, имён прилагательных,
глаголов (в рамках изученного); анализировать
смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного); использовать орфографические словари и справочники по пунктуации
Соблюдать нормы употребления синонимов‚
антонимов, омонимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; распознавать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; объяснять примеры употребления в речевых высказываниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов с точки зрения

лексической нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи. Типичные примеры нарушения лексической нормы употребления имён существительных, имён прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке

1819

2

Речь правильная. Основные грамматические нормы

Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Род заимствованных несклоняемых имён существительных; род сложных существительных; род имён собственных (географических названий);
род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных. Формы существительных мужского рода множественного
числа с окончаниями —
-а(-я), - ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности
формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

лексических норм современного русского языка; анализировать частотные примеры речевых
ошибок, связанных с употреблением имён существительных, имён прилагательных, глаголов; использовать толковые словари, в том числе мультимедийные; словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, стилистической окраски, а также в процессе редактирования текста; применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного);
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации
Определять род заимствованных несклоняемых
имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических
названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного
падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных
мужского рода множественного числа с окончаниями –а (я), -ы (-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать типичные грамматические
ошибки (в рамках изученного); выявлять и исправлять грамматические ошибки в тексте, в
устной речи; использовать грамматические
словари и справочники для уточнения норм
образования формы слова, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редак-

20

1

Речевой этикет: нормы и традиции

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён,
названий людей по степени родства, по
положению в обществе, по профессии,
должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику,
эмоционального состояния. Обращения в
официальной и неофициальной речевой
ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку
Представление результатов проектных,
исследовательских работ

21

1

«Живой как жизнь». Норма и её варианты. Представление проектных,
исследовательских работ. Проверочная работа № 2

тирования текста; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного); использовать орфографические словари,
грамматические справочники для определения
нормативных вариантов написания
Анализировать этикетные формы и формулы
обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно
употреблять форму «он» в ситуациях диалога и
полилога; участвовать в различных речевых
ситуациях, требующих использования этикетных форм и устойчивых формул‚ этикетного
общения, лежащего в основе национального
речевого
этикета; соблюдать в диалоге и монологе русскую этикетную вербальную и невербальную
манеру общения; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного); использовать орфографические словари,
грамматические справочники для определения
нормативных вариантов написания
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать

2223

2

2425

2

26

1

предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение
Тема №3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 часов)
Соотношение понятий «язык» и «речь»: Использовать разные виды речевой деятельновладение языком; правильная и вырази- сти для решения учебных задач; анализировать
тельная речь. Виды речевой деятельно- и интерпретировать фольклорные и художести: слушание, говорение, чтение, пись- ственные тексты или их фрагменты (народные
мо. Выразительность речи. Особенности и литературные сказки, рассказы, былины, порусской интонации: громкость, тон, словицы, загадки); владеть элементами интоЯзык и речь. Средства выразитель- тембр, темп, паузы. Интонация как сред- нации; выразительно читать тексты; инициироности устной речи
ство выражения эмоций. Средства выра- вать диалог и поддерживать его, сохранять
зительности устной речи: логическое инициативу в диалоге, завершать диалог; приударение, движение тона. Скороговорки менять правила орфографии и пунктуации на
как средство тренировки чёткого произ- письме (в рамках изученного)
ношения. Интонация и жесты. Формы
речи. Диалог в разных ситуациях общения
Как строится текст. Композиция текста. Анализировать и интерпретировать фольклорСмысловая часть и абзац (на уровне изу- ные и художественные тексты или их фрагменченного). Общая характеристика содер- ты, определяя ведущий тип речи; их композижания и композиции основных типов ре- ционные особенности (на уровне изученного);
Текст и его строение. Композици- чи: описания, повествования, рассужде- анализировать и создавать (в том числе с опоонные особенности описания, по- ния (на уровне изученного). Композици- рой на образец) тексты разных функциональновествования, рассуждения
онные особенности описания. Повество- смысловых типов речи; применять правила орвание как тип речи. Средства связи фографии и пунктуации на письме (в рамках
предложений в повествовании. Рассуж- изученного)
дение как тип речи. Виды рассуждения
по коммуникативной задаче
Функциональные
разновидности Функциональные разновидности языка: Анализировать и создавать (в том числе с опо-

языка

27

28

1

1

научный, официально-деловой, публицистический стили; разговорная речь,
язык художественной литературы (на
уровне изученного). Стилевая принадлежность текста: стилевые черты и языковые средства
Разговорная речь. Пословицы, характеризующие устное общение. Правила общения. Просьба, извинение

Разговорная речь. Просьба, извинение

Официально-деловой стиль. Объявление

29

1

Научно-учебный подстиль. План
ответа на уроке, план текста

30

1

Публицистический стиль. Устное
выступление

Объявление как жанр официальноделового стиля. Устная и письменная
формы объявления

План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. Виды плана: на основе
назывных предложений, вопросный, тезисный
Стилевые черты и языковые средства
публицистического стиля. Устное выступление. Девиз, слоган

рой на образец) тексты с учётом сферы, ситуации общения; стилевой принадлежности; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
применять правила орфографии и пунктуации
на письме (в рамках изученного)
Анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы,
былины, пословицы, загадки); участвовать в
общении, демонстрируя владение интонацией;
уместно использовать коммуникативные
стратегии и тактики устного общения: просьбу,
принесение извинений; инициировать диалог и
поддерживать его, сохранять инициативу в
диалоге, завершать диалог; применять правила
орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Анализировать и интерпретировать тексты или
их фрагменты; создавать тексты объявлений в
устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Составлять планы разных видов: план устного
ответа на уроке, план прочитанного текста;
применять правила орфографии и пунктуации
на письме (в рамках изученного)
Распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган); анализировать и
создавать текст устного выступления; владеть
элементами интонации; выразительно читать
тексты

Литературная сказка как жанр художественной литературы: образная система
и сочетание типов речи; тема и главная
мысль
31

1

Язык художественной литературы.
Литературная сказка

Рассказ как жанр художественной литературы: завязка, кульминация, развязка

32

33

34

1

Язык художественной литературы.
Рассказ

1

Особенности языка фольклорных
текстов

1

Текст и его строение. Представление проектных, исследовательских
работ. Проверочная работа № 3

Особенности языка фольклорных текстов. Былины. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы,
слова
с
уменьшительноласкательными суффиксами и т. д.) (на
уровне изученного). Особенности языка
загадок и пословиц

Представление результатов проектных,
исследовательских работ

Анализировать и интерпретировать художественные тексты или их фрагменты (литературные сказки); создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи; редактировать собственные тексты с целью совершенствования
их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; применять
правила орфографии и пунктуации на письме
(в рамках изученного)
Анализировать и интерпретировать художественные тексты или их фрагменты (рассказы);
создавать (в том числе с опорой на образец)
тексты разных функционально-смысловых типов речи; редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать и интерпретировать фольклорные тексты (сказки, былины, пословицы, загадки); создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых
типов речи; редактировать собственные тексты
с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы,

былины, пословицы, загадки); редактировать
собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; создавать
тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты
проекта (исследования), представлять их в устной форме
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (34 часа)
№
п/п

1-2

Кол-во
часов

2

Тема урока

Русский язык как развивающееся
явление

Основное содержания
Тема №1. Язык и культура (11 часов)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка
с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социальнополитические события и изменения в
обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков

Основные виды деятельности обучающихся

Характеризовать внешние причины изменений
в русском языке; приводить примеры; приводить примеры, доказывающие, что изучение
русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; приводить примеры
слов и фразеологизмов, возникших под влиянием исторических событий, общественных
процессов, развития науки и техники, других
языков; использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари;
грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуа-

Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов
и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Группы историзмов по
степени устарелости
3-4

5-6

2

2

Устаревшие слова — живые свидетели истории. Историзмы

Архаизмы в составе устаревших
слов русского языка и их особенности

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Лексические и лексико-семантические архаизмы. Группы архаизмов по степени
устарелости

ции (в том числе мультимедийные); применять
правила орфографии и пунктуации на письме
(в рамках изученного)
Распознавать и характеризовать устаревшую
лексику (историзмы, архаизмы); определять
лексические значения историзмов (в необходимых случаях с помощью словаря); комментировать причины устаревания некоторых историзмов; определять период истории, к которому относится тот или иной историзм (с помощью словаря устаревших слов, толкового словаря); распределять историзмы по тематическим группам, степени устарелости; комментировать особенности употребления историзмов в
художественных текстах; использовать толковые словари, словари устаревшей лексики, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари;
грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); применять
правила орфографии и пунктуации на письме
(в рамках изученного)
Различать историзмы и архаизмы; определять
лексические значения архаизмов, подбирать к
ним современные соответствия, анализировать
слова-архаизмы и распределять их на группы в
зависимости от типа (лексические, лексикосемантические), степени устарелости; характеризовать особенности употребления архаизмов
как средства выразительности в художествен-

Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом
слов. Актуализация устаревшей лексики
в новом речевом контексте

7-8

2

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов

9-10

2

Употребление иноязычных
как проблема культуры речи

слов

Лексические заимствования последних
десятилетий. Причины заимствований.
Употребление иноязычных слов как

ных текстах; использовать толковые словари,
словари устаревшей лексики, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; словари синонимов, антонимов;
учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Характеризовать перераспределение лексики
между активным и пассивным запасом как
один из актуальных процессов развития русского языка; комментировать внешние причины этого процесса, приводить примеры; определять значения вернувшихся в активный словарный запас слов в современных контекстах;
анализировать и характеризовать изменения в
значениях и стилистической окраске этих слов;
использовать толковые словари, словари устаревшей лексики, словари иностранных слов,
фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и
справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Определять значения лексических заимствований последних десятилетий, подбирать русские
синонимы к заимствованным словам (если это

проблема культуры речи

Представление проектов,
исследовательской работы

11

1

Русский язык как развивающееся
явление. Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 1

результатов

возможно); определять языки-источники заимствованной лексики, распределять их по тематическим группам; оценивать целесообразность
и уместность употребления иноязычных слов в
различных контекстах; корректировать свою
речь с точки зрения использования новых иноязычных лексических заимствований; использовать толковые словари, словари устаревшей
лексики, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические
словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации
на письме (в рамках изученного)
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение

1214

3

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка. Нормы акцентологии

1517

3

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи

18-

3

Основные грамматические нормы

Тема №2. Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в глаголах, полных
причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚
деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами. Основные и допустимые варианты акцентологической
нормы

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые
различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление
паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи

Основные грамматические нормы со-

Соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах
с непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать варианты постановки ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях, в словоформах
с непроизводными предлогами; употреблять
слова с учётом произносительных вариантов
современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учётом стилистических вариантов
акцентологической нормы; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов
произношения; применять правила орфографии
и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости; соблюдать нормы употребления
паронимов в соответствии с их лексическим
значением и требованием лексической сочетаемости; использовать толковые словари, словари паронимов, в том числе мультимедийные,
для уточнения значения слов и особенностей
их лексической сочетаемости, а также в процессе редактирования текста; опознавать и исправлять в речи типичные речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов (в рамках изученного); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать и различать типичные грамма-

современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки

20

2122

2

Речевой этикет: русская этикетная
речевая манера общения

2324

2

«Давайте поговорим о русском речевом этикете!». Представление
проектных, исследовательских ра-

временного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения
формы 1-го лица настоящего и будущего
времени глаголов очутиться, победить,
убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь — машешь; обусловливать,
сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚
эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет
использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты
Представление результатов проектных,
исследовательских работ

тические ошибки (в рамках изученного); употреблять слова с учётом вариантов современных грамматических и стилистических норм (в
рамках изученного); анализировать и оценивать с точки зрения грамматических норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь
с учётом её соответствия основным грамматическим нормам современного литературного
язык (в рамках изученного); использовать
грамматические словари, в том числе мультимедийные, и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в
процессе редактирования текста; использовать
орфографические словари и справочники по
пунктуации; применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Использовать принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы
русского невербального этикета; соблюдать
русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения в предлагаемых речевых
ситуациях; применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проек-

бот. Проверочная работа № 2

2526

2728

2

2

Традиции русского речевого общения

Текст. Виды абзацев. Заголовки
текстов, их типы

та; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение
Тема №3. Культура речи (1 часов)
Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные (дедуктивноиндуктивные), стержневые (индуктивнодедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция
заголовков. Тексты аргументативного
типа: рассуждение, доказательство, объяснение

Участвовать в диалогах, опираясь на традиции
русского речевого общения; инициировать
диалог и поддерживать его, сохранят инициативу в диалоге, завершать диалог; использовать
в процессе устного общения различные коммуникативные стратегии: убеждение, комплимент, уговаривание, похвалу
Анализировать текст в аспекте его основных
признаков: смысловой цельности, информативности, связности; использовать умение распознавать виды абзацев в процессе информационной переработки тек ста; создавать письменный текст, осуществляя его членение на абзацы; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного); анализировать заголовки различных типов; использовать различные типы заголовков при создании
собственных текстов; анализировать и создавать тексты аргументативного типа: рассужде-

2930

2

Разговорная речь. Спор и дискуссия

31

1

Публицистический стиль. Путевые
заметки

1

Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности

32

33

1

Язык художественной литературы.
Притча

Спор, виды споров. Корректные приёмы
ведения спора

Особенности жанра путевых заметок

Языковые и структурные особенности
текста рекламного объявления

Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных
текстах. Притча. Орфографический и
пунктуационный практикум

Представление проектов,
исследовательской работы

34

1

Основные признаки текста. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 3

результатов

ние, доказательство, объяснение; применять
правила орфографии и пунктуации на письме
(в рамках изученного)
Участвовать в дискуссии в соответствии с правилами поведения, с использованием корректных приёмов ведения спора; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок; применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Анализировать и создавать текст рекламного
объявления с учётом требований, предъявляемых к его языковым и структурным особенностям; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного)
Выявлять фактуальную и подтекстовую информацию в художественных текстах; анализировать художественный текст с опорой на
его сильные позиции; распознавать притчу,
опираясь на знание её жанровых особенностей;
применять правила орфографии и пунктуации
на письме (в рамках изученного)
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения

учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».