Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: На заседании МАП протокол №1 от « 24» августа 2023г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _______________Е.С. Лихачева « 28» августа 2022г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от 31 августа 2023г. ___________Д.Е. Пермикина Рабочая программа «Математический практикум» Уровень обучения (класс) 11__среднее общее образование Количество часов_34 Уровень базовый Учитель: Нестеренко Наталья Васильевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2023 – 2024 гг. Пояснительная записка Рабочая программа по математике «Математический практикум» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Главная цель изучения программы - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данная программа рассчитана на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. Содержание программы построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Программа ориентирована на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности. Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности; обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда; формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда. Задачи программы: создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов; развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики. создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач; создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации; создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи; продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач; создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д. Планируемые результаты освоения программы Личностные 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; 2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе; 4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; применение приѐмов самоконтроля при решении учебных задач; умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. 1) 2) 3) 4) 5) 6) Предметные владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; 3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 4) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; 5) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объѐмов; понимание идеи измерение длин площадей, объѐмов; 6) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; 7) умение проводить несложные практические расчѐты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 8) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; 9) выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; 1) 2) 10) понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы; 11) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. 13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. 14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; 16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; 18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; 19) строить речевые конструкции; 20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; 21) выполнять вычисления с реальными данными; 22) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Содержание программы История математики. (2 ч) Математика ХХ века: основные достижения. Осознание роли математики в развитии России и мира. Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. (8 ч) Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового уровня). Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие. Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. Задачи практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей (по типу заданий ЕГЭ профильного уровня). Уравнения и неравенства. (7 ч) Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня). Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства (по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня). Схема Горнера. Уравнения и неравенства со знаком модуля (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические). Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические - по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня). Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений. (8 ч) Простые и составные числа. Делимость чисел. Свойства чисел. Операции над ними. Методы рационального счѐта. Степень с действительным показателем. Корень n – ой степени. Логарифмы. Свойства логарифмов (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня). Планиметрия. Стереометрия. Решение задач по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни). (9 ч) Плоские геометрические фигуры, их основные свойства. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники. Тела и поверхности вращения. Тематическое планирование № 1 2 3 4 Тема Алгебра и теория чисел. Математическая логика. 1 Методы математической статистики. Теория алгоритмов. 1 Теория графов. Теория игр . 1 Текстовые задачи на проценты. 1 Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.).Текстовые задачи на движение (прямолинейное, 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 круговое). Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Текстовые задачи на прогрессии Задачи на смеси и сплавы Текстовые задачи на работу Задачи практического содержания: физического, экономического профиля Задачи с параметрами Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения Рациональные уравнения и неравенства 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Иррациональные уравнения и неравенства. Уравнения и 1 неравенства со знаком модуля 16 Показательные неравенства. 17 Уравнения 18 19 20 с и логарифмические параметром уравнения и 1 (тригонометрические, 1 иррациональные, показательные, логарифмические) Делимость чисел. Простые и составные числа. Приѐмы 1 быстрого счѐта. Правила действий над действительными числами. Округление чисел. Степень с действительным показателем. Корень n -ой 1 степени из действительного числа. 1 Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. 21 Преобразования целых и дробных рациональных 1 выражений; выражений содержащих корни и степени с 22 23 24 25 26 дробными показателями. Логарифмы, свойства логарифмов Преобразование логарифмических выражений Преобразование логарифмических выражений Преобразование логарифмических выражений Технология решения геометрических задач 1 1 1 1 по 1 Количество часов 29 планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) Технология решения геометрических задач по 1 планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) Технология решения геометрических задач по 1 планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) Задачи на построение 1 30 Задачи на построение 31 Технология решения задач по стереометрии - 1 нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объѐмов) Технология решения задач по стереометрии - 1 нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объѐмов) Решение тренировочных вариантов. 1 27 28 32 33-34 1