Рабочая программа УО КБЖ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Богданович
МАОУ - Тыгишская СОШ

Рассмотрено:

Согласовано:

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МАП

Зам. директора по УВР

приказом директора

протокол № 1

_________ /Е.С.Лихачева/

МАОУ-Тыгишской СОШ

от «24» августа 2023 г.

«28» августа 2023 г.

№ 01-05/489 от 31 августа
2023 г. ____________ Д.Е.
Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на
2023 - 2028)

Уровень обучения (класс) 9 (ФГОС) основное общее образование
Количество часов 34

Уровень базовый

Учитель: Пермикин Сергей Леонидович, высшая к.к.
Срок реализации: 2023-2024 г.г.

с.Тыгиш 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
В Программе содержание учебного предмета КБЖ структурно представлено
десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность
изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность
учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
КБЖ Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности еѐ избегать → при
необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам
возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия;
улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и
каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности»
подготовлена по уровню образования (основное общее образование) в
соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности»
для основного общего образования содержит:
- пояснительную записку с целями и задачами обучения;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета «культура безопасности
жизнедеятельности» в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета;
- перечень УУД, достижение которых обеспечивает программа;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование;
- материально – техническое обеспечение.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«КУЛЬТУРА

Целью изучения учебного предмета КБЖ является формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства,
что предполагает:

способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни,
причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые
средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;

сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;

знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета КБЖ предусматривается в течение 1 учебного
года, в 9 классе по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета КБЖ отводится
34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета КБЖ, его ключевые понятия и значение
для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной
и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию,
правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых
веществ и их опасности;
признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания
первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приѐмы и
правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приѐмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми
людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах
жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:

правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных
транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных
индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моноколѐса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта
(мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;

порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их
профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы
риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и еѐ задачи;
понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный
алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приѐмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и
позитивного общения;
приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и
комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и
деструктивного общения;
манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут
причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и способы защиты от них;

современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных
и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие
принципы
безопасного
поведения,
необходимые
для
предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его
признаки, приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
основы
общественно-государственной
системы
противодействия
экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и еѐ цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий
при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС),
еѐ
задачи,
структура,
режимы
функционирования;
государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера
ответственности, порядок взаимодействия с ними;
общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности
жизни и здоровья населения;

права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное
поведение
как
элемент
общественной
и
государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении,
в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чѐтко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде
всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе
и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и
безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к
целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим
людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
КБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ
основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к

разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной
и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и
общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,
ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития чело­века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и

чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки
и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом
реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета КБЖ, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества
и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере
сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных
тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении,
на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками
работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета КБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действи­ями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование
заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбина­циями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять

предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное
общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой
учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников
диалога;
публично
представлять
результаты
решения
учебной
задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и
понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать
процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку
зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной
задачи с учѐтом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать
ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на
ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего
вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированностью
у
обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в
способности построения и следования модели индивидуального безопасного
поведения и опыте еѐ применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности
личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа
жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для
личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;

3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе
террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и
каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
учебного предмета КБЖ, по учебным модулям:

9 КЛАСС
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные
сообщения;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том
числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте,
в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического
акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником
происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном,
воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
распознавать
и
характеризовать
ситуации
криминогенного
и
антиобщественного характера (кража, грабѐж, мошенничество, хулиганство,
ксенофобия);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение
экологии для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке;
объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время
года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
геологического
происхождения
(землетрясения,
извержения
вулкана),
чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури,
смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные
лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на
воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде,
учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими
животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и
растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических
нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и
психологического благополучия);
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие,
буллинг (травля));
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в
экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и
суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со
знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе,
коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодѐжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при
возможных манипуляциях.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети
Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том
числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные
интернет-сообщества);
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании Интернета (например: мошенни­чество, игромания, деструктивные
сообщества в социальных сетях).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;

объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в
общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных
(или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите
населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях
чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в
различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учѐтом возрастных
обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении
опасных ситуаций.

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Модуль "Безопасность в быту"

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

2

Модуль "Безопасность на транспорте"

5

1

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК

3

Модуль "Безопасность в общественных
местах"

2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

Модуль "Безопасность в природной среде"

8

1

2

https://m.edsoo.ru/7f41b590

5

Модуль "Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний"

3

0

1

https://m.edsoo.ru/7f41b590

6

Модуль "Безопасность в социуме"

4

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК

7

Модуль "Безопасность в информационном
пространстве"

3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

8

Модуль "Основы противодействия
экстремизму и терроризму"

4

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

1

1

https://m.edsoo.ru/7f41b590

34

3

4

Модуль "Взаимодействие личности,
общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
9

Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК
Российская электронная школа

9А КЛАСС
№
п/п

1

2

Тема урока

Основное содержание

Пожарная
безопасность в
быту

Пожар
и
факторы
его
развития. Условия и причины
возникновения пожаров, их
возможные
последствия,
приѐмы и правила оказания
первой помощи. Первичные
средства
пожаротушения.
Правила вызова экстренных
служб
и
порядок
взаимодействия
с
ними,
ответственность за ложные
сообщения.
Права,
обязанности
и
ответственность граждан в
области
пожарной
безопасности

Безопасность
пассажира

Правила дорожного движения
для пассажиров. Обязанности
пассажиров
маршрутных
транспортных средств. Ремень
безопасности и правила его
применения.
Порядок
действий
пассажиров
в
маршрутных
транспортных
средствах, в том числе
вызванных террористическим

Основные виды деятельности
обучающихся
Характеризуют пожар, его факторы и стадии
развития. Объясняют условия и причины
возникновения пожаров, характеризуют их
возможные последствия. Вырабатывают
навыки безопасных действий при пожаре
дома, на балконе, в подъезде, в лифте, в
общественных
зданиях.
Вырабатывают
навыки
правильного
использования
первичных средств пожаротушения, оказания
первой
помощи.
Объясняют
права,
обязанности и ответственность граждан в
области пожар ной безопасности. Объясняют
правила и вырабатывают навыки вызова
экстренных служб и объясняют порядок
взаимодействия
с
ними.
Раскрывают
ответственность за ложные сообщения.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют правила дорожного движения
для пассажиров. Объясняют обязанности
пассажиров
маршрутных
транспортных
средств. Объясняют правила применения
ремня
безопасности
и
детских
удерживающих устройств. Вырабатывают
навыки безопасных действий пассажиров при
различных происшествиях в маршрутных
транс портных средствах. Объясняют правила
поведения
пасса
жира
мотоцикла.

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
af78e Российская
электронная школа

3

4

5

Безопасность
водителя

Безопасные
действия при
дорожнотранспортных
происшествиях

Безопасность
пассажиров на
различных
видах
транспорта

актом. Правила поведения
пассажира мотоцикла
Правила дорожного движения
для водителя велосипеда и
иных индивидуальных средств
передвижения
(электросамокаты,
моноколѐса,
гироскутеры, сигвеи и т. п.),
правила
безопасного
использования
мототранспорта
(мопедов,
мотоциклов).Дорожные знаки
для водителя велосипеда,
сигналы
велосипедиста.
Правила
подготовки
велосипеда к пользованию
Дорожно-транспортные
происшествия и причины их
возникновения. Основные
факторы риска возникновения
дорожно-транспортных
происшествий. Порядок
действий очевидца дорожнотранспортного происшествия.
Порядок действий при пожаре
на транс порте
Особенности различных видов
транспорта (подземного,
железнодорожного, водного,
воздушного). Обязанности и
порядок действий пассажиров
при различных
происшествиях на от дельных
видах транспорта, в том числе

Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют правила дорожного движения
для
водителя
велосипеда
и
иных
индивидуальных
средств
передвижения
(электросамокаты,
скутеры,
сигвеи).Характеризуют
дорожные
знаки
для
водителя
велосипеда,
сигналы
велосипедиста.
Объясняют
правила
подготовки
и
вырабатывают
навыки
безопасного
использования
велосипеда.
Объясняют требования правил дорожного
движения к управлению монотранспортом
(мопедами и мотоциклами). Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
af946 Российская
электронная школа

Классифицируют дорожно-транспортные
происшествия и характеризуют причины их
возникновения. Вырабатывают навыки
безопасных действий очевидца дорожнотранспортного происшествия. Объясняют
порядок действий при по жаре на
транспорте. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
afef0 Российская
электронная школа

Характеризуют особенности и опасности на
различных видах транспорта (подземного,
железнодорожного, водного,
воздушного).Раскрывают обязанности
пассажиров отдельных видов транспорта.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения пассажиров при различных
происшествиях на отдельных видах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
afd42 Российская
электронная школа

вызванных террористическим
актом

6

7

8

Первая помощь
при
чрезвычайных
ситуациях на
транспорте

Первая помощь и
последовательность еѐ
оказания. Приѐмы и правила
оказания первой помощи при
различных травмах
в результате чрезвычайных
ситуаций на транспорте

Пожарная
безопасность в
общественных
местах

Порядок
действий
при
обнаружении
угрозы
возникновения
пожара.
Порядок
действий
при
эвакуации из общественных
мест и зданий

Безопасные
действия в
ситуациях
криминогенног
ои
антиобществен
ного характера

Опасности криминогенного и
антиобщественного характера
в
общественных
местах,
порядок действий при их
возникновении.
Порядок
действий
при
обнаружении
бесхозных
(потенциально
опасных)
вещей и предметов, а также в
условиях
совершения
террористического акта, в том
числе
при
захвате
и
освобождении
заложников.
Порядок
действий
при

транспорта. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Раскрывают содержание первой помощи и
последовательность еѐ оказания. Объясняют
правила и вырабатывают навыки оказания
первой помощи при различных травмах в
результате чрезвычайных ситуаций на
транспорте. Характеризуют способы
извлечения пострадавшего из транспорта.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обнаружении угрозы возникновения
пожара. Объясняют правила и вырабатывают
навыки безопасных действий при эвакуации
из
общественных
мест
и
зданий.
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обрушениях зданий и сооружений.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют опасности криминогенного и
антиобщественного
характера
в общественных местах. Вырабатывают
навыки безопасных действий в ситуациях
криминогенного
и
антиобщественного
характера, при обнаружении бесхозных
(потенциально опасных) вещей и предметов,
а
также
в
условиях
совершения
террористического акта, в том числе при
захвате и
освобождении заложников.
Вырабатывают
навыки
действий
при взаимодействии с правоохранительными
органами. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0210 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0c10 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0c10 Российская
электронная школа

9

10

11

Безопасные
действия при
автономном
существовании
в природной
среде

взаимодействии
с
правоохранительными
органами
Автономные
условия,
их
особенности и
опасности,
правила
подготовки
к длительному автономному
существованию.
Порядок
действий при автономном
существовании в природной
среде.
Правила
ориентирования на местности,
способы подачи сигналов
бедствия

Пожарная
безопасность в
природной
среде

Порядок действий при
обнаружении угрозы
возникновения пожара.
Порядок действий при
эвакуации из общественных
мест и зданий

Безопасное
поведение в
горах

Устройство гор и
классификация горных пород,
правила безопасного
поведения в горах. Снежные
лавины, их характеристики
и опасности, порядок
действий при по падании в
лавину. Камнепады, их
характеристики и опасности,
порядок действий,
необходимых для снижения

Характеризуют
автономные
условия,
раскрывают их опасности и порядок
подготовки к ним. Вырабатывают навыки
безопасных действий при автономном
существовании
в
природной
среде:
ориентирование на местности, в том числе
работа с компасом и картой, обеспечение
ночлега и питания, разведение костра, подача
сигналов бедствия. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обнаружении угрозы возникновения
пожара. Объясняют правила и вырабатывают
навыки безопасных действий при эвакуации
из общественных мест и зданий.
Вырабатывают навыки безопасных действий
при обрушениях зданий и сооружений.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Объясняют устройство гор и классифицируют горные породы. Раскрывают правила
безопасного поведения в горах.
Характеризуют снежные лавины, камнепады,
сели, оползни, их внешние признаки и
опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при попадании в
лавину, необходимых для снижения риска
попадания под камнепад, при попадании в
зону селя, при начале оползня. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b14e4 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b0efe Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b1ac0 Российская
электронная школа

12

Безопасное
поведение на
водоѐмах

риска попадания под
камнепад. Сели, их
характеристики и опасности,
порядок действий при
попадании в зону селя.
Оползни, их характеристики и
опасности, порядок действий
при начале оползня
Общие правила безопасного
поведения
на
водоѐмах,
правила купания в подготовленных
и
неподготовленных
местах.
Порядок
действий
при
обнаружении
тонущего
человека. Правила поведения
при
нахождении
на плавсредствах. Правила
поведения при нахождении
на льду, порядок действий
при обнаружении человека в
полынье

13

Безопасные
действия при
угрозе
наводнения,
цунами

Наводнения, их
характеристики и опасности,
порядок действий при
наводнении. Цунами, их
характеристики и опасности,
порядок действий при
нахождении в зоне цунами

14

Безопасные
действия при
урагане, буре,
смерче, грозе

Ураганы, бури, смерчи, их
характеристики и опасности.
Порядок действий при
ураганах, бурях и смерчах.

задачи

Объясняют общие правила безопасного
поведения на водоѐмах. Раскрывают правила
купания
в
подготовленных
и
неподготовленных местах. Характеризуют
правила само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде. Вырабатывают навыки
безопасных действий при обнаружении
тонущего человека летом и человека в
полынье. Раскрывают правила поведения
при
нахождении
на
плавсредствах
и на льду. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют наводнения, их внешние
признаки и опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при наводнении.
Характеризуют цунами, их внешние признаки
и опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при нахождении в зоне
цунами. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют ураганы, бури, смерчи, их
внешние признаки и опасности.
Вырабатывают навыки безопасных действий
при ураганах, бурях и смерчах.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b1da4 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b209c Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b222c Российская
электронная школа

Грозы, их характеристики и
опасности. Порядок действий
при попадании в грозу

15

Безопасные
действия при
угрозе
землетрясения,
извержения
вулкана

16

Экология и еѐ
значение для
устойчивого
развития
общества

17

Психическое
здоровье и
психологическ
ое
благополучие

Землетрясения и извержения
вулканов, их характеристики и
опасности. Порядок действий
при землетрясении, в том
числе при попадании под
завал. Порядок действий при
нахождении в зоне
извержения вулкана
Смысл понятий «экология» и
«экологическая культура».
Значение экологии для
устойчивого развития
общества. Правила
безопасного поведения при не
благоприятной экологической
обстановке
Понятия «психическое
здоровье»
и «психологическое
благополучие», современные
модели психического здоровья
и здоровой личности. Стресс и
его влияние на человека, меры
профилактики стресса,
способы само контроля и
саморегуляции эмоциональных состояний

Характеризуют грозы, их внешние признаки
и опасности. Вырабатывают навыки
безопасных действий при попадании в грозу.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют землетрясения и извержения
вулканов и их опасности. Вырабатывают
навыки безопасных действий при
землетрясении, в том числе при попадании
под завал. Вырабатывают навыки безопасных
действий при нахождении в зоне извержения
вулкана. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b23a8 Российская
электронная школа

Раскрывают смысл понятий «экология» и
«экологическая культура». Объясняют
значение экологии для устойчивого развития
общества. Раскрывают правила безопасного
поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи

Российская
электронная школа

Раскрывают понятия «психическое здоровье»
и «психологическое благополучие».
Характеризуют современные модели
психического здоровья и здоровой личности.
Объясняют понятие «стресс» и его влияние
на человека. Вырабатывают навыки
соблюдения мер профилактики стресса,
раскрывают способы самоконтроля и
саморегуляции эмоциональных состояний.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b3078 Российская
электронная школа

18
19

20

21

Первая помощь
и самопомощь
при
неотложных
состояниях

Понятие «первая помощь» и
обязанность по еѐ оказанию,
универсальный
алгоритм
оказания первой помощи.
Назначение и состав аптечки
первой помощи. Порядок
действий при оказании первой
помощи
в
различных
ситуациях,
приѐмы
психологической поддержки
пострадавшего

Общение —
основа
социального
взаимодействи
я

Общение и его значение для
человека,
способы
организации
эффективного
и
позитивного
общения.
Приѐмы и правила безопасной
межличностной
коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе.
Признаки конструктивного и
деструктивного общения

Безопасные
способы
избегания и
разрешения
конфликтных
ситуаций

Понятие «конфликт» и стадии
его развития, факторы и
причины развития конфликта.
Условия и ситуации
возникновения
межличностных и групповых
конфликтов, безопасные и
эффективные способы
избегания и разрешения
конфликтных ситуаций.
Правила поведения для
снижения риска конфликта и

Раскрывают понятие «первая помощь» и еѐ
содержание. Анализируют универсальный
алгоритм
оказания
первой
помощи.
Характеризуют назначение и состав аптечки
первой помощи. Вырабатывают навыки
действий при оказании первой помощи в
различных
ситуациях.
Характеризуют
приѐмы
психологической
поддержки
пострадавшего.
Моделируют
реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Характеризуют общение и объясняют его
значение для человека. Анализируют способы
организации эффективного и позитивного
общения.
Раскрывают
приѐмы
и
вырабатывают навыки соблюдения правил
безопасной межличностной коммуникации
и комфортного взаимодействия в группе.
Раскрывают признаки конструктивного и
деструктивного
общения.
Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
Раскрывают понятие «конфликт»
и характеризуют стадии его развития,
факторы и причины развития. Анализируют
условия и ситуации возникновения
межличностных и групповых конфликтов.
Характеризуют безопасные и эффективные
способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций. Вырабатывают
навыки соблюдения правил поведения для
снижения риска конфликта и безопасных
действий при его опасных проявлениях.
Характеризуют способ разрешения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b350a Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b367c Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b3ca8 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b425c Российская
электронная школа

22

23

24

порядок действий при его
опасных проявлениях. Способ
разрешения конфликта с
помощью третьей стороны
(модератора).Опасные формы
проявления конфликта:
агрессия, домашнее насилие
и буллинг
Манипуляции
в
ходе
межличностного
общения,
приѐмы
распознавания
манипуляций
и
способы
противостояния ей. Приѐмы
распознавания противозаконных проявлений манипуляции
Манипуляция и
(мошенничество,
способы
вымогательство,
противостоять
подстрекательство
к
ей
действиям, которые могут
причинить вред жизни и
здоровью,
и
вовлечение
в преступную, асоциальную
или
деструктивную
деятельность) и
способы
защиты от них
Современные
молодѐжные
Безопасное
увлечения
и
опасности,
поведение и
связанные с ними, правила
современные
безопасного
поведения.
увлечения
Правила
безопасной
молодѐжи
коммуникации
с незнакомыми людьми
Опасные
Опасные явления цифровой
программы и
среды: вредоносные

конфликта с помощью третьей стороны
(модератора).Анализируют опасные формы
проявления конфликта: агрессия, домашнее
насилие и буллинг. Моделируют реальные
ситуации и решают ситуационные задачи

Характеризуют
манипуляции
в
ходе
межличностного
общения.
Раскрывают
приѐмы распознавания манипуляций и
анализируют способы противостояния ей.
Раскрывают
приѐмы
распознавания
противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество,
вымогательство,
подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и
вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и анализируют
способы защиты от них. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
Характеризуют современные молодѐжные
увлечения и опасности, связанные с ними,
раскрывают правила безопасно го поведения.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
безопасной коммуникации с незнакомыми
людьми. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют опасные явления цифровой
среды. Классифицируют и анализируют

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b40ea Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b4568 Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e

явления
цифровой
среды

25

Безопасные
правила
цифрового
поведения

26

Деструктивные
течения в
Интернете и
защита от них

27

Общественногосударственна
я система
противодейств

программы и приложения и их
разновидности. Правила
кибергигиены, необходимые
для предупреждения
возникновения сложных и
опасных ситуаций в цифровой
среде
Основные виды опасного и
запрещѐнного контента в
Интернете и его признаки,
приѐмы
распознавания
опасностей при использовании
Интернета. Противоправные
действия
в
Интернете.
Правила
цифрового
поведения, необходимого для
предотвращения рисков и
угроз
при
использовании
Интернета
(кибербуллинга,
вербовки
в
различные
организации и группы)
Деструктивные течения в
Интернете, их признаки и
опасности. Правила
безопасного использования
Интернета по
предотвращению рисков
и угроз вовлечения в
различную деструктивную
деятельность
Понятия
«экстремизм»
и
«терроризм», их содержание,
причины,
возможные
варианты
проявления
и

вредоносные программы и приложения и их
разновидности. Вырабатывают навыки
соблюдения правил кибергигиены для
предупреждения возникновения сложных и
опасных ситуаций в цифровой среде.
Моделируют реальные ситуации и решают
ситуационные задачи
Характеризуют основные виды опасного и
запрещѐнного контента в Интернете и
характеризуют его признаки. Раскрывают
приѐмы распознавания опасностей при
использовании Интернета. Характеризуют
противоправные действия в Интернете.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
цифрового поведения, необходимых для
предотвращения рисков и
угроз при
использовании Интернета (кибербуллинга,
вербовки в различные организации и
группы). Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Характеризуют деструктивные течения в
Интернете, их признаки и опасности.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
безопасного использования Интернета,
необходимых для предотвращения рисков и
угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи
Объясняют
понятия
«экстремизм»
и «терроризм», раскрывают их содержание,
характеризуют
причины,
возможные
варианты проявления и их последствия.

b4842 Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b46da Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b4d4c Российская
электронная школа

Российская
электронная школа

ия экстремизму последствия. Цели и формы
и терроризму
проявления террористических
актов, их последствия, уровни
террористической опасности.
Основы
общественногосударственной
системы
противодействия экстремизму
и
терроризму,
контртеррористическая
операция и еѐ цели

28

Безопасные
действия при
угрозе теракта

29
30

Безопасные
действия при
совершении
теракта

31

Роль личности,

Признаки
вовлечения
в
террористическую
деятельность,
правила
антитеррористического
поведения. Признаки угроз и
подготовки различных форм
терактов, порядок действий
при их обнаружении

Правила
безопасного
поведения
в
условиях
совершения теракта. Порядок
действий при совершении
теракта
(нападение
террористов и по пытка
захвата
заложников,
попадание
в
заложники,
огневой
налѐт,
наезд
транспортного
средства,
подрыв взрывного устройства)
Классификация чрезвычайных

Раскрывают цели и формы проявления
террористических актов, характеризуют их
последствия.
Раскрывают
основы
общественно-государственной системы, роль
личности в противодействии экстремизму
и
терроризму.
Объясняют
уровни
террористической
опасности
и
цели
контртеррористической операции

Характеризуют
признаки
вовлечения
в
террористическую
деятельность.
Вырабатывают навыки соблюдения правил
антитеррористического
поведения
и
безопасных действий при обнаружении
признаков вербовки. Анализируют признаки
угроз и под готовки различных форм
терактов,
объясняют
признаки
подозрительных предметов. Вырабатывают
навыки безопасных действий при их
обнаружении.
Моделируют
реальные
ситуации и решают ситуационные задачи
Характеризуют
правила
безопасного
поведения в условиях совершения теракта.
Вырабатывают навыки безопасных действий
в условиях совершения терактов (нападение
террористов и попытка захвата заложников,
попадание в заложники, огневой налѐт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного
устройства). Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи
Раскрывают классификацию чрезвычайных

Российская
электронная школа

Российская
электронная школа

Библиотека ЦОК

32

общества и
государства в
предупреждени
и и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

ситуаций природного и
техногенного характера.
Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), еѐ задачи,
структура, режимы
функционирования.
Государственные службы
обеспечения безопасности, их
роль и сфера ответственности,
порядок взаимодействия
с ними.
Общественные институты и их
место в системе обеспечения
безопасности жизни и
здоровья населения. Права,
обязанности и роль граждан
Российской Федерации в
области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
Антикоррупционное
поведение как элемент
общественной и государственной безопасности

ситуаций по масштабам и по следствиям.
Раскрывают назначение, основные задачи и
структуру единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).Характеризуют роль
государственных служб в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения,
изучают порядок взаимодействия с ними.
Анализируют место и роль общественных
организаций в системе обеспечения
безопасности жизни и здоровья населения.
Объясняют права и обязанности граждан
Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Объясняют роль антикоррупционного
поведения в обеспечении общественной и
государственной безопасности. Моделируют
реальные ситуации и решают ситуационные
задачи

https://m.edsoo.ru/f5e
b6192 Российская
электронная школа

33
34

Мероприятия
по
предупреждени
юи
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Информирование и
оповещение населения о
чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН. Сигнал
«Внимание всем!», порядок
действий населения при его
получении, в том числе при
авариях с выбросом
химических и радиоактивных
веществ. Средства
индивидуальной и коллектив
ной защиты населения,
порядок пользования
фильтрующим противогазом.
Эвакуация населения в
условиях чрезвычайных
ситуаций, порядок действий
населения при объявлении
эвакуации
34

Раскрывают порядок информирования и
оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях. Вырабатывают навыки
безопасных действий при получении сигнала
«Внимание всем!», в том числе при авариях с
выбросом химических и радиоактивных
веществ. Изучают средства индивидуальной
и коллективной защиты населения,
вырабатывают навыки пользования
фильтрующим противогазом. Объясняют
порядок действий населения при объявлении
эвакуации. Моделируют реальные ситуации
и решают ситуационные задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b644e Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e
b65c0 Российская
электронная школа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
 Компьютер, проектор, противогаз ГП - 7, ГП – 7ВМ, общевойсковой
защитный комплект, набор медицинских шин и бинтов, огнетушитель
порошковый (ОП-5), пожарные рукава, трехходовой разветвитель,
ствол пожарный, мотопомпа МП -80, рация, пневматическая винтовка,
автомат Калашникова 74М, магазины с патронами калибр 5,45мм.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Основы безопасности жизнедеятельности (2 частях), 8-9 классы/
Рудаков Д.П. и другие; под научной редакцией Шойгу Ю.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1) Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для
учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы
безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы. В 2 частях»
/ Д. П. Рудаков. — М. : Просвещение, 2020. — 144 с.
2)Н.К. Беспятова Военно – патриотическое воспитание детей и подростков
как средство социализации/ Н.К. Беспятова, Д,Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс,
2006.-192 с. –(методика)
В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие
для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с.
4)Вишняков Я. Д. Противодействие терроризму / Я. Д. Вишняков, С. П.
Киселѐва, С. Г. Васин; под ред. Я. Д. Вишнякова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2012.
5)Защита в чрезвычайных ситуациях: учебник / под общ. ред.
В. А. Пучкова; МЧС России. — СПб.: Санкт-Петербургский университет
ГПС МЧС России, 2015.
6)Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
7)Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. No 477н «Об
утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
8)Примерная основная образовательная программа основного общего
образования
9)Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. No 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

ООН: http://gotourl.ru/9435
ВОЗ: http://gotourl.ru/9436 МВД: http://gotourl.ru/9437
Лиза Алерт: http://gotourl.ru/9438 Минздрав РФ: http://gotourl.ru/9443 МЧС
РФ: http://gotourl.ru/9444
История пожарной охраны: http://gotourl.ru/9445 ГИБДД РФ РФ:
http://gotourl.ru/9447
ГИБДД. Дети: http://gotourl.ru/9448 ГИБДД. Пешеход: http://gotourl.ru/9449
ГИБДД. Пассажир: http://gotourl.ru/9450 Безопасные дороги:
http://gotourl.ru/9451
Общественный транспорт: http://gotourl.ru/9452 Министерство просвещения
РФ: http://gotourl.ru/9453 Дорога без опасности: http://gotourl.ru/9454
Первая помощь: http://gotourl.ru/9455
МЧС РФ. Пожарная охрана: http://gotourl.ru/9456 МЧС РФ. Безопасность в
толпе: http://gotourl.ru/9457 НАК: http://gotourl.ru/9458
МЧС РФ. Природные пожары: http://gotourl.ru/9462 МЧС РФ. Снежная
лавина: http://gotourl.ru/9463 МЧС РФ. Туристы: http://gotourl.ru/9464
Greenpeace в России: http://gotourl.ru/9465 Greenpeace: http://gotourl.ru/9466
Минздрав РФ. Природные пожары: http://gotourl.ru/9467 МЧС РФ:
http://gotourl.ru/9468
Все о первой помощи: http://gotourl.ru/9469 РДШ: http://gotourl.ru/9470
Мир волонтерства: http://gotourl.ru/9471 Волонтеры: http://gotourl.ru/9472
Буллинг в школе: http://gotourl.ru/9473
Фонд поддержки детей: http://gotourl.ru/9474 Персональные данные:
http://gotourl.ru/9476
Линия помощи "Дети онлайн": http://gotourl.ru/9477 НАК. Личная
безопасность: http://gotourl.ru/9479 НАК. Антитеррор детям:
http://gotourl.ru/9480
Из учебника Хренникова:
https://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России
https://www.spas-extreme.mchs.ru - МЧС России. Портал детской
безопасности https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan МЧС: безопасность граждан https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnostgrazhdan/ bezopasnost-na-prirode_7- МЧС: безопасность на природе
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ bezopasnost-navode-5 - МЧС: безопасность на воде
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ prirodnye-pozhary_6
- МЧС: природные пожары
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ pirotehnika_3 МЧС: пиротехника
https://www.гибдд.рф.ru/mens/children-s-safety/ - Участникам движения
https://гибдд.рф/ - ГИБДД РФ. Госавтоинспекция
https://pddmaster.ru/documents/pdd - Правила дорожного движения РФ
https://www.minzdrav.gov.ru/ - Министерство здравоохранения РФ

https://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ
https://МВД РФ/help - Министерство внутренних дел РФ: для граждан. МВД
в помощь гражданину https://sklif.mos.ru/ - НИИ скорой помощи им. Н.В.
Склифосовского
https://www.doctor-roshal.ru/parents/rendering/ - НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии: оказание первой доврачебной помощи детям
https://niigd.nczd.ru/ - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
https://nac.gov.ru/ - Национальный антитеррористический комитет РФ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».