МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Богданович МАОУ - Тыгишская СОШ Рассмотрено: Согласовано: УТВЕРЖДЕНО на заседании МАП Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 1 _________ /Е.С.Лихачева/ МАОУ-Тыгишской СОШ от «24» августа 2023 г. «28» августа 2023 г. № 01-05/489 от 31 августа 2023 г. ____________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 - 2028) Уровень обучения (класс) 9 (ФГОС) основное общее образование Количество часов 34 Уровень базовый Учитель: Пермикин Сергей Леонидович, высшая к.к. Срок реализации: 2023-2024 г.г. с.Тыгиш 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая Программа обеспечивает: ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения; прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков. В Программе содержание учебного предмета КБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования: модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»; модуль № 2 «Безопасность в быту»; модуль № 3 «Безопасность на транспорте»; модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»; модуль № 5 «Безопасность в природной среде»; модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»; модуль № 7 «Безопасность в социуме»; модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»; модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»; модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения». В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета КБЖ Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности еѐ избегать → при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» подготовлена по уровню образования (основное общее образование) в соответствии с ФГОС. Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования содержит: - пояснительную записку с целями и задачами обучения; - общую характеристику учебного предмета; - описание места учебного предмета «культура безопасности жизнедеятельности» в учебном плане; - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; - перечень УУД, достижение которых обеспечивает программа; - содержание учебного курса; - тематическое планирование; - материально – техническое обеспечение. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «КУЛЬТУРА Целью изучения учебного предмета КБЖ является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства; знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Изучение учебного предмета КБЖ предусматривается в течение 1 учебного года, в 9 классе по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета КБЖ отводится 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»: цель и задачи учебного предмета КБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль № 2 «Безопасность в быту»: основные источники опасности в быту и их классификация; защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания; бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности; признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки; бытовые травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания первой помощи; правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приѐмы и правила оказания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и правила оказания первой помощи; первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних; классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения; правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»: правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения; правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; «дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения; порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пассажира мотоцикла; правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколѐса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта (мопедов и мотоциклов); дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию. Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»: общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними; массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей; порядок действий при попадании в толпу и давку; порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий; опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»: чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями; автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия; общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье. Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»: смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения; понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и еѐ задачи; понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приѐмы психологической поддержки пострадавшего. Модуль № 7 «Безопасность в социуме»: общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения; приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения; манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания манипуляций и способы противостояния им; приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них; современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»: понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве; основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его признаки, приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета; противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы). Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»: понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия; цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности; основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и еѐ цели; признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении; правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства). Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»: классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), еѐ задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН; сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ; средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Настоящая программа чѐтко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе. 1. Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества. 2. Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми. 3. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей. 4. Эстетическое воспитание: формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни. 5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей. 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимание личностного смысла изучения учебного предмета КБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). 8. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде. Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета КБЖ, должны отражать: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования; проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями. Общение: уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога; публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах); определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях; аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учѐтом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую; быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать: По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства; 2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; 3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; 4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств; 5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества; 6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера; 7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); 8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; 9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; 10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей; 11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; 12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы). Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета КБЖ, по учебным модулям: 9 КЛАСС Модуль № 2 «Безопасность в быту»: знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения; безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»: классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный); соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта; безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом. Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»: распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабѐж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия); знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах; безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера. Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»: раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для устойчивого развития общества; помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке; объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года; безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные); характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде; безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями; знать и применять способы подачи сигнала о помощи. Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»: раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия); оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях. Модуль № 7 «Безопасность в социуме»: приводить примеры межличностного и группового конфликта; характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций; характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля)); приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям; соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения); соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей; распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодѐжных увлечений; безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях. Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»: характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества); характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях). Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»: объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия; сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности; объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации; распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов; безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»: характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации; объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях; характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера; объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций; помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях; владеть способами антикоррупционного поведения с учѐтом возрастных обязанностей; информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций. 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Модуль "Безопасность в быту" 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41b590 2 Модуль "Безопасность на транспорте" 5 1 0 https://m.edsoo.ru/7f41b590 Российская электронная школа Библиотека ЦОК Российская электронная школа Библиотека ЦОК 3 Модуль "Безопасность в общественных местах" 2 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41b590 4 Модуль "Безопасность в природной среде" 8 1 2 https://m.edsoo.ru/7f41b590 5 Модуль "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний" 3 0 1 https://m.edsoo.ru/7f41b590 6 Модуль "Безопасность в социуме" 4 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41b590 Российская электронная школа Библиотека ЦОК Российская электронная школа Библиотека ЦОК Российская электронная школа Библиотека ЦОК Российская электронная школа Библиотека ЦОК 7 Модуль "Безопасность в информационном пространстве" 3 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41b590 8 Модуль "Основы противодействия экстремизму и терроризму" 4 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41b590 4 1 1 https://m.edsoo.ru/7f41b590 34 3 4 Модуль "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 Российская электронная школа Библиотека ЦОК Российская электронная школа Библиотека ЦОК Российская электронная школа 9А КЛАСС № п/п 1 2 Тема урока Основное содержание Пожарная безопасность в быту Пожар и факторы его развития. Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и правила оказания первой помощи. Первичные средства пожаротушения. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности Безопасность пассажира Правила дорожного движения для пассажиров. Обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств. Ремень безопасности и правила его применения. Порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим Основные виды деятельности обучающихся Характеризуют пожар, его факторы и стадии развития. Объясняют условия и причины возникновения пожаров, характеризуют их возможные последствия. Вырабатывают навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в лифте, в общественных зданиях. Вырабатывают навыки правильного использования первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи. Объясняют права, обязанности и ответственность граждан в области пожар ной безопасности. Объясняют правила и вырабатывают навыки вызова экстренных служб и объясняют порядок взаимодействия с ними. Раскрывают ответственность за ложные сообщения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют правила дорожного движения для пассажиров. Объясняют обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств. Объясняют правила применения ремня безопасности и детских удерживающих устройств. Вырабатывают навыки безопасных действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транс портных средствах. Объясняют правила поведения пасса жира мотоцикла. Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e af78e Российская электронная школа 3 4 5 Безопасность водителя Безопасные действия при дорожнотранспортных происшествиях Безопасность пассажиров на различных видах транспорта актом. Правила поведения пассажира мотоцикла Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, моноколѐса, гироскутеры, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта (мопедов, мотоциклов).Дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста. Правила подготовки велосипеда к пользованию Дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения. Основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. Порядок действий очевидца дорожнотранспортного происшествия. Порядок действий при пожаре на транс порте Особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного). Обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на от дельных видах транспорта, в том числе Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, скутеры, сигвеи).Характеризуют дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста. Объясняют правила подготовки и вырабатывают навыки безопасного использования велосипеда. Объясняют требования правил дорожного движения к управлению монотранспортом (мопедами и мотоциклами). Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e af946 Российская электронная школа Классифицируют дорожно-транспортные происшествия и характеризуют причины их возникновения. Вырабатывают навыки безопасных действий очевидца дорожнотранспортного происшествия. Объясняют порядок действий при по жаре на транспорте. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e afef0 Российская электронная школа Характеризуют особенности и опасности на различных видах транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного).Раскрывают обязанности пассажиров отдельных видов транспорта. Вырабатывают навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e afd42 Российская электронная школа вызванных террористическим актом 6 7 8 Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте Первая помощь и последовательность еѐ оказания. Приѐмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте Пожарная безопасность в общественных местах Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий Безопасные действия в ситуациях криминогенног ои антиобществен ного характера Опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении. Порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Порядок действий при транспорта. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Раскрывают содержание первой помощи и последовательность еѐ оказания. Объясняют правила и вырабатывают навыки оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте. Характеризуют способы извлечения пострадавшего из транспорта. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Вырабатывают навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасных действий при эвакуации из общественных мест и зданий. Вырабатывают навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах. Вырабатывают навыки безопасных действий в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Вырабатывают навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b0210 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b0c10 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b0c10 Российская электронная школа 9 10 11 Безопасные действия при автономном существовании в природной среде взаимодействии с правоохранительными органами Автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию. Порядок действий при автономном существовании в природной среде. Правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия Пожарная безопасность в природной среде Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий Безопасное поведение в горах Устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах. Снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при по падании в лавину. Камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения Характеризуют автономные условия, раскрывают их опасности и порядок подготовки к ним. Вырабатывают навыки безопасных действий при автономном существовании в природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Вырабатывают навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасных действий при эвакуации из общественных мест и зданий. Вырабатывают навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Объясняют устройство гор и классифицируют горные породы. Раскрывают правила безопасного поведения в горах. Характеризуют снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при попадании в лавину, необходимых для снижения риска попадания под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b14e4 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b0efe Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b1ac0 Российская электронная школа 12 Безопасное поведение на водоѐмах риска попадания под камнепад. Сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя. Оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня Общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Порядок действий при обнаружении тонущего человека. Правила поведения при нахождении на плавсредствах. Правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье 13 Безопасные действия при угрозе наводнения, цунами Наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении. Цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами 14 Безопасные действия при урагане, буре, смерче, грозе Ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности. Порядок действий при ураганах, бурях и смерчах. задачи Объясняют общие правила безопасного поведения на водоѐмах. Раскрывают правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Характеризуют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Вырабатывают навыки безопасных действий при обнаружении тонущего человека летом и человека в полынье. Раскрывают правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют наводнения, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при наводнении. Характеризуют цунами, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при нахождении в зоне цунами. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют ураганы, бури, смерчи, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при ураганах, бурях и смерчах. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b1da4 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b209c Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b222c Российская электронная школа Грозы, их характеристики и опасности. Порядок действий при попадании в грозу 15 Безопасные действия при угрозе землетрясения, извержения вулкана 16 Экология и еѐ значение для устойчивого развития общества 17 Психическое здоровье и психологическ ое благополучие Землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности. Порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал. Порядок действий при нахождении в зоне извержения вулкана Смысл понятий «экология» и «экологическая культура». Значение экологии для устойчивого развития общества. Правила безопасного поведения при не благоприятной экологической обстановке Понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности. Стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы само контроля и саморегуляции эмоциональных состояний Характеризуют грозы, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при попадании в грозу. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют землетрясения и извержения вулканов и их опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал. Вырабатывают навыки безопасных действий при нахождении в зоне извержения вулкана. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b23a8 Российская электронная школа Раскрывают смысл понятий «экология» и «экологическая культура». Объясняют значение экологии для устойчивого развития общества. Раскрывают правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Российская электронная школа Раскрывают понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие». Характеризуют современные модели психического здоровья и здоровой личности. Объясняют понятие «стресс» и его влияние на человека. Вырабатывают навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывают способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b3078 Российская электронная школа 18 19 20 21 Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях Понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи. Назначение и состав аптечки первой помощи. Порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приѐмы психологической поддержки пострадавшего Общение — основа социального взаимодействи я Общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения. Приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе. Признаки конструктивного и деструктивного общения Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций Понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта. Условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Правила поведения для снижения риска конфликта и Раскрывают понятие «первая помощь» и еѐ содержание. Анализируют универсальный алгоритм оказания первой помощи. Характеризуют назначение и состав аптечки первой помощи. Вырабатывают навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях. Характеризуют приѐмы психологической поддержки пострадавшего. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют общение и объясняют его значение для человека. Анализируют способы организации эффективного и позитивного общения. Раскрывают приѐмы и вырабатывают навыки соблюдения правил безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе. Раскрывают признаки конструктивного и деструктивного общения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Раскрывают понятие «конфликт» и характеризуют стадии его развития, факторы и причины развития. Анализируют условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов. Характеризуют безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Вырабатывают навыки соблюдения правил поведения для снижения риска конфликта и безопасных действий при его опасных проявлениях. Характеризуют способ разрешения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b350a Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b367c Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b3ca8 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b425c Российская электронная школа 22 23 24 порядок действий при его опасных проявлениях. Способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора).Опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг Манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания манипуляций и способы противостояния ей. Приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции Манипуляция и (мошенничество, способы вымогательство, противостоять подстрекательство к ей действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них Современные молодѐжные Безопасное увлечения и опасности, поведение и связанные с ними, правила современные безопасного поведения. увлечения Правила безопасной молодѐжи коммуникации с незнакомыми людьми Опасные Опасные явления цифровой программы и среды: вредоносные конфликта с помощью третьей стороны (модератора).Анализируют опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют манипуляции в ходе межличностного общения. Раскрывают приѐмы распознавания манипуляций и анализируют способы противостояния ей. Раскрывают приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и анализируют способы защиты от них. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, раскрывают правила безопасно го поведения. Вырабатывают навыки соблюдения правил безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют опасные явления цифровой среды. Классифицируют и анализируют Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b40ea Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b4568 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e явления цифровой среды 25 Безопасные правила цифрового поведения 26 Деструктивные течения в Интернете и защита от них 27 Общественногосударственна я система противодейств программы и приложения и их разновидности. Правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде Основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его признаки, приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета. Противоправные действия в Интернете. Правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы) Деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности. Правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и вредоносные программы и приложения и их разновидности. Вырабатывают навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и характеризуют его признаки. Раскрывают приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета. Характеризуют противоправные действия в Интернете. Вырабатывают навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы). Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности. Вырабатывают навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета, необходимых для предотвращения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Объясняют понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывают их содержание, характеризуют причины, возможные варианты проявления и их последствия. b4842 Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b46da Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b4d4c Российская электронная школа Российская электронная школа ия экстремизму последствия. Цели и формы и терроризму проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности. Основы общественногосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и еѐ цели 28 Безопасные действия при угрозе теракта 29 30 Безопасные действия при совершении теракта 31 Роль личности, Признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения. Признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении Правила безопасного поведения в условиях совершения теракта. Порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и по пытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства) Классификация чрезвычайных Раскрывают цели и формы проявления террористических актов, характеризуют их последствия. Раскрывают основы общественно-государственной системы, роль личности в противодействии экстремизму и терроризму. Объясняют уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции Характеризуют признаки вовлечения в террористическую деятельность. Вырабатывают навыки соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных действий при обнаружении признаков вербовки. Анализируют признаки угроз и под готовки различных форм терактов, объясняют признаки подозрительных предметов. Вырабатывают навыки безопасных действий при их обнаружении. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Характеризуют правила безопасного поведения в условиях совершения теракта. Вырабатывают навыки безопасных действий в условиях совершения терактов (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства). Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Раскрывают классификацию чрезвычайных Российская электронная школа Российская электронная школа Библиотека ЦОК 32 общества и государства в предупреждени и и ликвидации чрезвычайных ситуаций ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), еѐ задачи, структура, режимы функционирования. Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности ситуаций по масштабам и по следствиям. Раскрывают назначение, основные задачи и структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).Характеризуют роль государственных служб в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения, изучают порядок взаимодействия с ними. Анализируют место и роль общественных организаций в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Объясняют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Объясняют роль антикоррупционного поведения в обеспечении общественной и государственной безопасности. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи https://m.edsoo.ru/f5e b6192 Российская электронная школа 33 34 Мероприятия по предупреждени юи ликвидации чрезвычайных ситуаций ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН. Сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ. Средства индивидуальной и коллектив ной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации 34 Раскрывают порядок информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Вырабатывают навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!», в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ. Изучают средства индивидуальной и коллективной защиты населения, вырабатывают навыки пользования фильтрующим противогазом. Объясняют порядок действий населения при объявлении эвакуации. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b644e Российская электронная школа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e b65c0 Российская электронная школа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Компьютер, проектор, противогаз ГП - 7, ГП – 7ВМ, общевойсковой защитный комплект, набор медицинских шин и бинтов, огнетушитель порошковый (ОП-5), пожарные рукава, трехходовой разветвитель, ствол пожарный, мотопомпа МП -80, рация, пневматическая винтовка, автомат Калашникова 74М, магазины с патронами калибр 5,45мм. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы безопасности жизнедеятельности (2 частях), 8-9 классы/ Рудаков Д.П. и другие; под научной редакцией Шойгу Ю.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1) Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы. В 2 частях» / Д. П. Рудаков. — М. : Просвещение, 2020. — 144 с. 2)Н.К. Беспятова Военно – патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/ Н.К. Беспятова, Д,Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.-192 с. –(методика) В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с. 4)Вишняков Я. Д. Противодействие терроризму / Я. Д. Вишняков, С. П. Киселѐва, С. Г. Васин; под ред. Я. Д. Вишнякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. 5)Защита в чрезвычайных ситуациях: учебник / под общ. ред. В. А. Пучкова; МЧС России. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. 6)Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. 7)Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. No 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». 8)Примерная основная образовательная программа основного общего образования 9)Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. No 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ООН: http://gotourl.ru/9435 ВОЗ: http://gotourl.ru/9436 МВД: http://gotourl.ru/9437 Лиза Алерт: http://gotourl.ru/9438 Минздрав РФ: http://gotourl.ru/9443 МЧС РФ: http://gotourl.ru/9444 История пожарной охраны: http://gotourl.ru/9445 ГИБДД РФ РФ: http://gotourl.ru/9447 ГИБДД. Дети: http://gotourl.ru/9448 ГИБДД. Пешеход: http://gotourl.ru/9449 ГИБДД. Пассажир: http://gotourl.ru/9450 Безопасные дороги: http://gotourl.ru/9451 Общественный транспорт: http://gotourl.ru/9452 Министерство просвещения РФ: http://gotourl.ru/9453 Дорога без опасности: http://gotourl.ru/9454 Первая помощь: http://gotourl.ru/9455 МЧС РФ. Пожарная охрана: http://gotourl.ru/9456 МЧС РФ. Безопасность в толпе: http://gotourl.ru/9457 НАК: http://gotourl.ru/9458 МЧС РФ. Природные пожары: http://gotourl.ru/9462 МЧС РФ. Снежная лавина: http://gotourl.ru/9463 МЧС РФ. Туристы: http://gotourl.ru/9464 Greenpeace в России: http://gotourl.ru/9465 Greenpeace: http://gotourl.ru/9466 Минздрав РФ. Природные пожары: http://gotourl.ru/9467 МЧС РФ: http://gotourl.ru/9468 Все о первой помощи: http://gotourl.ru/9469 РДШ: http://gotourl.ru/9470 Мир волонтерства: http://gotourl.ru/9471 Волонтеры: http://gotourl.ru/9472 Буллинг в школе: http://gotourl.ru/9473 Фонд поддержки детей: http://gotourl.ru/9474 Персональные данные: http://gotourl.ru/9476 Линия помощи "Дети онлайн": http://gotourl.ru/9477 НАК. Личная безопасность: http://gotourl.ru/9479 НАК. Антитеррор детям: http://gotourl.ru/9480 Из учебника Хренникова: https://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России https://www.spas-extreme.mchs.ru - МЧС России. Портал детской безопасности https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan МЧС: безопасность граждан https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnostgrazhdan/ bezopasnost-na-prirode_7- МЧС: безопасность на природе https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ bezopasnost-navode-5 - МЧС: безопасность на воде https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ prirodnye-pozhary_6 - МЧС: природные пожары https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/ pirotehnika_3 МЧС: пиротехника https://www.гибдд.рф.ru/mens/children-s-safety/ - Участникам движения https://гибдд.рф/ - ГИБДД РФ. Госавтоинспекция https://pddmaster.ru/documents/pdd - Правила дорожного движения РФ https://www.minzdrav.gov.ru/ - Министерство здравоохранения РФ https://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ https://МВД РФ/help - Министерство внутренних дел РФ: для граждан. МВД в помощь гражданину https://sklif.mos.ru/ - НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского https://www.doctor-roshal.ru/parents/rendering/ - НИИ неотложной детской хирургии и травматологии: оказание первой доврачебной помощи детям https://niigd.nczd.ru/ - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков https://nac.gov.ru/ - Национальный антитеррористический комитет РФ