Рабочая программа ВД Разговоры о важном 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»
(Коммуникативная деятельность)
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МАОУТыгишской СОШ на 2023-2028 г)

Уровень обучения (класс)
6
основное общее образование
Количество часов: 36 часов
Учитель: Жакова Анна Андреевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
-

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
-

Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских
ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей
страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении
творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного
коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих
его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:

к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему
национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей
семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни
родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения
в
коллективе,
основанные на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям.
-

Содержание программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование
внимания не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, неразрывности прав
и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Разработанная программа направлена на вовлечение обучающихся в активную
деятельность: участие в социально-значимых акциях, разработка и реализация
социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных
проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести
уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других
равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения,
основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет
основные направления патриотического
и духовно-нравственного воспитания
обучающихся.
Формы организации занятия:
ролевая игра;
этическая (познавательная) беседа, дискуссия;
викторина;
художественная выставка;
социальные практики (проектная деятельность);
работа с интерактивной картой;
музыкальная, литературная, художественная гостиная.
Виды деятельности: игровая, проблемно – ценностное общение, познавательная,
художественная.

-

1. «Историческое просвещение»
Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения
культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
Традиционные ценности российского народа – это формирующие мировоззрение граждан
России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению,
обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной
идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное
самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за судьбу
Отечества, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память, преемственность поколений, единство народов
России. Задачи раздела: прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать
воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества
культурного человека.

2. «О добрых чувствах»
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная
прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям
как нечто ценное и почитаемое. Учащиеся рассказывают о своих семьях, участвуют в
исследовательской и проектной деятельности, просматривают семейные альбомы.
Получение навыков волонтерской деятельности по направлениям саморазвитие и помощь
старшему поколению.
3. «Патриотическое и гражданское воспитание»
Работа с документами, семейными архивами, газетными и интернет публикациями,
дневниковыми записями.
4. «Сохраним нашу планету Земля»
Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. Проблемные дискуссии, виртуальные
экскурсии, творческие встречи, флешмобы.
6. «Государство и закон»
Обсуждение основных принципов и пунктов Конституции РФ. Дискуссии. Беседы
с представителями разных профессий. Интервью.

Тематическое планирование
№ п/п

Тема

1

День знаний

2

Там, где Россия

3

Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои
Космодемьянской

4

Избирательная система России (30 лет
ЦИК)

6

День учителя (советники по воспитанию)

6

О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)

Элементы содержания
Знакомство
с
проектами
Российского общества «Знание».
Возможности,
которые
предоставляют проекты общества
«Знание»
для
обучающихся
различных возрастов
Родина — не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы
можем гордиться?
Зоя Космодемьянская – еѐ подвиг
бессмертен,
еѐ
имя
стало
символом мужества и стойкости, а
жизнь
служит
примером
беззаветной
преданности
Отечеству, истиной любви к своей
Родине.
Право избирать и быть избранным
гарантировано
Конституцией
Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны. Жизнь,
свобода, права и благополучие
граждан является одной из
главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание
участвовать в развитии своего
города,
региона,
страны
–
достойно уважения
Ценность профессии учителя.
Советник по воспитанию –
проводник в мир возможностей,
которые создало государство для
каждого
ребенка
в
стране,
наставник и «старший товарищ»,
помогающий
как
объединить
школьный коллектив в дружную
команду, так и выстроить личную
траекторию развития каждому
ребенку.
В условиях информационных
перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической
нестабильности, стрессы стали
неотъемлемой
составляющей
жизни человека. Они приводят к

7

По ту сторону экрана. 115 лет кино в
России

8

День спецназа

9

День народного единства

10

Россия: взгляд в будущее.
Технологический суверенитет / цифровая
экономика / новые профессии

депрессивному
состоянию,
которое, в свою очередь, может
привести к
проблемам физического здоровья,
конфликтам
с
близкими,
неуверенности,
озлобленности.
Знания о том, как наладить
отношения
в
коллективе,
сохранить
свое
психическое
здоровье, как смотреть на мир
позитивно, как не стать жертвой
«травли», и самому не опуститься
до «травли» других, необходимы
всем.
Развитие отечественного кино
отражает не только основные вехи
развития страны, но и моделирует
образ ее будущего. Кино, наряду с
литературой и театром, позволяет
человеку увидеть себя, как в
«зеркале»,
соотнести
свои
поступки с поступками героев,
анализировать и рефлексировать,
приобретать
новые
знания,
знакомиться с миром профессий, с
творчеством талантливых людей, с
историей и культурой страны.
Подразделения
специального
назначения (спецназ) в России
имеют особую значимость, они
олицетворяют
служение
Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное
самопожертвование,
готовность
мгновенно прийти на помощь
Родине.
Военнослужащие
спецназа
обладают
особыми
профессиональными,
физическими
и
моральным
качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из
причин продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне
Технологический
суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности, получения энергии,

11

О взаимоотношениях в семье (День
матери)

12

Что такое Родина? (региональный и
местный компонент)

13

Мы вместе

14

Главный закон страны

16

Герои нашего времени

16

Новогодние семейные традиции разных
народов России

продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика
развития
экономики предполагает защиту и
формирование
высокотехнологичных отраслей с
высокой долей интеллектуальных
вложений. Развитие цифровой
экономики
предполагает
выстраивание
системы
экономических, социальных и
культурных
отношений,
основанных
использовании
цифровых
информационнокоммуникационных технологий.
Появление
новых
профессий
связано
с
цифровизацией
экономики,
движением
к
технологическому суверенитету
Мама — важный человек в жизни
каждого. Материнская любовь —
простая и безоговорочная. Легко
ли быть мамой?
Что
для
каждого
человека
означает слово «Родина»? Это
родители, семья, дом, друзья,
родной город, регион, вся наша
страна и народ. Чувство любви к
своей Родине человек несет в себе
всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не просто
территория, это, прежде всего то,
что мы любим и готовы защищать.
История
создания
Красного
Креста.
Особенности
волонтерской
деятельности.
Волонтерство в России
Значение
Конституции
для
граждан страны. Знание прав и
выполнение
обязанностей.
Ответственность
—
это
осознанное поведение
Россия — страна с героическим
прошлым. Современные герои —
кто они? Россия начинается с
меня?
Новый год — праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние приметы.
Различные
традиции
встречи
Нового года у разных народов
России.

17

От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана
Фѐдорова

18

Налоговая грамотность

19

Непокоренные. 80 лет со дня полного
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады

20

Союзники России

21

190 лет со дня рождения Д. Менделеева.
День российской науки

22

День первооткрывателя

Способы передачи информации до
появления письменности. Разница
между азбукой и букварем.
«Азбука», напечатанная Иваном
Федоровым:
«Ради
скорого
младенческого научения».
Современный человек должен
обладать
функциональной
грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают
налоги? Что они обеспечивают для
граждан? Выплата налогов –
обязанность каждого гражданина
Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки —
тяготы блокадного Ленинграда.
Блокадный
паек.
Способы
выживания
ленинградцев.
О
провале планов немецких войск. О
героизме
советских
воинов,
освободивших город на Неве.
Кто такой союзник? Какие
обязанности он на себя принимает,
какими обладает правами? Что
дает
заключение
союзного
договора
для
государств?
Союзники России – государства,
которые
разделяют
и
поддерживают
наши
общие
традиционные ценности, уважают
культуру, стремятся к укреплению
союзных
государств
и
поддерживают их.
Цивилизация
без
научных
достижений.
Научные
и
технические достижения в нашей
стране. Вклад
российских ученых в мировую
науку. Д.И. Менделеев и роль его
достижений
для
науки.
Достижения науки в повседневной
жизни. Плюсы и минусы научнотехнического прогресса
Россия является не только самой
большой страной в мире, которую
за ее продолжительную историю
шаг за шагом исследовали,
изучали,
открывали
русские
землепроходцы.
Удивительные
уголки нашей страны сегодня
может открыть для себя любой
школьник.

23

День защитника Отечества. 280 лет со
дня рождения Федора Ушакова

24

Как найти свое место в обществе

26

Всемирный фестиваль молодежи

26

«Первым делом самолеты». О
гражданской авиации

27

Крым. Путь домой

28

Россия – здоровая держава

День
защитника
Отечества:
исторические
традиции.
Профессия военного: кто еѐ
выбирает сегодня. Смекалка в
военном деле. 280-летие со дня
рождения
великого
русского
флотоводца,
командующего
Черноморским флотом (1790—
1798); командующего русскотурецкой эскадрой в Средиземном
море
(1798—1800),
адмирала
(1799) Ф.Ф. Ушакова.
Что нужно для того, чтобы найти
друзей и самому быть хорошим
другом?
Примеры настоящей
дружбы. Что нужно для того,
чтобы создать хорошую семью и
самому
быть
хорошим
семьянином. Поддержка семьи в
России. Что нужно, чтобы найти
свое призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения школьников в
России.
Всемирный фестиваль молодежи –
2024. Сириус – федеральная
площадка
фестиваля.
Исторические факты появления
всемирного фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали, которые
проходили в нашей стране.
Легендарная история развития
российской гражданской авиации.
Героизм
конструкторов,
инженеров
и
летчиковиспытателей первых российских
самолетов. Мировые рекорды
российских летчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший
полуостров
с
богатой
историей.
История
Крымского
полуострова. Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма
Здоровый
образ
жизни
–
приоритетное
направление
в
большинстве государств мира.
Основные
составляющие
здоровья. Современные проекты,
связанные со здоровьем

29

Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному
дню цирка)

30

«Я вижу Землю! Это так красиво».

31

215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя

32

Экологичное потребление

33

Труд крут

34

Урок памяти

Цирк как фантазийное и сказочное
искусство.
Цирк
в
России,
История
цирка,
цирковые
династии России. Знаменитые на
весь мир российские силачи,
дрессировщики,
акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.
Главные события в истории
покорения
космоса.
Отечественные
космонавтырекордсмены.
Подготовка
к
полѐту — многолетний процесс.
Художественный фильм «Вызов» героизм персонажей и реальных
людей.
Николай Гоголь – признанный
классик
русской
литературы,
автор
знаменитых
«Мертвых
душ», «Ревизора», «Вечеров на
хуторе близ Диканьки». Сюжеты,
герои, ситуации из произведений
Николая Гоголя актуальны по сей
день.
Экологичное
потребление
—
способ
позаботиться
о
сохранности
планеты.
Экологические проблемы как
следствия
безответственного
поведения человека. Соблюдать
эко-правила — не так сложно
История Праздника труда. Труд —
это право или обязанность
человека?
Работа
мечты.
Жизненно важные навыки
История появления праздника
День
Победы.
Поисковое
движение
России.
Могила
Неизвестного Солдата. Семейные
традиции
празднования
Дня
Победы. Бессмертный полк


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».