Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от «31»августа 2023 г. ______________ Д.Е. Пермикина ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир глазами художника» (художественно-эстетическая творческая деятельность) (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023-2028 г) Уровень обучения (класс) 6 основное общее образование Количество часов: 34 часов Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2023 – 2024 гг. Планируемые результаты освоения курса Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. 6 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем) Личностные результаты: - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) - приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения; - приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; - способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их; - навыки использования различных художественных материалов для работы вразных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения; владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет,перспектива Метапредметные результаты: - умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни; - использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир); - формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью педагога); - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; - формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своѐ отношение к природе, человеку, обществу; - проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов; - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. Содержание программы Живопись. 6-й год обучения (9 часов) Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тѐплых и холодных, о контрасте тѐплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путѐм насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чѐрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. 1. Графика. 6-й год обучения (10 часов) Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углѐм, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях, Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тѐмного и светлого пятен в создании графического образа. 2. Скульптура. 6-й год обучения (5 часов) Развитие навыка использования основных приѐмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приѐмов передачи в объѐмной форме фактуры. 3. Бумажная пластика. 6-й год обучения (4 часа) Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует, как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объѐма с помощью мятой бумаги. 4. Работа с природными материалами. 6-й год обучения (4 часа) Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д. 5. Организация и обсуждение выставки детских работ. 6-й год обучения (2 часа) При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. Тематический план 6 класс. № п п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема Три основных цвета Контрастные и нюансные цвета Цветовой тон. Светлота Линии в живописи “Цветущий луг” (акварель) Пейзаж, портрет, натюрморт Осенний пейзаж Ахроматические цвета Дары осени Холодные цвета. Небо. Облака. Оформление работы. История карандаша. Простые карандаши Виды линии Известные художники Серый цвет в графике Портрет человека Уголь, сангина, мел Город мастеров Аквариум (цветн. карандаши) Кувшин и яблоко Любимые животные Скульптура Рельеф Аленький цветочек Картинки с выставки Солнышко Кувшин по шаблону “Коврик” “Полянка” Одуванчик Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Разные деревья Мы такие разные Вернисаж Всего: 1 1 1 34