Рабочая программа ВД Основы проектной и исследовательской деятельности 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
(проектно- исследовательская деятельность)

(приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) на 2023 –
2027 гг.)

Уровень обучения (класс)

1-4

начальное общее образование

Учитель: Козлова Вера Анатольевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2027 гг.

с.Тыгиш
2023г.
1

Планируемые результаты изучения курса
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по
различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути
проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2,3 класс) предполагает позитивное
отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию
и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем)
проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и
оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение
школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии
школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
В ходе решения системы проектно – исследовательских задач у младших
школьников могут быть сформированы следующие способности:
• рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• целеполагать (ставить и удерживать цели);
• планировать (составлять план своей деятельности);
• моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
2

• проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
• вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки
зрения
других).
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от
этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как
помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность
школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации,
трансформируя
образовательную
среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен
удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся
«делают что-то не то»;
- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог
успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен
придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию
проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом
выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически
реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся
должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом;
другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па
различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме
на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность
промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта,
нацелено на получение им информации, которая позволит учителю
продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в
основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей
учащихся, с другой.
Роль ученика.
3

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе
над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными
статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности.
При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от
этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора,
предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации,
формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не
только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителемконсультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за
пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей
идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и
сверстниками с новых позиций;
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.
Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее
полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и
т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в
процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно
оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять
над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые
успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное
восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект
имеет большое положительное педагогическое значение.
Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Основным отличием учебной проектной и исследовательской
деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не
производят новые знания, а приобретают навыки исследования как
универсального способа освоения действительности. Развивают способности
к исследовательскому типу мышления, активизирует личностную позиция
учащегося.
4

Содержание изучения курса
Актуальность проектно - исследовательской деятельности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого
ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с
требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний
учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо
направлять деятельность учителя на формирование положительной
мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий
подход в обучении.
Среди разнообразных направлений новых
педагогических
технологий
ведущее
место
занимает
проектноисследовательская деятельность. Методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся
широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в
сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из
главных задач современной начальной школы – создание необходимых и
полноценных условий для личного развития каждого ребенка и
формирование его активной позиции. В связи с этим возникает
необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой
деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои
действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу,
создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества.
С этой целью в настоящее время широкую популярность приобрели
проектные и исследовательские методы обучения.
Актуальность
противоречиями:

программы

подтверждается

следующими

1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и
невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;
2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью
обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;
3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными
педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный
процесс.
5

Гипотеза.
Система формирования основ
деятельности будет эффективной если:

проектно

-

исследовательской

- она включает изучение и анализ степени обученности проектной
деятельности;
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе;
- носит добровольный характер.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный
подходы.
Цель проектно - исследовательско деятельности в начальной
школе:
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребѐнка
младшего школьного возраста путѐм совершенствования навыков
исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;
– формирование информационной грамотности учащихся на основе
самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и
научного знания.
Задачи:

содействовать развитию творческой исследовательской
активности детей;

стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и
прикладным наукам;

поддерживать стремление ребѐнка к самостоятельному
изучению окружающего мира;

развивать познавательные способности;

развивать творческое воображение;

формирование системы интеллектуальных, общеучебных и
специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развитие личности младшего школьника;

воспитание
коммуникативности,
инициативности,
самостоятельности и предприимчивости.
Образовательные:
 активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при
изучении определенной темы;
6

 систематизация знаний;
 знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за
пределы школьной программы.
Развивающие:
 развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы,
анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
 отбирать и систематизировать материал, реферировать его;
 использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного
исследования;
 публично представлять результаты исследования и проекта.
Воспитательная:
 создание продукта, востребованного другими.
Данная программа реализуется с целью формирования у школьников
умения учиться, как универсального учебного действия.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников
по направлению «проектная и исследовательская деятельность»
предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом
интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по
предметам и внеклассной работы.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс), 3 этапа – 1 (1 класс),
2 (2,3 класс), 3 (4 класс).
Форма организации работы: занятия проводятся 1 раз в неделю, 34
часа в год, 136 часов за 4 года.
Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной
школе:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников
включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе
имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения,
наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности
исследователя.
7

Для решения этих задач используются следующие формы и способы
деятельности:
в урочной деятельности – коллективный учебный диалог,
рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтениерассматривание, коллективное моделирование;
во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком
определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем,
выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских
работ.
Второй этап – второй
и третий классы начальной школы –
ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях
деятельности исследователя:
- развитие умений определять тему исследования, анализировать,
сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
поддержание инициативы, активности и самостоятельности
школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую
деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации
посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание
ценности совместного опыта.
На данном этапе используются следующие формы и способы
деятельности: в урочной деятельности:
- учебная дискуссия,
- наблюдения по плану,
- рассказы детей и учителя,
- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности,
- мини-исследования;
во внеурочной деятельности:
- экскурсии,
- индивидуальное составление моделей и схем,
- мини-доклады,
- ролевые игры,
- эксперименты.
Третий этап соответствует четвѐртому классу начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение
исследовательского опыта школьников.
8

Дальнейшее накопление представлений об исследовательской
деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и
развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение
деятельности
заключается
в
увеличении
сложности
учебноисследовательских задач, в переориентации процесса образования на
постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских
задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие
формы и способы деятельности школьников:
- мини-исследования,
- уроки-исследования,
- групповая работа,
- ролевые игры,
- самостоятельная работа,
коллективное выполнение и защита исследовательских работ
(«Человек в истории Пуровского района», «Сколько весит здоровье
ученика», «Улицы города в лицах» и др.)
составление энциклопедий,
- наблюдение,
- анкетирование,
- эксперимент и другие.
На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение
исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных
достижений.
Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в
роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников
второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные
исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в
оценку и анализ исследовательских работ.
Тематическое планирование занятий 1 этапа (1 класс).
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Тема

Кол
– во
часов
2
2
1
1

Проект? Проект!
Исследования…
Здравствуй, школа!
Я – ученик.
9

5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20

Эти загадочные буквы.
Веселые цифры.
Мои первые сказки.
Чудеса в природе.
Стихи А. Барто.
Ребусы. Кроссворды.
Где родился дед Мороз?
Времена года. Зима.
Загадки.
Я – исследователь. Алфавит.
Самый короткий месяц.
Защитники Отечества.
Мамочка моя.
Времена года. Зима.
Моя любимая игрушка.
Книга первая моя. Букварь.

2
2
2
1
2
1
2
1
2
3
1
2
2
1
2
2

Тематическое планирование занятий 2 этап (2 класс).
№

Тема

Кол
10

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
2930.
3132.
3334.

Золотая осень.
Глобус – модель Земли.
Пословицы, поговорки, скороговорки.
Е.И.Чарушин – писатель, художник, аниматор.
Здоровье – это здорово.
Поможем зимующим птицам.
История празднования Нового года.
Мастерская Деда Мороза.
Я – самостоятельный.
Откуда хлеб к нам пришел.
Наш прекрасный русский язык.
Фразеологизмы.
Рождение книги.
Я – редактор.
А.Гайдар – герой нашего времени.
Бабушкин сундук.
Дедушкины награды.
Игра, игрушки.
История письменности.
Масленица.
Что в имени моем?
Моя семья.
Первый в космосе.
Читая Пушкина.
Задачи в стихах.
Головоломки.
Дружба крепкая.
Берегите зрение.
Мы – читатели.

– во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Лечебные растения нашей местности.

2

Наш немаленький Урал.

2

Тематическое планирование занятий 2 этап (3 класс).
№
п/п
1.

Тема
Золотая осень.
11

Кол
– во
часов
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
2930.
3132.
3334.

Глобус – модель Земли.
Пословицы, поговорки, скороговорки.
Е.И.Чарушин – писатель, художник, аниматор.
Здоровье – это здорово.
Поможем зимующим птицам.
История празднования Нового года.
Мастерская Деда Мороза.
Я – самостоятельный.
Откуда хлеб к нам пришел.
Наш прекрасный русский язык.
Фразеологизмы.
Рождение книги.
Я – редактор.
А.Гайдар – герой нашего времени.
Бабушкин сундук.
Дедушкины награды.
Игра, игрушки.
История письменности.
Масленица.
Что в имени моем?
Моя семья.
Первый в космосе.
Читая Пушкина.
Задачи в стихах.
Головоломки.
Дружба крепкая.
Берегите зрение.
Мы – читатели.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Лечебные растения нашей местности.

2

Наш немаленький Урал.

2

Тематическое планирование занятий 3 этапа (4класс).

№
п/п

Тема

12

Кол
– во
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Красная книга России.
Гигиена и здоровье.
Сколько весит здоровье ученика.
Псевдонимы известных писателей.
Собака – друг человека.
И в мирное время есть место подвигу.
Улицы нашего города.
Компьютер - за и против.
Учитель - это призвание?
Профессии моих родителей.
Моя мечта.
Книга в моей семье.
Игры наших мам.
Устное народное творчество.

13

2
1
4
3
2
2
4
3
2
3
1
2
2
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».