Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от 31 августа 2023 г. ________Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Черчение (приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.) Уровень обучения (класс) 8 основное общее образование Количество часов 34 часов Уровень базовый Составитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория Срок реализации: 2023-2024 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Черчение. 8 класс» разработана в соответствии с учебным планом МАОУ – Тыгишской СОШ и на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2014г) Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ и соответствует содержанию примерной программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Общая характеристика учебного предмета Курс учебного предмета формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Включение школьников в различные виды творческой деятельности, связанных с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач, способствует развитию творческого потенциала личности. Содержание программы включает в себя четыре этапа усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Процесс усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников. Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Цели и задачи: - обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре; -формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. - формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; - научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции; -развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей; - развитие мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; - научить, самостоятельно пользоваться учебными материалами; - формировать умение применять графические знания в новых ситуациях -развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и формирование умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение в пространстве; - развитие способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводитьдело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др. Рабочая программа «Черчение и графика » рассчитана на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю. Описание места учебного предмета Рабочая программа «Черчение» рассчитана на 34 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год. Содержание рабочей программы «Черчение», направлено на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащийся 8 класса научится: -оформлять чертежи согласно ГОСТам; -представлять форму предметов и ее конструктивных элементах, - различать основные виды на чертеже, иметь представление об этапах выполнения эскизов - знать геометрические геометрические построения на чертежах - анализировать геометрическую форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям) - применить знания о методах проецирования (центральном, параллельном) при выполнении графических работ, - использовать в компьютерной техники знания и умения при создании конструкторской документации, - владеть методом ортогонального (прямоугольного) проецирования, - владеть способами построения проекционного чертежа (способ вспомогательной прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического рисунка предметов, - пользоваться чертежными инструментами, -уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую проекцию и технический рисунок, -читать чертежи несложных изделий различного назначения. -иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения) -знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой (спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности -уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных деталей из пластилина, бумаги и других материалов -уметь выполнять геометрические построения (деление отрезка прямой линии, угла, окружности на равные части, сопряжения) Требования к знаниям и умениям учащихся: В результате изучения основ черчения учащиеся должны знать: правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их оформлению; условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях; возможности применения ЭВМ для получения графической документации. Учащиеся должны уметь: выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах; выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий; производить анализ геометрической формы предмета по чертежу; получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж); использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр. Личностные ,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные: -формирование графической культуры школьников развитие образного (пространственного) логического, абстрактного мышления. -формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие статистических и динамических пространственных представлений учащихся. Метапредметные -знать и понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация; - уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; -выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; - составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей. Предметные -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков деталей и изделий. -рганизация рабочего места для выполнения графических работ. -спользование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. -понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. -чтение чертежей, схем, технологических карт. -выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. -копирование и тиражирование графической документации. -применение компьютерных технологий выполнения графических работ. -использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. -построение чертежа и технического рисунка. -профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой. Содержание учебного предмета Раздел 1 . Введение. Правила оформления чертежей -6 часов Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций -4 часа Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Раздел 3. Получение аксонометрических проекций. Технический рисунок – 5 часов. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей -15 часов Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих Раздел 6. Эскизы.-3 часа Выполнение эскизов деталей. Раздел 7.Повторение сведений о способах проецирования- 1 час Каким методом получают чертежи. Виды проецирования .Расположение видов на чертеже и др. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. Тема урока 1.Введение. Колво часов 1 2. Техника выполнения чертежей и правила их оформления Правила оформления чертежей 5 Графическая работа №1 «Линии чертежа» 1 1 Содержание Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Форматы, рамка и основная надпись. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Графическая работа №1 «Линии чертежа» 4. Шрифты чертѐжные 1 Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. 5. Как наносят размеры. Масштабы. 1 Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. 6. 1 Графическая работа №2 «Чертѐж плоской детали» 4 7. Графическая работа №2 «Чертѐж плоской детали» 3.Чертежи в системе прямоугольных проекций Проецирование. 1 Проецирование. 8. Прямоугольное проецирование 1 Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. 9. Расположение видов на чертеже. Местные виды. 1 Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). 10. Практическая работа № 3 « 1 Практическая работа № 3 « 11. Моделирование по чертежу» 4.Получение аксонометрических проекций. Технический рисунок. Получение аксонометрических проекций плоских фигур. Моделирование по чертежу» 5 1 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. 12. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. 1 13. 1 Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур 14. Аксонометрические проекции предметов , имеющих круглые поверхности. Построение овала. 1 Эллипс как проекция окружности. Построение овала. 15. Технический рисунок. 1 Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. 15 16. 5.Чтение и выполнение чертежей Анализ геометрической формы предмета 1 Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел 17. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел 1 Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. 18. Проекции вершин , рѐбер и граней предмета. 1 Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. 19. Построение проекций точек на поверхности предмета 1 Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. 20. Графическая работа №4 « Чертежи и аксонометрические проекции предметов» 1 Графическая работа №4 « Чертежи и аксонометрические проекции предметов» 21. Порядок построения изображений на чертежах. 1 Анализ графического состава изображений. 22. Построение вырезов на геометрических телах. 1 Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. 23. Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным» 1 24. Нанесение размеров с учѐтом формы предмета. 1 Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным» Выполнение эскиза детали (с натуры). 1 Выполнение эскиза детали (с натуры). 26. Геометрические построения , необходимые при выполнении чертежей. Графическая работа №6 «Чертѐж ( с использованием геометрических построений , в том числе и сопряжений) 1 Графическая работа №6 «Чертѐж ( с использованием геометрических построений , в том числе и сопряжений) 27. Чертежи развѐрток поверхностей геометрических тел 1 Решение графических, задач, в том числе творческих 28. Порядок чтения чертежей деталей. 1 Чтение чертежей детали. 29. Практическая работа №7 «Чтение чертежей» Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трѐх видах с преобразованием его формы (путѐм удаления части предмета) 1 Практическая работа №7 «Чтение чертежей» Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трѐх видах с преобразованием его формы (путѐм удаления части предмета) 6.Эскизы Выполнение эскизов деталей. Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали» Графическая работа № 10 «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования» 3 7.Повторение сведений о способах проецирования Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета».Контрольная работа. 1 25. 30. 31. 32. 33. 34. 1 1 1 1 1 Выполнение эскизов деталей Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали» Графическая работа № 10 «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования» Каким методом получают чертежи. Виды проецирования Расположение видов на чертеже и др. Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета».Контрольная работа. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)