Рабочая программа ВД Разговоры о важном 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»
(Коммуникативная деятельность)
(приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для детей с задержкой психического развития МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023 –
2028 гг)

Уровень обучения (класс)
5
основное общее образование
Количество часов: 36 часов
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественногопространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.

В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыкии компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний
и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существуобсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать

результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать
все вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский
язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личныхвпечатлений, чтения
учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов
на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики
литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от
текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы
к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и
традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и
истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные

исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные
признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и
явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в
сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том
числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты,
явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для
объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной
действительности; умениеанализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической
рациональности;
осознание
неприемлемости
всех
форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народовРоссии.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового

сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся
различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники – чем
гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – еѐ подвиг бессмертен, еѐ имя стало символом мужества и
стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви
к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие
граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции,
желание участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и
«старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную
команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе.
В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач,
экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни
человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может
привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности,
озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое
психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и
самому не опуститьсядо «травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во
всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое
культурно-историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию.
Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и
моделирует образ ее будущего. Кино, нарядус литературой и театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев,
анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром
профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное
самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие
спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами,
являются достойным примеромнастоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов
является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как
границы государства, это основа и залог существования современной страны. Развитие
сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего,
профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы. Технологический

суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии,
продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики
предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей
интеллектуальных вложений. Появление новых профессий связано с цифровизацией
экономики, движением к технологическому суверенитету. Традиционная семья в России –
это союз мужчины и женщины, которые создают и поддерживают отношения уважения,
заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились
создавать полноценныемногодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом,
друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине
человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто
территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически
сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу,
оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сѐстры милосердия –
история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные
новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних
праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фѐдорова. Способы передачи
информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к
чтению, бережное отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том
числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают дляграждан? Выплата
налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек.
О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью
освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России –
государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности,
уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в
нашей стране. 190-летие великого русского учѐного-химика, специалиста во многих
областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в мире,
которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали
русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для
себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто еѐ
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого
русского
флотоводца,
командующего
Черноморским
флотом
(1790—1798);
командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798— 1800), адмирала
(1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своѐ место в жизни?
Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть

хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое
призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка профессионального
самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с
которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских
самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться
поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения
играют важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности
страны, повышают качество жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное
искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь
мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои,
ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. Экологичное
потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и
деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С.
Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
Тематическое планирование
№
1

Темы
День знаний

Основное содержание
Знакомство с проектамиРоссийского общества
«Знание».
Возможности, которыепредоставляют проекты
общества
«Знание» для обучающихся различных
возрастов.

2

Там, где
Россия

Родина — не только место рождения.
История, культура, научныедостижения: чем
мы можем гордиться?

3

Зоя.

Зоя Космодемьянская – еѐ подвиг бессмертен,

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости знаний
для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах
характера, которыеприсущи людям с
активной жизненной позицией, о мечтах и
о том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о
России. Просмотр роликао России.
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические
наблюдения. Их роль в жизничеловека.
Участие во вступительной беседе.

К 100-летию
со дня
рождения
Зои
Космодемья
нской

еѐ имя стало символом мужества и стойкости,
а жизнь служитпримером беззаветной
преданности Отечеству, истиной любви к
своей Родине.

4

Избирательн
ая система
России (30
лет ЦИК)

5

День
учител
я
(советн
ики по
воспит
анию)

Право избирать и быть избранным
гарантировано КонституциейРоссийской
Федерации каждомугражданину нашей
страны.
Жизнь, свобода, права и благополучие
граждан является однойиз главных
ценностей, а проявлениегражданской
позиции, желаниеучаствовать в развитии
своего города, региона, страны – достойно
уважения.
Ценность профессии учителя.Советник по
воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало государство
для каждого ребенка в стране, наставник и
«старшийтоварищ», помогающий как
объединить школьный коллектив вдружную
команду, так и выстроить личную траекторию
развития каждому ребенку.

6

О
взаимоотно
шениях в
коллективе
(Всемирный
день
психическог
о здоровья,
профилакти
ка буллинга)

В условиях информационныхперегрузок,
разнообразия быстро решаемых задач,
экономическойнестабильности, стрессы стали
неотъемлемой составляющей жизничеловека.
Они приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь, может привести к
проблемам физического здоровья,
конфликтам с близкими,неуверенности,
озлобленности. Знанияо том, как наладить
отношения вколлективе, сохранить свое
психическое здоровье, как смотреть намир
позитивно, как не стать жертво «травли», и
самому не опуститься до «травли» других,
необходимы всем.

Просмотр видеоролика ожизни и
подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как
воспитываются черты личностигероя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни
будущих поколений. В защиту всего, что
любила эта молодая девушка. Просмотр
интерактивной карты, беседа о
сохранении памятников героям.
Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика обистории
Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в
связи с голосованием ивыборами.
Выполнение интерактивного задания
«Избирательная системав России».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким
должен быть современныйУчитель?
(создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…,
как относился бык ученикам…, как
готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал
для проведения уроков?»;
«Чем может помочь советник по
воспитанию?»
Мотивационная беседа о взаимосвязи
физического и психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в
отношении здоровья издорового образа
жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и
фильмов, обсуждениеих. Беседа о
буллинге, его причинах и вреде, который
он причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе
которого школьники участвуют в
игровых упражнениях, помогающих
снять стресс и психологическое
напряжение, выплеснуть негативные
эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила
благополучия», в ходе которого
школьники составляют список лайфхаков
класса о том, как подростку справляться
со стрессами, излишним давлением
взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе
которой школьникиобсуждают
характеристики идеального коллектива, в
котором имбыло бы комфортно

7

По ту
сторону
экрана.115
лет кино в
России

Развитие отечественного кино отражает не
только основные вехи развития страны, но и
моделируетобраз ее будущего. Кино, наряду с
литературой и театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в «зеркале»,соотнести свои
поступки с поступкамигероев, анализировать
и рефлексировать, приобретать новые
знания, знакомиться с миром профессий, с
творчествомталантливых людей, с историей
и культурой страны.

8

День
спецназа

9

День
народно
го
единств
а

Подразделения специальногоназначения
(спецназ) в России имеют особую значимость,
они олицетворяютслужение Отечеству,
мужество и силу духа, беспримерное
Самопожертвование, готовность мгновенно
прийти на помощь Родине. Военнослужащие
спецназа обладают особыми
профессиональными,физическими и
моральнымкачествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей страны.
Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе
с князем Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не только в войне

10

Россия:
взгляд в
будущее.
Технологиче
ский
суверенитет /
цифровая
экономика /
новые
профессии

Технологический суверенитетрешает задачи
обеспечениябезопасности, получения
энергии,продовольственной независимости,
транспортной связности. Логикаразвития
экономики предполагает защиту и
формированиевысокотехнологичных
отраслей с высокой долей интеллектуальных
вложений. Развитие цифровойэкономики
предполагает выстраивание системы
экономических, социальных и культурных
отношений, основанных на использовании
цифровыхинформационно-

находиться.
Мотивационная беседа о любимых
мультфильмах икинофильмах, жанрах
кино.
Просмотр видеоролика об истории
российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в
цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники называютмультфильм или
фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют
себя в роли актеровнемого кино.
Итоговая беседа о возможности создания
собственногофильма о классе,
сделанного руками школьников.
Участие во вступительной беседе,
просмотр видеоролика овидах
подразделений специального назначения
в России.
Участие в обсуждении: «Качества
личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания
«Что важнее для спецназовца – ум или
сила?»
Участие во вступительной беседе о
появлении праздника Деньнародного
единства.
Знакомство с исторической справкой о
событиях Смутного времени.
Работа в группах: если бы вы жили в
Смутное время, в чем выбы увидели
причины появления народных
ополчений? Обменмнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года
воины народного ополчения
продемонстрировали образец героизма и
сплоченности всего народа вне
зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в
обществе. Дискуссия о том, когда
еще люди чувствуют, что им надо
объединяться?
Беседа о сущности понятий
«суверенитет», «технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых
технологиях, вошедших всовременную
жизнь многих россиян, в экономику,
образование икультуру страны.
Дискуссия, в ходе которой школьники
высказывают свои мнения о
возможностях и рисках, которые
появляются в связи с проникновением
искусственного интеллектаво многие

коммуникационных технологий. Появление
новыхпрофессий связано с цифровизацией
экономики, движением ктехнологическому
суверенитету.

11

О
взаимоотно
шениях
в
семье (День
матери)

Мама — важный человек в жизни каждого.
Материнская любовь —простая и
безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

12

Что такое
Родина?
(региональны
й и местный
компонент)

Что для каждого человека означаетслово
«Родина»? Это родители, семья,дом, друзья,
родной город, регион, всянаша страна и
народ. Чувство любви ксвоей Родине человек
несет в себе всюжизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не просто
территория, это, прежде всего то, что мы
любим и готовы защищать.

13

Мы вместе

История создания Красного Креста.
Особенности волонтерскойдеятельности.
Волонтерство в России

14

Главный

Значение Конституции для гражданстраны.
Знание прав и выполнение обязанностей.

сферы не только экономики, но и
культуры, образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в
ходе которой школьники знакомятся с
новыми понятиями в области цифровых
технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу
профессий будущего, входе которого
школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями профессиональной
деятельности, которыеохватывают 50
перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой
педагог просит школьников завершить
некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это…»; «Все
говорят, что без цифры сегодняшняя
жизнь просто невозможна, я с этим
утверждением …»; «Если у меня спросят,
готов ли я учится всю свою жизнь, то я
отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение
«Первое, что приходит в голову, когда я
слышу слово «мама» …»
Участие в групповом обсуждении случаев
недопонимания мами детей.
Поиск причин этого в процессе групповой
работы.
Участие в беседе о том, что делает наших
мам счастливыми
Участие в беседе о том, когда каждый из
нас чувствовал гордость при виде
государственных символов нашей
страны. Какова региональная символика?
Что означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов,
живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в
этом помогает?
Знакомство школьников с информацией
о создании в Международного Комитета
Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса:
действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом
волонтерскогодвижения?
Работа в группах по составлению списка
особенностейволонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о
волонтѐрской деятельности
Участие во вступительной беседе о
значении слова «конституция» и о жизни

закон
страны

Ответственность — это осознанное поведение

15

Герои нашего
времени

Россия — страна с героическим прошлым.
Современные герои — кто они? Россия
начинается с меня?

16

Новогодние
семейные
традиции
разных
народов
России

Новый год — праздник всей семьи.
Новогодние семейные традиции. Новогодние
приметы.
Различные традиции встречи Нового года у
разных народов России.

17

От А до Я.
450 лет
"Азбуке"
Ивана
Фѐдорова

18

Налоговая
грамотность

Современный человек должен обладать
функциональнойграмотностью, в том числе
налоговой.Для чего собирают налоги? Что
ониобеспечивают для граждан? Выплата
налогов – обязанность каждого гражданина
Российской Федерации.

19

Непокоренн
ые.
80 лет со дня
полного
освобождени
я
Ленинграда
от
фашистской

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы
блокадного Ленинграда. Блокадный паек.
Способы выживания ленинградцев.
О провале планов немецких войск. О
героизме советских воинов, освободивших
город на Неве.

Способы передачи информации до появления
письменности. Разница между азбукой и
букварем. «Азбука», напечатанная Иваном
Федоровым:
«Ради скорого младенческого научения».

без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение
«Нужно знать Конституцию, потому
что…»
Участие в дискуссии об осознанном
поведении и личной ответственности
Участие во вступительной беседе о
непростой судьбе нашей страны, о
войнах, которые выпали на долю народа
и о героизме тех, кто вставал на ее
защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли
место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного
героя»
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы
знаете о Новом годе?) Участие в
дискуссии «Поделись новогодней
традицией, которая объединяет народы
нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего
мы мечтаем о материальных подарках, но
есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году? Участие в
разговоре о новогодних приметах,
подарках.
Беседа о разных способах
передачи информации.
Блиц-опрос «Интересные
факты об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая печатная
«Азбука»: в чемособенности».
Интерактивные задания, связанные с
содержанием «Азбуки».
Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству
необходим бюджет?».Беседа
«Права и обязанности
налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и
распредели бюджет».
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о
блокаде Ленинграда; каким образом
город попал в кольцо; зачем Гитлер
хотел захватить город; почему
Ладожское озеро называют дорогой
жизни; чем стало полное освобождение
Ленинграда отфашистской блокады для
всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям

блокады

20

Союзники
России

Кто такой союзник? Какиеобязанности он на
себя принимает, какими обладает правами?
Что дает заключение союзного договора для
государств? Союзники России – государства,
которые разделяют и поддерживают наши
общие традиционные ценности, уважают
культуру, стремятся к укреплению союзных
государств и поддерживают их.

21

190 лет со
дня
рожденияД.
Менделеева.
День
российской
науки

Цивилизация без научныхдостижений.
Научные и техническиедостижения в нашей
стране. Вклад российских ученых в мировую
науку.
Д.И. Менделеев и роль его достижений для
науки.
Достижения науки в повседневной жизни.
Плюсы и минусы научно- технического
прогресса

22

День
первооткрыв
ателя

Россия является не только самой большой
страной в мире, которую за ее
продолжительную историю шаг за шагом
исследовали, изучали,открывали русские
землепроходцы. Удивительные уголки нашей
странысегодня может открыть для себя любой
школьник.

23

День
защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения
Федора

День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто еѐ
выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280-летиесо дня
рождения великого русского флотоводца,
командующегоЧерноморским флотом (1790—

выстоять в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим
обобщением: почему планам Гитлера не
суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках
Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные
ценности разделяютсоюзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных
государств.
В чем заключается союзническая
поддержка? Что Россияделает для
союзников?
Участие во вступительной беседе о том,
какой была бы жизньчеловека без
научных достижений.
Участие в беседе об основных
научных и техническихдостижениях в
нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И.
Менделеев: не толькохимия».
Участие в блиц – опросе «Примеры
использованиядостижений науки в
повседневной жизни». Работа в группах
с дальнейшим обобщением: «Плюсы и
минусы научно-технического прогресса»
Мотивационная беседа о
первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой
штурм, в ходе которого школьники за 1
минуту должны назвать 15 российских
городов; за вторую минуту - 15
российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые
растут в их регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика
Русского географического общества о
русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой
разыгрываются вопросы об уникальных
местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в
процессе которой онипродолжают
предложения, начало которых
произносит педагог: «Я никогда не знал,
что …»; «Если бы я делал пост в
социальныхсетях по итогам нашего
сегодняшнего разговора, то я назвал бы
его …»; «Каждый может стать
первооткрывателем, потому что…».
Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Днезащитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора
профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с

Ушакова

1798);командующего русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море (1798—1800),
адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.

24

Как найти
свое место в
обществе

Что нужно для того, чтобы найти друзей и
самому быть хорошимдругом? Примеры
настоящей дружбы.Что нужно для того,
чтобы создать хорошую семью и самому быть
хорошим семьянином. Поддержка семьи в
России. Что нужно, чтобы найти свое
призвание и статьнастоящим
профессионалом.
Поддержка профессионального
самоопределения школьников в России.

25

Всемирный
фестиваль
молодежи

Всемирный фестиваль молодежи – 2024.
Сириус – федеральная площадкафестиваля.
Исторические факты появления всемирного
фестиваля молодежи и студентов. Фестивали,
которые проходили в нашей стране.

26

«Первым
делом
самолеты».
О
гражданской
авиации

Легендарная история развитияроссийской
гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первыхроссийских самолетов.
Мировыерекорды российских летчиков.
Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.

примерами военныхдействий, в которых
выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала
Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители
России выражают своюблагодарность
защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о трех
слагаемых успешнойсамореализации
человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.
Выступление федерального спикера (о
примерах и способах самореализации
человека в различных сферах
общественной жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в
ходе которой школьники обсуждают
вопросы о том, как найти хороших
друзей,как найти спутника/спутницу
жизни, чем руководствоваться в выборе
профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой
во взрослую жизнь?»,в ходе которой
школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют
всему классу свой выбор. В набор могут
входить, например, карточки «умение
готовить», «умение дружить», «умение
учиться», «знать языки», «умение
шутить» и т.д.
Групповая работа по созданию кластера
«Всемирныйфестиваль молодежи».
Историческая справка об истории
возникновения Всемирногофестиваля
молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
Дискуссия «Всемирный фестиваль
молодежи
–2024 в подробностях».
Проблематизирующая беседа «Почему
человек всегда хотел подняться в небо?»,
в ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками
человека «обрести крылья».
Видеоролик об истории российской
авиации, от первого полета в 1913 году
на первом в мире четырехмоторном
самолете «Русский витязь» до
современных авиалайнеров "Суперджет",
МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96,
"Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в
небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими
пилотами, испытателями,
конструкторами.

27

Крым. Путь
домой

Красивейший полуостров с богатойисторией.
История Крымскогополуострова. Значение
Крыма. Достопримечательности Крыма.

28

Россия здоровая
держава

Здоровый образ жизни – приоритетное
направление в большинстве государств мира.
Основные составляющие здоровья.
Современные проекты, связанные со
здоровьем.

29

Цирк! Цирк!
Цирк! (К
Международн
омудню
цирка)

Цирк как фантазийное и сказочное искусство.
Цирк в России, История цирка, цирковые
династии России.Знаменитые на весь мир
российскиесилачи, дрессировщики, акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые профессии.

30

«Я вижу
Землю! Это
так красиво».

Главные события в истории покорения
космоса. Отечественные космонавтырекордсмены.
Подготовка к полѐту — многолетний процесс.
Художественный фильм «Вызов» - героизм
персонажей и реальных людей.

Мастер-класс «Тренажер летчика», в
ходе которого школьники выполняют
некоторые упражнения и задания
(например, «Компас», «Часы» и др.)
которые предлагают современным
пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем
захочу, или уже нет?»,в ходе которой
подростки рассуждают об ограничениях,
которыенакладывает профессия пилота,
о том, как может реализоваться мечта о
небе, даже если нельзя стать летчиком.
Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием
карты.
Самостоятельная работа по изучению
информации по историиКрыма. Работа в
группах с обобщением: что с древних
времен привлекало разные народы в
Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в Крыму.
Дискуссия «Основные правила здорового
образа жизни».Групповая работа:
составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь
здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках
и т.д.).
Просмотр видеоролика об истории цирка
в России, начиная с первого
стационарного цирка, построенного в
Петербурге в 1877году.
Беседа о современном цирке, причинах
его популярности удетей и взрослых, о
видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике, эквилибристике, гимнастике,
жонглировании,эксцентрике,
иллюзионизме, пантомиме, дрессировке
животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в
ходе которого школьники разучивают
несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой
школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав
Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно
уметь поддерживать оптимизм в себе и в
окружающих.
Участие во вступительной беседе об
основных исторических событиях в
космонавтике. Самостоятельная работа в
группах:найти в интернете информацию о
космонавте и сделать сообщение для
одноклассников (Герман Титов,
Валентина Терешкова, Алексей Леонов,

31

215-летие со
дня рождения
Н. В. Гоголя

Николай Гоголь – признанный классик
русской литературы, авторзнаменитых
«Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из
произведений Николая Гоголяактуальны по
сей день.

32

Экологичное
потребление

Экологичное потребление — способ
позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы какследствия
безответственногоповедения человека.
Соблюдать эко-правила — не таксложно

33

Труд крут

История Праздника труда.
Труд — это право или обязанностьчеловека?
Работа мечты. Жизненно важныенавыки

34

Урок памяти

История появления праздника ДеньПобеды.
Поисковое движение России.Могила
Неизвестного Солдата. Семейные традиции
празднования ДняПобеды. Бессмертный полк

35

Будь готов!
Ко дню
детских
общественных
организаций

19 мая 1922 года — день рождения
пионерской организации. Цель еѐ создания и
деятельность. Распад пионерской организации.
Причины, покоторым дети объединяются

Светлана Савицкая, Валерий Поляков,
Елена Кондакова, Сергей Крикалев,
Геннадий Падалка,Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе
подготовки к полѐту. Обсуждение фильма
«Вызов» - в чем заключался героизм
главныхдействующих лиц и актрисы и
режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик
есть классик», в ходе которой школьники
обсуждают, какие сюжеты, герои,
ситуации из произведений Гоголя можно
было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую
крылатой», в ходе которой школьники
продолжают знаменитые фразы из
произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники по отрывкам из
телеспектаклей, кинофильмов,
иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют
произведение и его главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники
обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он,
смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об
экологическом потреблении. Обсуждение
экологических проблем,существующих в
России, и роли людей в их появлении,
поиски решений.
Работа в группах по составлению общего
списка эко-правил, которые легко может
соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории
Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это
право или обязанностьчеловека?»
Мозговой штурм — обсуждение
критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете ли вы
элементарными трудовыминавыками?»
Участие во вступительной беседе об
истории появления праздника День
Победы. Участие в беседе о том, что
заставляет тысячи человек заниматься
поиском и захоронением останков
погибших защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье
традиция отмечать День Победы?
Участвует ли семья в шествиях
Бессмертного полка?
Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое должно
быть детское общественное объединение,
чтобы вам захотелось в него вступить.

36

Русский язык.
Великийи
могучий.
225 со дня
рожденияА. С.
Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяетпоколения.
Вклад А. С. Пушкина в
Формирование современноголитературного
русского языка.

Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым дети
объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают
детские общественные объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по
иллюстрации». Историческая справка
«Малоизвестные факты из жизни А. С.
Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на
языке Пушкина».Интерактивные задания
на знание русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».