Рабочая программа Черчение 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа
2023 г.
________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Черчение
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)

Уровень обучения (класс) 8 основное общее образование
Количество часов 34 часов
Уровень базовый
Составитель:
Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2024

2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Черчение. 8 класс» разработана в
соответствии с учебным планом
МАОУ – Тыгишской СОШ и на основе,
рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы
основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д.
Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.
С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный
редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2014г)
Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под
грифом Министерства образования РФ
и соответствует содержанию примерной
программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс учебного предмета формирует аналитические и созидательные (включая
комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития
статических и динамических пространственных представлений учащихся. Включение
школьников в различные виды творческой деятельности, связанных с применением
графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих
задач, способствует развитию творческого потенциала личности.
Содержание программы включает в себя четыре этапа усвоения знаний: понимание,
запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.
Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению
типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Процесс
усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических
творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для
развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при
решении задач с элементами технического конструирования.
Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления,
креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников
является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного
эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого
потенциала личности, развивает коммуникативную культуру. Перечисленные
концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают
современные представления о графической подготовке школьников.
Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения.
Цели и задачи:
- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;
-формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала
личности.
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и
три плоскости проекций, о способах построения
изображений на чертежах (эскизах), построения прямоугольной изометрической проекции
и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы,
аксонометрические проекции;

-развивать статические и динамические пространственные представления, образное
мышление на основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей;
- развитие мысленного воссоздания пространственных образов предметов по
проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить, самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях
-развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и
формирование умений преобразовывать форму предметов,
изменять их положение в пространстве;
- развитие способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным
нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводитьдело до конца, потребности
работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.
Рабочая программа «Черчение и графика » рассчитана на 35 учебных часов: из
расчета 1 учебный час в неделю.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа «Черчение» рассчитана на 34 учебных часов: из расчета 1
учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Содержание рабочей программы «Черчение», направлено на формирование
графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала
личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая
культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических
способов передачи информации.
Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения
графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других
областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от
развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления
средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся 8 класса научится:
-оформлять чертежи согласно ГОСТам;

-представлять форму предметов и ее конструктивных элементах,
- различать основные виды на чертеже,
иметь представление об этапах выполнения эскизов
- знать геометрические геометрические построения на чертежах
- анализировать геометрическую форму несложных предметов (с натуры и по
графическим изображениям)
- применить знания о методах проецирования (центральном, параллельном) при
выполнении графических работ,
- использовать в компьютерной техники знания и умения при создании конструкторской документации,
- владеть методом ортогонального (прямоугольного) проецирования,
- владеть способами построения проекционного чертежа (способ вспомогательной
прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического
рисунка предметов,
- пользоваться чертежными инструментами,
-уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений,
изометрическую проекцию и технический рисунок,
-читать чертежи несложных изделий различного назначения.
-иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать
графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения)
-знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой
(спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности
-уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных
деталей из пластилина, бумаги и других материалов
-уметь выполнять геометрические построения (деление отрезка прямой линии, угла,
окружности на равные части, сопряжения)
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате изучения основ черчения учащиеся должны знать:


правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их
оформлению;



условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;



порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;



возможности применения ЭВМ для получения графической документации.

Учащиеся должны уметь:


выбирать рациональные графические средства отображения информации о
предметах;



выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические
рисунки, другие изображения изделий;



производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;



получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);



использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического
языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования
и пр.
Личностные ,метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета

Личностные:
-формирование графической культуры школьников развитие образного
(пространственного) логического, абстрактного мышления.
-формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие
статистических и динамических пространственных представлений учащихся.
Метапредметные
-знать и понимать технологические понятия: графическая документация,
технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
- уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
-выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств
компьютерной поддержки;
- составлять учебные технологические карты;
соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Предметные
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений
и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических
рисунков деталей и изделий.
-рганизация рабочего места для выполнения графических работ.
-спользование условно-графических символов и обозначений для отображения
формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
-понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах,
видах документации.
-чтение чертежей, схем, технологических карт.
-выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием
чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки.
-копирование и тиражирование графической документации.
-применение компьютерных технологий выполнения графических работ.
-использование стандартных графических объектов и конструирование
графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов.
-построение чертежа и технического рисунка.
-профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии,
информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.

Содержание учебного предмета
Раздел 1 . Введение. Правила оформления чертежей -6 часов
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения.
Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения
черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы
инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная
волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций -4 часа
Проецирование.
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной
связи).
Раздел 3. Получение аксонометрических проекций. Технический рисунок – 5 часов.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности.
Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей -15 часов
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических
тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание
поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих
Раздел 6. Эскизы.-3 часа
Выполнение эскизов деталей.
Раздел 7.Повторение сведений о способах проецирования- 1 час

Каким методом получают чертежи.
Виды проецирования .Расположение видов на чертеже и др.

Тематическое планирование
№
п/п
1.

2.
3.

Тема урока
1.Введение.

Колво
часов
1

2. Техника выполнения чертежей и
правила их оформления
Правила оформления чертежей

5

Графическая работа №1 «Линии
чертежа»

1

1

Содержание
Значение черчения в практической
деятельности людей. Краткие сведения об
истории черчения. Современные
методы выполнения чертежей с
использованием ЭВМ. Цели, содержание
и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы
инструментами. Организация рабочего
места.

Понятие о стандартах. Форматы, рамка и
основная надпись.
Линии: сплошная толстая основная,
штриховая, сплошная тонкая, сплошная
волнистая, шгрихпунктирная, тонкая
штрихпунктирная с двумя точками.

Графическая работа №1
«Линии чертежа»

4.

Шрифты чертѐжные

1

Сведения о чертежном шрифте. Буквы,
цифры и знаки на чертежах.

5.

Как наносят размеры. Масштабы.

1

Некоторые сведения о нанесении размеров
(выносная и размерная линии, стрелки,
знаки диаметра и радиуса; указание
толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.

6.

1

Графическая работа №2
«Чертѐж плоской детали»

4

7.

Графическая работа №2 «Чертѐж
плоской детали»
3.Чертежи в системе прямоугольных
проекций
Проецирование.

1

Проецирование.

8.

Прямоугольное проецирование

1

Центральное и параллельное
проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.

9.

Расположение видов на чертеже.
Местные виды.

1

Расположение видов на чертеже и их
названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и
достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах (расположенных
в проекционной связи).

10.

Практическая работа № 3 «

1

Практическая работа № 3 «

11.

Моделирование по чертежу»
4.Получение аксонометрических
проекций.
Технический рисунок.
Получение аксонометрических проекций
плоских фигур.

Моделирование по чертежу»

5
1

Косоугольная фронтальная диметрическая
и прямоугольная изометрическая
проекции.
Направление осей,
показатели искажения, нанесение
размеров.
Выбор вида — аксонометрической
проекции и рационального способа ее
построения.

12.

Аксонометрические проекции
плоскогранных предметов.

1

13.

1

Аксонометрические проекции плоских и
объемных фигур

14.

Аксонометрические проекции предметов
, имеющих круглые поверхности.
Построение овала.

1

Эллипс как проекция окружности.
Построение овала.

15.

Технический рисунок.

1

Понятие о техническом рисунке.
Технические рисунки и
аксонометрические проекции предметов.

15

16.

5.Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета

1

Анализ геометрической формы предметов.
Проекции геометрических тел

17.

Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел

1

Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы,
цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их
части. Чертежи группы геометрических
тел.

18.

Проекции вершин , рѐбер и граней
предмета.

1

Нахождение на чертеже вершин,
ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета.

19.

Построение проекций точек на
поверхности предмета

1

Нанесение размеров на чертежах с учетом
формы предметов. Использование знака
квадрата. Развертывание поверхностей
некоторых тел.

20.

Графическая работа №4 « Чертежи и
аксонометрические проекции предметов»

1

Графическая работа №4 «
Чертежи и аксонометрические
проекции предметов»

21.

Порядок построения изображений на
чертежах.

1

Анализ графического состава изображений.

22.

Построение вырезов на геометрических
телах.

1

Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических
построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части;
сопряжений.

23.

Графическая работа №5 «Построение
третьего вида по двум данным»

1

24.

Нанесение размеров с учѐтом формы
предмета.

1

Графическая работа №5
«Построение третьего вида по
двум данным»
Выполнение эскиза детали (с натуры).

1

Выполнение эскиза детали (с натуры).

26.

Геометрические построения ,
необходимые при выполнении чертежей.
Графическая работа №6 «Чертѐж ( с
использованием геометрических
построений , в том числе и сопряжений)

1

Графическая работа №6 «Чертѐж
( с использованием
геометрических построений , в
том числе и сопряжений)

27.

Чертежи развѐрток поверхностей
геометрических тел

1

Решение графических, задач, в том числе
творческих

28.

Порядок чтения чертежей деталей.

1

Чтение чертежей детали.

29.

Практическая работа №7 «Чтение
чертежей»
Графическая работа №8 «Выполнение
чертежа предмета в трѐх видах с
преобразованием его формы (путѐм
удаления части предмета)

1

Практическая работа №7
«Чтение чертежей»
Графическая работа №8
«Выполнение чертежа предмета
в трѐх видах с преобразованием
его формы (путѐм удаления
части предмета)

6.Эскизы
Выполнение эскизов деталей.
Графическая работа №9 «Эскиз и
технический рисунок детали»
Графическая работа № 10 «Выполнение
эскизов деталей с включением элементов
конструирования»

3

7.Повторение сведений о способах
проецирования
Графическая работа №11 «Выполнение
чертежа предмета».Контрольная работа.

1

25.

30.

31.
32.
33.

34.

1

1
1
1

1

Выполнение эскизов деталей

Графическая работа №9 «Эскиз
и технический рисунок детали»
Графическая работа № 10
«Выполнение эскизов деталей с
включением элементов
конструирования»
Каким методом получают чертежи.
Виды проецирования Расположение
видов на чертеже и др.

Графическая работа №11
«Выполнение чертежа
предмета».Контрольная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».