Рабочая программа Секреты русского языка 1-3 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Секреты русского языка»
(приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023-2027
гг.)

Уровень обучения (класс) 1 - 3____начальное общее образование
Количество часов 102 ч
Уровень базовый
Составители:
Епифанова Ольга Владимировна, первая квалификационная категория
Козлова Вера Анатольевна, высшая квалификационная категория
Сащикова Екатерина Васильевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2026 гг.

2023г.

2

Пояснительная записка
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
программе воспитания.
Программа введена в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений.
Общее число часов для изучения предмета, - 102 (1 час в неделю в каждом классе): в 1
классе - 33 часов, во 2-3 классах - по 34 часов.
Содержание курса
1 класс
1. Самые дорогие и добрые слова (10 часов)
Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка.
Слова грустные, весѐлые, маленькие, большие, вежливые, важные.
Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…
Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи,
учителя, родной край Кузбасс, родной город Новокузнецк.
Праздник «День Вежливости».
2. Чудесные превращения слов (10 часов)
Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «Замени букву» «Какое слово
задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», «Что получилось?»,
«Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.
Звучащее слово: Н.Найдѐнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта»,
А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница».
Праздник «Путаница».
3. Звуки в слове (10 часов)
Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание»,
«Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.
Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок»,
В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вѐз на
горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей»,
Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь»,
М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
4. Тематические группы слов (3 часа)
Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья,
грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели,
части суток, осадки и др.
Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?»,
«Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др.
Звучащее
слово:
П.Башмаков
«В
понедельник»,
Л.Дружинина
«Собирайтесь»,О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком
пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про
краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева
«Загадки»,В.Коркин «Что растѐт на нашей грядке?» и др.
КВН «Кто в какой группе?»

2 класс
3

1. Мир полон звуков (6 часов)
Звуки речи (гласные- ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и
непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Роль ударения в словах.
Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.
Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте
буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрѐсток», «Помогите
Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.
Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев
«Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрѐшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко
«Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и
др.
2. Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)
Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита. Устная и письменная
речь и ее происхождение. Секреты и загадки русской графики. Страницы древних книг.
Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий»,
«Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают
часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.
3. Всему название дано (5 часов)
Сколько слов в русском языке. Словари сокровища языка. Рождение слова. Игры «Ключ»,
«Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.
4. Как делаются слова (7 часов)
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс»,
развитие умения видеть корень в словах, в том числе с чередующимися согласными. Сложные
слова.
Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и
воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами».
5. Секреты правильной речи (11 часов)
Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова. Новые слова. Слова
одинаковые по звучанию, но разные по значению. Фразеологические обороты.
Игры ««Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как
по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.
Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
3 класс
1. В царстве слов (18 часов)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного
народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость
народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление
тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом
Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.
Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ–
загадка.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с
заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников.
Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.
Выбор из стихотворений слов - родственников.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со
4

стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с
текстами на данную тему.
Знакомство со словами-историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.
Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке.
Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра
«Шесть и шесть».
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в
слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском
языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над
стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором
слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра
«Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых
выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном
значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова
«Ни пуха, ни пера».
2. В королевстве ошибок (2 ч)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические
ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
3. В стране Сочинителей (2 ч)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.
Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
4. Искусство красноречия. (2 ч)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ.
Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
5. Праздник творчества и игры (1 ч)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические
игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
6. Трудные слова (2 ч)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение
упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной
литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о
словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
7. Анаграммы и метаграммы (2 ч)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами,
использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и
«метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
8. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад
и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
9. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

5

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».
Дидактическая игра «Составь имя».
10. Занимательное словообразование (1 ч)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово
задумано?». Шарады.
11. КВН по русскому языку (1 ч)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ
слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими
и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
6

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2 класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
класс
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
7

 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения,
глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию
перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных
звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно
слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен
прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со
словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать
разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по
картинке.

8

№
п/п
1
2
3
4

II. Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов
Количество часов
Самые дорогие и добрые слова
Чудесные превращения слов
Звуки в слове
Тематические группы слов
итого

2

10
10
10
3
33 часа

2класс
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов

Количество часов

Мир полон звуков
Азбука, прошедшая сквозь века
Всему название дано
Как делаются слова
Секреты правильной речи
итого

3

6
5
5
7
11
34 часа

3класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов

Количество часов

В царстве слов
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы
Откуда пришли наши имена
Занимательное словообразование
КВН по русскому языку
итого

18
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
34 часа

9

№
п/
п

Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
Название раздела, тема занятия
Кол
Содержание
-во
курса
часов
Вводное занятие. Значение русского языка в
жизни людей. Красота и богатство русского
языка.
Волшебные слова: спасибо, пожалуйста,
извините, простите…
Волшебные слова. Сказка «Волшебные
слова».Разгадывание
загадок,
прослушивание стихов и рассказов о
волшебных словах
О самых дорогих словах.
Важные слова.

1

1

8

Важные слова. Сценки «Когда слова теряют
свою волшебную силу».
Важные слова. Беседа о духовном богатстве и
богатстве русского языка.
Добрые слова.

9
10

Добрые слова. Парад Добрых слов.
Праздник «День Вежливости».

1
1

11

Чудесные превращения слов.

1

12
13

Чудесные превращения слов. Сказка
Шибаева «Буква заблудилась».
Чудесные превращения слов.

14

Чудесные превращения слов.

1

15
16
17

Чудесные превращения слов . Игра в слова.
Чудесные превращения слов.
Чудесные превращения слов.

1
1
1

18

Чудесные
превращения
слов.
Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Чудесные превращения слов.

1

1

2
3

4
5
6
7

19

А.

1
1

1
1

1
1

1
1

1

Виды
деятельности

Значение
Познавательная
русского языка
беседа,
в жизни людей.
проблемноКрасота и
ценностное общение,
богатство
творческая работа
русского языка.
Слова грустные,
весѐлые,
маленькие,
большие,
вежливые,
важные.
Волшебные
слова: спасибо,
пожалуйста,
извините,
простите…
Важные слова:
Родина, Россия,
Москва,
Красная
площадь, мама,
папа, школа,
товарищи,
учителя, родной
край Кузбасс,
родной город
Новокузнецк.
Праздник «День
Вежливости».
Рассказ
Познавательная
А.Шибаева
беседа,
«Одна буква».
проблемноИгры «Сом
ценностное общение,
дом», «Замени творческая работа
букву» «Какое
слово
задумано?»,
«Два колодца»,
«Метаграмма»,
«Забавные
недоразумения»
, «Что
получилось?»,
«Лото», «Лето»,
Спрятавшееся
слово», Эхо»,
10

Чудесные превращения слов. Праздник
«Путаница».
Звуки в слове. Игры «Произноси правильно»,
«Повтори скороговорку»

1

22

Звуки в слове.

1

23

Скороговорка в
лишний».
Звуки в слове.

20
21

24
25
26

27
28

29
30

ребусе.

Сценка

«Кто

Звуки в слове.
Звуки в слове. Скороговорки, поговорки.Игра
«Узнай пословицу или поговорку по еѐ
перевѐртышу».
Считалки. Весѐлый аттракцион «Доскажи
словечко».
Звуки в слове. Инсценирование
стихотворения В. Суслова из книги «Трудные
буквы».
Звуки в слове. Конкурс скороговорок,
считалок, поговорок.
Звуки в слове. Инсценирование стихотворения
В. Суслова из книги «Трудные
буквы».

1

1
1
1
1

1
1

1
1

«Флот помог» и
др.
Звучащее слово:
Н.Найдѐнова
«Две шарады»,
Г.Воловик
«Недалеко
разгадка
скрыта»,
А.Шибаев
«Озорные
буквы»,
Н.Матвеева
«Путаница».
Праздник
«Путаница».
Игры «Что
Познавательная
слышно в
беседа,
звуках?»,
проблемно«Разгадайте
ценностное
загадки»,
общение,
«Самое трудное творческая
задание»,
работа
«Скороговорка
в ребусе»,
«Составь
предложение»,
«Лесная
школа»,
«Скороговорка»
и др.
Звучащее слово:
Д.Радович
«Дети, вы
слышали о
корабле?»,
Е.Верейская
«Сорок сорок»,
В.Капралова
«Лена искала
булавку»,
В.Викторов
«Был в саду
переполох»,
С.Коган «Вѐз на
горку Саня
сани»,
С.Погореловски
й «Ежедневно
по утрам»,
В.Левин
«Вместе с
тучей»,
Э.Мошковская
11

31

Тематические группы слов

1

32

Тематические группы слов

1

33

Тематические группы слов

1

«Нам к девяти»,
В.Суслов «В
тишине лесной
глуши», «На
хоря напала
хворь»,
М.Матусовский
«Скороговорка»
, И.Демьянов
«Считалки»,
«Плачет Костя»
и др.
Конкурс
скороговорок,
считалок,
поговорок.
Группировка
слов по темам.
Темы: дикие
животные,
домашние
животные,
деревья, грибы,
профессии,
строения,
цветы, игрушки,
книги, времена
года, название
дней недели,
части суток,
осадки и др.
Игры «Кто? и
Что?»,
«Какой?», «Что
делает?», «У
кого Илюша
чистил
клетки?»,
«Двенадцать
поваров»,
«Какого
цвета?», «Какой
формы?»,
«Какого
размера?» и др.
Звучащее
слово:
П.Башмаков
«В
понедельник»,
Л.Дружинина
«Собирайтесь»,
О.Тарнопольска
я «Стоят в поле

Познавательная
беседа,
проблемноценностное
общение,
творческая
работа

12

сестрички»,Б.Ти
мофеев «Я
шариком
пушистым»,
В.Фетисов «Эх,
звоночки»,
И.Токмакова
«Букваринск»,
Е.Руженцев
«Сказка про
краски»Л.Кукли
н «Какого
цвета луг?»,
«Отчего луг
красный?»,
Е.Трутнева
«Загадки»,В.Ко
ркин «Что
растѐт на нашей
грядке?» и др.
КВН «Кто в
какой группе?»
33

13

№
п/п

1

2
3
4
5
6

2 класс (34 ч)
Название раздела, тема занятия
Колво
часов
Звуки вокруг нас. Звуки речи (гласныеударные и безударные), согласные (звонкие и
глухие, парные и непарные; твердые и
мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Фабрика речи.
Междометия, предлоги,
союзы, местоимения, частицы.
Игры «Составь слово», «Угадайка».
Полоса препятствий.
Рисуем звуками.
Трудности словесного ударения.

1

1
1
1
1
1

Содержание
курса

Виды деятельности

Звуки речи
Познавательная
(гласныебеседа,
ударные и
проблемнобезударные)
ценностное
согласные
общение,
(звонкие и
творческая
глухие, парные работа
и непарные;
твердые и
мягкие, парные
и непарные),
слог, ударение.
Роль ударения в
словах.
Междометия,
предлоги,
союзы,
местоимения,
частицы.
Игры «Ох! и
Ах!», «Он, она,
оно, они»,
«Пятый
лишний»,
«Составь
слово»,
«Вставьте
буквы», «Какие
слова»,
«Переставленн
ые буквы»,
«Отгадайка»,
«Перекрѐсток»,
«Помогите
Леночке»,
«Узелки на
память»,
«Незнакомое
слово» и др.
Звучащее слово:
И.Токмакова
«Плим»,
Н.Кончаловски
й «Про овощи»,
О.Григорьев
«Мама мол
мыла»,
14

бес

1

8

Буквы старые и новые. Русская азбука или
алфавит. История происхождения алфавита.
Так считали наши предки.

9

Страницы древних книг.

1

10
11

Живая и веселая буква алфавита.
Загадки русской графики.

1
1

7

1

Л.Виноградов
«Три
матрѐшки»,
О.Дриз
«Привет»,
Л.Кондрашенко
«Тарарам»,
Н.Слепакова
«Кабутта»,
Ю.Ермолаев
«Незнакомое
слово»,
И.Туричин
«Шефы» и др.
Русская
Познавательная
азбука или
беседа,
алфавит.
проблемноИстория
ценностное
происхожд
общение,
ения
творческая
алфавита.
работа
Устная и
письменна
яречь и ее
происхожд
ение.
Секреты и
загадки
русской
графики.
Страницы
древних
книг.
Игры «Язык»,
«Колокольчик»,
«Золотая»,
«Носы и
хвосты»,
«Морж»,
«Крепкий»,
«Машины»,
«Пятачок»,
«Шишка»,
«Горлышко
», «Два
значения»,
«Кто
больше?»,
«Что
делают
часы?»,
«Барометр
упал», «Не
достал!»,
15

бес

«Гребешок»
и др.
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

Рождение языка.
Сколько слов в языке. Как и почему
появляются новые слова?
Имена, имена, имена…
Увлекательные истории о самых простых
вещах.
Словари - сокровища языка.

1
1

Слова «готовые» и «сделанные»
«Дальние родственники»
Есть
«родители»
у
слов?
Секреты
родственных слов..
Внимание, корень! Правильные корни и
корни-уродцы.
Такие разные суффиксы
Когда нужно «приставить», «отставить» и
«переставить»
Что нам стоит слово построить

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

Сколько слов
в русском
языке.
Словари
сокровища
языка.
Рождение
слова. Игры
«Ключ»,
«Мир»,
«Худой»,
«Кнопка»,
«Коса»,
«Завод»,
«Засыпать»,
«Три» и др.
Закреплени
е понятий
«корень
слова»,
«однокорен
ные слова»,
«приставка»
,
«суффикс»,
развитие
умения
видеть
корень
в
словах,
в
том числе с
чередующи
мися
согласными
. Сложные
слова.
Игры
«Родник и
ключ»,
«Небольшая
и
маленькая»,
«Бураны,
вьюги и
метели»,
«Боец и
воин»,
«Спеши да
потораплив
айся»,

Познавательная
беседа,
проблемноценностное
общение,
творческая
работа

Познавательная
беседа,
проблемноценностное
общение,
творческая
работа

16

экс

бес

«Четырьмя
буквами».
24
25
26

Словарное богатство русского языка.
Вместе и врозь.
Выбираем точное слово.

27
28
29

Одно или много.
Когда у слов много общего.
Снова одинаковые, но разные. Слова –
омонимы. Разгадывание загадок, шарад,
ребусов.
Когда значения спорят.
«Местные
жители»
и
«иностранцы».
Знакомство с заимствованными словами.
Выбор фразеологизма речи.
Фразеологические обороты.
Викторина «Слово не воробей, вылетит – не
поймаешь».

30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Словарное
богатство
русского языка.
Устаревшие
слова. Новые
слова. Слова
одинаковые по
звучанию, но
разные по
значению.
Фразеологические
обороты. Игры
««Второе
название
животного»,
«Назови подругому», «Одно
из двух», «А как
по-другому?»,
«Знаете ли вы?»,
«Так ли в
сказке?», и др.
Викторина
«Слово не
воробей, вылетит
– не поймаешь»

Познавательная
беседа,
,проблемноценностное
общение,
творческая
работа

34

17

бес

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

3класс (34 ч)
Название раздела, тема занятия
Колво
часов
Сказочное царство слов. Беседа о красоте и
богатстве народной речи.
Путешествие в страну Слов.
Происхождение слов.
Чудесные превращения слов.
В гостях у слов - родственников.
Конкурс «Непонятные слова».
Добрые слова. Беседа о богатстве лексики
русского языка «добрыми словами».
Работа со стихотворением В. Коркина
«Доброе утро».

1

Слова - пришельцы.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.
Неологизмы в русском языке. Нахождение
неологизмов в текстах.
Встреча с зарубежными друзьями.
Слова – друзья (синонимы).
Слова - антонимы.
Слова - близнецы (омонимы).
Крылатые слова (фразеологические оборот).
Работа с выражениями, употребляемыми в
переносном значении.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Содержание
курса

Виды
деятельности

Беседа о
Познавательная
красоте и
беседа, проблемнобогатстве
ценностное
народной речи. общение,
На примерах
творческая работа
произведений
устного
народного
творчества
показывается
богатство
русского языка,
народная
фантазия,
мудрость
народа.
Конкурс на
знание
пословиц и
поговорок.
Знакомство с
тематическими
группами слов.
Игра «Словабратья».
Составление
тематического
словаря о
грибах. Игра
«Эстафета».
Разгадывание
загадок. Работа
с рассказом
Н.Надеждиной
«Снежные
слова». Игра
«Найди лишнее
слово».
Дается
представление о
превращении
слов, умение
находить
«сбежавшие» из
слов буквы.
Игра «Найди
заблудившуюся
букву». Игра
«Грустные
18

превращения».
Шарады.
Рассказ–
загадка.
Знакомство с
разными
группами
родственных
слов. Подбор
родственных
слов с заданным
корнем.
Закрепление
знаний
отличительных
признаках слов
–
родственников.
Работа над
стихотворением
«О странном
саде с
необыкновенны
м урожаем» Е.
Измайлов.
Выбор из
стихотворений
слов родственников.
Беседа о
богатстве
лексики
русского языка
«добрыми
словами».
Работа со
стихотворением
В. Коркина
«Доброе утро».
Игра «Умеете
ли вы
здороваться?».
Работа с
текстами на
данную тему.
Знакомство со
словамиисторизмами и
архаизмами.
Выбор из текста
древних слов.
Творческая
работа.
19

Объяснение
устаревших
слов.
Рассказ учителя
«Откуда
приходят новые
слова?»
Неологизмы в
русском языке.
Нахождение
неологизмов в
текстах. Игра
«Угадай-ка».
Знакомство с
заимствованны
ми словами.
Рассказ
«Откуда
пришли слова пришельцы».
Работа над
стихотворением
С. Я. Маршака.
Признаки слов
– пришельцев.
Игра
«Шесть и
шесть».
Знакомство со
словами синонимами.
Работа над
стихотворением
А. Барто «Игра
в слова». Беседа
«Что
обозначают
словасинонимы».
Нахождение
слов-синонимов
в тексте.
Знакомство со
словами –
антонимами.
Случаи
употребления
антонимов в
русском языке.
Выделение
антонимов из
рассказа Л. Н.
Толстого
«Лебеди».
20

19

В королевстве ошибок

1

20

В королевстве ошибок

1

Работа над
стихотворением
В. Орлова
«Спор». Игра
«Подбери
нужные слова».
Работа над
подбором словантонимов.
Рассказ учителя
о роли
антонимов в
русском языке.
Омонимы в
русском языке и
их роль. Работа
над рассказом
И. Туричина
«Есть». Игра
«Докажите…».
Чтение рассказа
Н. Сладкова
«Овсянка».
Беседа о
значении
«крылатых
выражений» в
русском языке.
Подбор
«крылатых
выражений» в
названиях
текста. Работа с
выражениями,
употребляемым
и в переносном
значении и их
смысла. Работа
со
стихотворениям
и Н. Силкова
«Прикусил
язык» и В.
Орлова
«Ни пуха, ни
пера».
Игра «Исправь Познавательная
ошибки».
беседа,
Работа с
проблемнопроизведениями ценностное
, где допущены общение,
орфографическ творческая работа
ие ошибки.
Игра
21

«Произноси
правильно».
Инсценировка
П. Реброва «Кто
прав?».
Беседа о
Познавательная
рифмах. Работа
беседа,
с загадками.
проблемноСочинение
ценностное
собственных
общение,
загадок по
творческая работа
заданным
рифмам.
Конкурс
загадок в
рисунках.
Сочинение
сказок о
дружбе, о добре
и зле.
Знакомство с Познавательная
понятием
беседа,
«красноречие».
Чтение
проблемнообразцовых
ценностное
текстов и их
общение,
анализ.
творческая работа
Пересказы.
Собственные
упражнения в
создании
разных речей.

21

В стране Сочинителей

1

22

В стране Сочинителей

1

23

Искусство красноречия

1

24

Искусство красноречия

1

25

Праздник творчества и игры

1

Творческие
Познавательная,
задания для
беседа, проблемноформирования ценностное общение,
орфографической творческая работа
зоркости.
Дидактические
игры,
направленные на
развитие
познавательного
интереса к
русскому языку.
Интеллектуальна
я игра «Умники и
умницы».

26

Трудные слова

1

Знакомство с
этимологией
трудных слов, с
точным значением
слов. Выполнение

Работа с
распознаванием
«опасных мест» в
словах. Выборочный
диктант. Сказка о

22

27

Трудные слова

1

упражнений для
словарных словах.
запоминания
Разгадывание
правописания слов. кроссворда и
Работа над
иллюстрирование
текстами
словарных слов.
художественной
литературы и
произведений
устного народного
творчества.
Работа с
распознаванием
«опасных мест» в
словах.
Выборочный
диктант. Сказка о
словарных словах.
Разгадывание
кроссворда и
иллюстрирование
словарных слов.

28

Анаграммы и метаграммы

1

29

Анаграммы и метаграммы

1

30

Шарады и логогрифы

1

31

Шарады и логогрифы

1

32

Откуда пришли наши имена

1

33

Занимательное словообразование

1

Знакомство с Работа с примерами
историей (Милан- налим,
изобрете актер- терка).
ния анаграмм
и
метаграм
м,
с
авторами
,
использовавши
ми в своем
творчестве
анаграммы и
метаграммы.
Ввод понятий
«анаграмма» и
«метаграмма».
Знакомство с Составление и
происхождение разгадывание шарад
м шарад и
и логогрифов.
логогрифов.
Иллюстрирование
слов- ответов.
Знакомство с Дидактическая игра
происхождение «Составь имя».
м имен.
Творческая
работа
«Нарису
й свое имя».
Игры на
Познавательная
превращения
беседа
слов: «Буква
заблудилась»,
«Замена
буквы», «Какое
слово
23

задумано?».
Шарады.
34

КВН по русскому языку

1

Командное
творческая работа
соревнование
на проверку
знаний по
русскому языку.

34

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».