Рабочая программа Введение в Новейшую историю России 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняяобщеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
Введение в Новейшую историю России
(предмет, курс, модуль)

(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)
Уровень обучения (класс) 9 (ФГОС) основное общее образование
Количество часов 17 Уровень базовый
Учитель: Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2028 г.г.

с. Тыгиш2023

Пояснительная записка.
Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» (далее - Программа
модуля) составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учётом федеральной
программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы
(утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от
21 октября 2020 г.).
Общая характеристика учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Место учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в системе основного
общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением для
становления личности выпускника уровня основного общего образования. Содержание учебного
модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у
подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли
современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит
создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на
уровне среднего общего образования.
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историкопросвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите
исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации
исторических фактов.
Программа модуля является основой планирования процесса освоения школьниками
предметного материала до 1914 г. и установлению его взаимосвязей с важнейшими событиями
Новейшего периода истории России.
Цели изучения учебного модуля «Введение в Новейшую историю России»:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
владение знаниями об основных этапах развития человеческого общества при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданственности, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии
с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной
деятельности,
в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном обществе;
формирование личностной позиции обучающихся по отношению не только к прошлому, но и
к настоящему родной страны.
Место и роль учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» призван обеспечивать достижение
образовательных результатов при изучении истории на уровне основного общего образования.
ФГОС ООО определяет содержание и направленность учебного модуля на развитие умений
обучающихся «устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
исторических событий, явлений, процессов, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX - начала XXI в.; характеризовать итоги и историческое значение событий».
Таким образом, согласно своему назначению учебный модуль призван познакомить
обучающихся с ключевыми событиями новейшей истории России, предваряя систематическое
изучение отечественной истории XX - начала XXI в. в 10-11 классах. Кроме того, при изучении
региональной истории, при реализации федеральной программы воспитания и организации
внеурочной деятельности педагоги получат возможность опираться на представления обучающихся
о наиболее значимых событиях Новейшей истории России, об их предпосылках (истоках), главных
итогах и значении.

Модуль «Введение в Новейшую историю России» реализуется в виде целостного
последовательного учебного курса, изучаемого за счёт части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией,
включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
удовлетворение различных интересов обучающихся (рекомендуемый объём - 17 учебных часов).
Содержание учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Таблица 1 Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса
№
Темы курса
Количество часов
1
Введение
1
2
Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
4
2
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
5
1
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999
1
гг.)
4
Возрождение страны с 2000-х гг. Воссоединение Крыма с
4
Россией
5
Итоговое повторение
2
Введение.
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории страны (с
1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы XX - начала XXI в.
Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II.
Падение монархии. Временное правительство и Советы, их руководители.
Демократизация жизни страны. Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса.
Угроза территориального распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В.И. Ленин как политический деятель. Вооружённое восстание
в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного правительства и взятие власти
большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые преобразования
большевиков. Образование РККА. Советская национальная политика. Образование РСФСР как
добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика белых
правительств А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР. Революционные события в России
глазами соотечественников и мира. Русское зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю народов России.
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22
июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все
для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов
молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории СССР.
Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения
(лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Битва на
Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр. Массовый героизм советских людей,
представителей всех народов СССР, на фронте и в тылу. Организация борьбы в тылу врага:
партизанское движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение
представителей религиозных конфессий. Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в
общенародную борьбу с врагом.

Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная операция
(операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго фронта.
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция
Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 1 сентября - окончание Второй мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной
войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Людские и материальные
потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников их
пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в победе над
гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция РФ о защите исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента Российской
Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы», «Города трудовой
доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы. Акции «Георгиевская
ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за рубежом. Ответственность за
искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 гг.).
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные конфликты.
«Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента.
РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление государственной независимости союзными республиками. Юридическое
оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское
соглашение). Россия как преемник СССР на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991 -1991 гг.).
Референдум по проекту Конституции.
России. Принятие Конституции Российской Федерации 1991 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране.
Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны.
Вступление в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина. Восстановление единого
правового пространства страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба
с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил Российской Федерации. Приоритетные национальные
проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Отношения с
США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией.
Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991-2014 гг. Государственный
переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и
города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между Российской Федерацией и
Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
РФ новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.

Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал», «Комфортная среда
для жизни», «Экономический рост» - основные направления национальных проектов 2019-2024 гг.
Разработка семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с
короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических проектов (строительство
Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и другие). Поддержка
одарённых детей в России (образовательный центр «Сириус» и другие).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.).
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России.
Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военно-исторического
общества (РВИО). Исторические парки «Россия - Моя история». Военно-патриотический парк
культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк
Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без
срока давности». Новые информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение.
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки - герои Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).
Наш регион в конце XX - начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
Планируемые результаты освоения учебного модуля «Введение в Новейшую историю
России».
Личностные и метапредметные результаты являются приоритетными при освоении
содержания учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Содержание учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» способствует
процессу формирования внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом, готовности выпускника основной школы действовать на
основе системы позитивных ценностных ориентаций.
Содержание учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» ориентировано на
следующие важнейшие убеждения и качества школьника, которые должны проявляться как в его
учебной деятельности, так и при реализации направлений воспитательной деятельности
образовательной организации в сферах:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам и символам воинской славы,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
1) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Содержание учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» также ориентировано
на понимание роли этнических культурных традиций - в области эстетического воспитания, на

формирование ценностного отношения к здоровью, жизни и осознание необходимости их
сохранения, следования правилам безопасного поведения в интернет-среде, активное участие в
решении практических задач социальной направленности, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
При освоении содержания учебного модуля «Введение в Новейшую историю России»
обучающиеся продолжат осмысление ценности научного познания, освоение системы научных
представлений об основных закономерностях развития общества, расширение социального опыта
для достижения индивидуального и коллективного благополучия, в том числе в ходе овладения
языковой и читательской культурой, основными навыками исследовательской деятельности.
Важным также является подготовить выпускника основной школы к изменяющимся условиям
социальной среды, стрессоустойчивость, открытость опыту и знаниям других.
В результате изучения учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки, итоги и значение ключевых событий и
процессов Новейшей истории России;
выявлять причинно-следственные, пространственные и временные связи (при наличии)
изученных ранее исторических событий, явлений, процессов с историей России XX - начала XXI в.,
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах с учётом предложенной задачи,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
делать выводы, создавать обобщения о взаимосвязях с использованием дедуктивных, индуктивных
умозаключений и по аналогии, строить логические рассуждения; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по
самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению причинноследственных связей событий и процессов;
оценивать на применимость и достоверность информацию; самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведенного небольшого исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления (справочная, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
другие);
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным
или
сформулированным
самостоятельно;
эффективно
запоминать
и
систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
умение формулировать вопросы (в диалоге, дискуссии) по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов, исторических источников и другие.
У обучающегося будут сформированы следующие умения в части регулятивных
универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах к принятию решений (индивидуально, в группе, групповой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения или его части), корректировать предложенный алгоритм (или его
часть) с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
проявлять способность к самоконтролю, самомотивации и рефлексии, к адекватной оценке и
изменению ситуации; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению
(распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего
вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вкладом каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/
п

1

2
3
4

5

Тема урока

Введение. Новейшая
история России с 1914
г. по новейшее время

Российская империя
накануне революции
Февральская
революция 1917 года
Октябрь 1917 года и его
последствия

Образование СССР.
Влияние
революционных
событий в России на
общемировые процессы
XX в.

Колво
часов

1

1
1
1

1

Основное содержание
Преемственность всех этапов
отечественной истории.
Период Новейшей истории
страны (с 1914 г. по
настоящее время).
Важнейшие события,
процессы ХХ — начала
XXI в.

Российская империя
накануне революции.
Февральское восстание в
Петрограде. Падение
монархии. Демократизация
жизни страны. Тяготы
Первой мировой войны.
Цели и лозунги
большевиков. Свержение
Временного правительства.
Взятие власти
большевиками.
Первые преобразования
большевиков. Гражданская
война как национальная
трагедия России.
Военная интервенция.
Образование СССР.
Влияние революционных
событий в России на
общемировые процессы XX
в. Революционные события в
России глазами соотечественников и мира. Итоги и
уроки революций

Основные виды
деятельности
обучающихся
Характеризовать
основные
закономерности развития
общества, этапы
российской
государственности.
Приводить примеры
наиболее значимых
событий, исторических
деятелей XX—XXI вв.
Давать определение
ранее изученных и
новых понятий: Новая
история, Новейшая
история, империя,
монархия, либеральные
партии, социалдемократия, революция,
вооружённое восстание.
Устанавливать
причинно-следственные
связи между ранее
изученными
историческими фактами
и явлениями
(самодержавие;
аграрный вопрос;
имперский центр и
регионы; Первая
русская революция;
парламентаризм в
России и другое) и
революциями 1917 г.
Раскрывать значение
свержения
самодержавия в стране,
её демократизации.
Характеризовать итоги и
историческое значение
Февральской и
Октябрьской
революций 1917 г.
Устанавливать аналогии
с революционными
событиями и
процессами всемирной
истории (революции

Новой истории,
марксизм, рабочее
движение и другое).
Выражать собственное
мнение и обобщать
иные мнения о
революционных
событиях в России 1917
г. Приводить примеры
из истории родного
края начала XX в.
Использовать приёмы
исследовательской
деятельности,
элементарные умения
прогнозировать (влияние
революционных событий
на общемировые
процессы XX в.,
историю народов
России).
Систематизировать и
интерпретировать
информацию различных
видов по изучаемой
теме (справочная,
научно-популярная
литература, интернетресурсы и другое).
Различать в
исторической
информации события,
явления, процессы;
факты и мнения.
Определять и объяснять
с опорой на
фактический материал
своё отношение к
наиболее значительным
событиям.
Представлять итоги
познавательной
деятельности в
различных формах
(дискуссия, доклад, эссе
и другое).
Участвовать в проектной
деятельности,
пользоваться
компьютерными
технологиями для
обработки,
систематизации
информации (на основе
принципов

6

Нападение
гитлеровской Германии
на СССР

1

7

Крупнейшие битвы в
ходе войны

1

8

Организация борьбы в
тылу врага:
партизанское движение
и подполье

1

информационной
безопасности)
Нападение гитлеровской
Определять понятия и
Германии на СССР.
термины: нацизм,
Мобилизация сил на отпор
блокада,
врагу.
антифашистское
подполье, холокост,
бандеровцы, власовцы,
коренной перелом в
войне, второй фронт и
другое)
Битва за Москву. Срыв
Раскрывать взаимосвязи
гитлеровского плана
ключевых событий
молниеносной войны.
Великой Отечественной
Блокада Ленинграда.
войны, характеризовать
Крупнейшие битвы в ходе
их итоги и
войны. Сталинградская
историческое значение.
битва.
Строить логические
Битва на Курской дуге. Битва рассуждения, делать
за Днепр.
умозаключения
Массовый героизм
(индуктивные,
представителей всех народов
дедуктивные и по
СССР.
аналогии).
Организация борьбы в тылу
Доказывать на примерах
врага: партизанское
всенародный характер
движение и подполье. Юные войны СССР с
герои фронта и тыла.
гитлеровской Германией
Патриотическое служение
и её союзниками.
представителей религиозных Обосновывать выводы о
конфессий. Вклад деятелей
значении, источниках
культуры, учёных и
Победы советского
конструкторов в
народа в войне.
общенародную борьбу с
Систематизировать и
врагом.
интерпретировать
информацию различных
видов (справочная,
научно-популярная
литература, интернетресурсы и другое) и
уровней (всемирная,
региональная,
локальная история).
Группировать
однородные
исторические факты,
самостоятельно выбирая
основания и критерии
для классификации.
Различать в
исторической
информации события,
явления, процес- сы;
факты и мнения.
Самостоятельно
отбирать факты, которые

9

СССР и союзники

1

10

Всемирноисторическое значение
Победы СССР в
Великой
Отечественной войне

1

11

Распад СССР

1

Преступления нацистов и их
пособников на
оккупированной
территории СССР.
Трагедия и мужество
гражданского населения.
Полное снятие блокады
Ленинграда.
Освобождение
оккупированных территорий
СССР. СССР и
союзники. Освободительная миссия
Красной Армии в Европе.
Битва за Берлин.
Безоговорочная капитуляция
Германии и окончание
Великой Отечественной
войны. Разгром милитаристской Японии. Осуждение
главных военных
преступников и их
пособников. Источники
Победы советского народа.
Решающая роль СССР в
победе антигитлеровской
коалиции. Всемирноисторическое значение
Победы СССР в Великой
Отечественной войне.
Историческая память.
Попытки искажения истории
Второй мировой войны и
роли советского народа в
победе над гитлеровской
Германией и её союзниками. День Победы в России и
мире сегодня. Календарь
памятных дат

Распад СССР. Образование

могут быть использованы для
подтверждения/опровер
жения какой-либо
оценки истори- ческих
событий.
Проводить по
самостоятельно
составленному плану
небольшое
исследование по
установлению
причинно-следственных
связей
событий и процессов.
Оценивать информацию
на применимость и
достоверность
(в том числе на
материале
региональной,
локальной истории).
Представлять итоги
познавательной
деятельности в
различных
формах.
Давать развёрнутый
устный ответ с
использованием
основной учебной
информации и
справочного аппарата
учебника,
дополнительных
источников
информации.
Формулировать
собственное мнение и
обобщать оценки при
изучении важнейших
событий Великой
Отечественной войны.
Участвовать в
проектной деятельности,
пользоваться
компьютерными
технологиями для
обработки,
систематизации
информации
(на основе принципов
информационной
безопасности)
Определять ранее

СНГ. Последствия
перехода к рыночной
экономике. Становление
демократической России.
Конституция 1991 г.
Внешняя политика РФ в
конце XX в.

12
11
14

15

Становление
демократической
России
Россия в начале XXI в.
Восстановление
единого правового
пространства страны

Вхождение Крыма и
Севастополя в состав
России

1
1
1

1

Россия в начале XXI в.
Национальные символы
России. Восстановление
единого правового
пространства страны.
Экономическая
интеграция на постсоветском пространстве.
Борьба с терроризмом.
Приоритетные национальные
проекты. Восстановление
лидирующих позиций
России в международных
отношениях. Вхождение
Крыма и Севастополя
в состав России.
Общероссийское
голосование по поправкам в
Конституцию (2020).
Признание Россией ДНР и
ЛНР (2022)

изученные и новые
термины и понятия:
СССР, СНГ, РФ,
Евросоюз, рыночная
экономика, конституция
и другое. Строить
логические
рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) о влиянии
ранее изученных
исторических фактов на
ключевые события
1990-х гг.
Выражать,
аргументировать
собственное мнение и
обобщать примеры (в
том числе
регионального,
локального уровня),
оценки других людей
распада СССР,
демократизации страны.
Формулировать вопросы
(в диалоге, дискуссии) по
существу обсуждаемой
темы.
Представлять итоги
познавательной
деятельности в
различных формах
Строить логические
рассуждения, делать
умозаключения
(индуктивные,
дедуктивные и по
аналогии).
Выражать,
аргументировать
собственное мнение и
обобщать примеры (в
том числе
регионального,
локального уровня)
современного развития
страны.
Устанавливать
причинно-следственные,
пространственные,
временные связи
исторических событий,
явлений, процессов из
истории Крыма, их

взаимосвязь (при
наличии) с
важнейшими
событиями истории
России ХХ — начала
XXI в.
Характеризовать итоги
и историческое
значение изучаемых
событий и процессов.
Систематизировать и
интерпретировать
информацию различных
видов (справочная,
научно-популярная
литература, интернетресурсы и другое).
Находить сходные
аргументы в
подтверждение или
опровержение точки
зрения, определять
факты и мнения в
источниках информации,
СМИ.
Группировать
однородные
исторические факты,
самостоятельно выбирая
основания и критерии
для классификации.
Формулировать вопросы
и отвечать (в диалоге,
дискуссии) по существу
обсуждаемой темы.
Определять и объяснять
с опорой на
фактический материал
своё отношение к
наиболее значительным
событиям, достижениям.
Представлять итоги
познавательной
деятельности в
различных формах.
Самостоятельно
отбирать факты, которые
могут быть использованы для подтверждения/
опровержения
приводимой оценки
исторических событий.
Проводить по
самостоятельно
составленному плану

небольшое исследование
по изучаемой теме.
Участвовать в проектной
деятельности,
пользоваться
компьютерными
технологиями для
обработки,
систематизации
информации (на основе
принципов
информационной
безопасности).
16

17

Итоговое повторение
по теме «Великая
Отечественная война
(1941-1945 гг.)
Итоговое повторение
по модулю «Новейшая
история России с 1914
г. по новейшее время»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

«Великая Отечественная война
(1941-1945 гг.)

1

«Новейшая история России с
1914 г. по новейшее время»

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».