ДОП Туризм 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2022 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«___»_________________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05 от 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Туризм»
(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Пермикин Сергей Леонидович, учитель

Содержание программы:
№ п.п.
1

2

3
4

Наименование
характеристик

Стр.

Комплекс
основных
общеразвивающей 3
программы
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
3
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
4
1.4.
Планируемые результаты
5
5
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
5
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
6
6
Список литературы
приложение 1. Календарно-тематическое планирование
7

2

1. Комплекс
программы

основных

характеристик

общеразвивающей

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка
разработана в соответствии с положением о рабочей
программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии
очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного
совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и
исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для
укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Отличительная
особенность.
Программа
имеет
туристскокраеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической
ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый
участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет
выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно
распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный
мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой,
санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений,
знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков
и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток
истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные
действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в
области истории и культуры малой родины через различные виды практикоориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристскокраеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и
потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные,
художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной
деятельности
является
метод
решения практических
задач
(познавательных,
исполнительских, творческих).
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Туризм» организуются
для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество
детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день
- 1,
продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель –
34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение
контрольной дистанции

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
3

сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и
физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и
спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков
здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной
ответственности за свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики
спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения
спортивных разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов
уважения к личности ее правам и свободе.
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

Учебный (тематический) план
№
п.п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Азбука туристско-бытовых навыков
юного туриста

2

Азбука топографии и туристского
ориентирования

8

3

Азбука спортивно-оздоровительного
туризма

13

9

2

Всего

34

26

8

Всего
13

Формы
аттестации/
контроля

теория практика
8
5
Практическое
занятие
7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Содержание общеразвивающей программы.
Структурно программа состоит из трех разделов.
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Теория. Введение. Информация о работе детского объединения, техника
безопасности
Теория. Туристические путешествия, история развития туризма
Теория. Виды туризма
Практика. Организация биваков и охрана природы
Теория. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря
Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при
заготовке дров
Теория. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки
Практика. Узлы, работа с верёвками
Теория. Питьевой режим на туристской прогулке
Теория. Питание в туристическом походе
Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Теория. Основные элементы типографии
Теория. Понятие о топографической и спортивной карте
4

Теория. План местности
Теория. Условные знаки
Практика. Ориентирование по горизонту, азимут
Теория. Действия в случае потери ориентирования
Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Теория. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Теория. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках
Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии
физических упражнений
Теория. Личная гигиена юного туриста
Практика. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Теория. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на
тренировка
Теория. Горный туризм
Теория. Пешеходный поход
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и
коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных
препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников,
внёсших вклад в развитие туризма;
- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;
- правила оформления краеведческого исследования

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
5

- материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в учебной
аудитории, спортивная площадка школы
- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№
/п

1

Ф.И.О.
учителя

Преподав
аемые
дисципли
ны

Уровень
образования

Квалификац
ия/дата
прохождения
аттестации

Курсы повышения
квалификации

Пермикин
Сергей
Леонидович

ОБЖ,
технологи
я

ФГБОУ ВПО
Уральский
государственный
университет
физической
культуры.
г. Челябинск, 2011 г.
Специальность:
физическая культура
и спорт,
квалификация:
специалист по
физической культуре
и спорту.

Высшая
квалификацион
ная категория.
28.03.2022 г.

24.03.2021, АНО ДПО «Уральский
региональный учебный центр
«Новатор». Проверка знаний
требований охраны труда по
программе «Обучение по охране труда
групп смешанного состава» в объеме
40 часов.
21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр
«Технология» по программе:
«Актуальные вопросы деятельности
педагога в условиях реализации
обновленных ФГОС НОО и ФГОС
ООО», 16 часов
01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр
непрерывного образования и
инноваций» по программе:
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях
реализации ФГОС обучающихся с
ОВЗ (инклюзивное образование), 72
часа
10.02.2022 - 01.03.2022
«Конструирование образовательного
процесса в центрах образования
естественно-научной и
технологической направленностей
«Точка роста», Нижнетагильский
филиал ИРО (40 час.)

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
выступления, прохождение контрольной дистанции.

- соревнования,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и
дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с.
2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом
Герда», 2005. – 2008 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб.
пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд.,
испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с.
4. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия»,
1994.
5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под
общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

6

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
\число
Сентябрь

Сентябрь

КолМесто
Время
во
проведения проведения
часов
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Введение. Информация о
Учебная
Понедельник
1
работе детского
комната
(15:20-16:00)
объединения, техника
безопасности
Туристические путешествия,
Учебная
Понедельник
1
история развития туризма
комната
(15:20-16:00)
Название темы

Форма
контроля

Сентябрь

Виды туризма

1

Учебная
комната

Сентябрь

Организация биваков и
охрана природы

1

Территория
школы

Октябрь

Организация работы по
развертыванию и
свертыванию лагеря
Типы костров. Правила
разведения костра, работы с
топором,
пилой при заготовке дров
Типы рюкзаков, спальных
мешков, преимущества и
недостатки
Узлы, работа с верёвками

2

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

2

Учебная
комната

Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)

1

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

2

Учебная
комната

Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)

Ноябрь

Питьевой режим на
туристской прогулке

1

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

Декабрь

Питание в туристическом
походе

1

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

Октябрь

Ноябрь
Ноябрь

Декабрь

Понедельник
(15:20-16:00)
Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)

Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Основные элементы
Территория Понедельник
1
типографии
школы
(15:20-16:00)

Декабрь

Понятие о топографической
и спортивной карте

1

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

Декабрь

План местности

1

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

Январь

Условные знаки

2

Учебная
комната

Понедельник

7

(15:20-16:00)
Январь

Ориентирование по
горизонту, азимут

2

Территория
школы

Январь

Действия в случае потери
ориентирования

1

Учебная
комната

Январь,
февраль
Февраль
Февраль,
март
Март
Апрель

Понедельник
(15:20-16:00)

Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Общая физическая
Учебная
Понедельник
2
подготовка и оздоровление
комната
(15:20-16:00)
организма
Волевые усилия и их
Учебная
Понедельник
2
значение в походах и на
комната
(15:20-16:00)
тренировках
Краткие сведения о строении
Учебная
Понедельник
2
и функциях организма
комната
(15:20-16:00)
человека и влиянии
физических упражнений
Личная гигиена юного
Учебная
Понедельник
1
туриста
комната
(15:20-16:00)
2

Май

Обработка ран, ссадин и
наложение простейших
повязок
Врачебный контроль,
самоконтроль,
предупреждение спортивных
травм на тренировках
Горный туризм

Май

Пешеходный поход

Апрель

Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)

Учебная
комната

Понедельник Практическое
занятие
(15:20-16:00)

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

2

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

2

Учебная
комната

Понедельник
(15:20-16:00)

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».