ДОП Практическая география

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2022 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«___»_________________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/401 от 23 июня 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(туристко-краеведческой направленности)
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Возраст обучающихся 14-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сергиеня Юрий Михайлович
педагог дополнительного образования

2022 г.

Содержание программы:
№ п.п.
Наименование
1
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
2
Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
3
Список литературы
4
Приложение
1.
Календарно-тематическое
планирование

Стр.
1.
2
2
3
5

6
8
8
11

Пояснительная записка
В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс
школы, особое место отводится практической, исследовательской деятельности
учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса
географии? Как выявить талантливых, одарённых детей? Этот вопрос волнует
многих учителей. Одним из путей решения этой проблемы – программа
дополнительного образования, которая является неотъемлемой составляющей
учебно-воспитательного процесса.
Направленность программы Естественно – научное направление.
Одним из важнейших требований к географическому образованию в
современных условиях является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, а также знание географической номенклатуры по всем
регионам мира. Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение
теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии
материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям
решать задачи, отработку практических умений и применение полученных
знаний на практике.
Отличительная особенность программы в том что материал программы
опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Основная
часть данной программы – комплексная географическая характеристика
России, в которой рассматриваются во взаимосвязи природа, население,
хозяйство. Для решения поставленных задач программа нацелена на
обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о
географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их
применения в учебном процессе и во внеурочное время. Изучение природных
условий обширного пространства нашей Родины, возможно, прежде всего
путём формирования в сознании учащихся ярких представлений, образов
природы конкретной территории. Яркий образ нередко сохраняется в памяти в
течение всей жизни человека. Эти представления должны сопровождаться
накоплением точных и прочных знаний об особенностях и закономерностях
природы. Курс данной программы призван раскрыть экологическую
значимость географических знаний и в целом их практическую направленность.
Экологические проблемы приобретают в мире всё большую остроту. Помимо
глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных
экологических проблем. При изучении данного курса школьники должны
проникнуться пониманием экологической значимости географических знаний.
Содержание программы «Практическая
география» позволяет
расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для
повышения
познавательной
активности
учащихся,
расширяя
их
коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной
мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению
предмета.
Актуальность программы определяется высокой значимостью
рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного
мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле
соответствует современным требованиям модернизации системы образования.

При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на
практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их
аналитические способности.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и
глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной
форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации
позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся.
Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к
учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной
самостоятельной учебной деятельности.
Адресат. Курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Возраст – 14-15
лет. Количество детей в группе – 10-15 человек.
Режим занятий. 1 час в неделю, продолжительностью 40 мин.
Объем программы. Всего 34 часа. Из них теория - 15 и практика – 19.
Срок освоения. Срок реализации 1 год. Количество учебных недель – 34.
Форма обучения – групповая.
Виды занятий - практическое занятие, проектная деятельность.
Форма подведения результатов: участие в проектах, конкурсах разного
уровня.
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель обучения: углубление знаний по школьному курсу географии,
формирование умений применять географические знания на практике, в
нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.
Задачи:
Обучающие:
 получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и
представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек
Земли);
 знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях
наук о Земле;
 развитие умения анализировать информацию из различных источников,
преобразовывать ее в различные формы;
 активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и
углубление знаний по предмету
Развивающие:
 личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и
мотивации к творчеству, формирование универсальных учебных
действий.
 формирование системного экологического мышления
Воспитательные:
 воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему
миру;
 формирование активной жизненной позиции и культуры поведения,
определение путей социализации.



совершенствование
мировоззренческой,
художественной.

нравственных
политической,

основ
культуры
учащихся:
экономической, экологической,

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Общее
кол-во
часов

Теоретич.
часть
(час.)

Практич.
часть
(час.)

Формы
контроля

1
2

1
1

1

3

Введение Знакомство с программой курса
План и карта. Источники географической информации.
Планетарные особенности Земли.
Ориентирование на местности. Азимут. Горизонтали.

2

1

1

4

План местности. Составление плана.

1

5

Координатная сетка. Широта. Долгота.

2

6

Определение расстояний на карте.

1

1

7

1

1

9

Построение профиля рельефа местности по
топографической карте.
Материки, океаны, народы и страны. Физикогеографический обзор южных материков.
Физико-географический обзор северных материков.

10

Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Практичес
кая работа
Заполнени
е КИМов

№
урока
1
2

8

Название темы

1
1

1

2

1

1

2

1

1

Население мира.

2

1

1

11

Страны мира. Классификация стран.

2

1

1

12

Океаны Земли, их особенности.

2

1

1

13

География России. ГП России.

2

1

1

14

Административно-территориальное устройство РФ.

2

1

1

15

Экономические районы России.

1

0

1

16

Часовые пояса. Поясное время.

2

1

1

17

Народы, населяющие Россию, их география.

2

1

1

18

Демографическая ситуация в России.

2

1

1

19

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

2

1

1

20

Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

1

Итого

34

1
15

Содержание учебного (тематического) плана
Теория: Введение. Знакомство с программой курса
Практика: План и карта.
Источники географической информации.
Теория: Планетарные особенности Земли.
Практика: Ориентирование на местности.
Азимут. Горизонтали.

19

Теория: План местности.
Практика: Составление плана.
Теория: Координатная сетка.
Широта.
Долгота.
Практика: Определение расстояний на карте.
Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
Теория: Материки, океаны, народы и страны.
Физико-географический обзор южных материков.
Физико-географический обзор северных материков.
Население мира.
Практика: Страны мира. Классификация стран.
Теория: Океаны Земли, их особенности.
Практика: География России. ГП России.
Административно-территориальное устройство РФ.
Экономические районы России.
Часовые пояса. Поясное время.
Теория: Народы, населяющие Россию, их география.
Демографическая ситуация в России.
Регионы России. Хозяйство Европейской части России.
Практика: Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться по физической, экономической и политической
картам;
- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы
и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
- следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в
последние годы;
- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
- предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них
рациональный;
- решать комбинированные контрольные работы;
- представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.
- подготовить устные сообщения с использованием различных источников
информации, в том числе исторических и географических карт,
литературных источников, материалов периодической печати, информационных
ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками
их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели
и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми,
представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

Предметные: овладение основами картографической грамотности и
использования карты как одного из языков» международного общения;
формирование
умений
и
навыков
использования
разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
3.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебных
аудиториях, на специальных учебных площадках т.д.
Место проведения - кабинет географии МАОУ-Тыгишской СОШ.
- информационное обеспечение, в кабинете географии есть ноутбук и
интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного
образования, могут участвовать учителя физкультуры.

№/
п
1

Ф.И.О.
учителя

Должность/П
редмет

Сергиеня
Юрий
Михайлович

учитель
географии,
физкультуры

Образование
СевероКазахстанский
государственный
университет им.
М. Козыбаева
2010 г.
Специальность:
география
ООО «Инфоурок»
по программе
«Физическая
культура и спорт:
теория и методика
преподавания в
образовательной
организации»
август 2019 г.
всего: 300 часов

Дата
прохождени
я
аттестации,
категория
Ноябрь 2018
г., высшая
квалификац
ионная
категория.

Курсы повышения
квалификации
10.04.2017 г «ИРО»
«Преподавание
географии в
соответствии с ФГОС
ООО» в объёме 40
часов.
30.03.2018 г. «ЧОУ
ДПО» «Национальный
центр деловых и
образовательных
проектов» г.
Екатеринбург в объёме
62 часов.

3.2. Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы,
тестовые задания, анализ и работа со схемами, таблицами.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты
презентаций, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде
«пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия
первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе,
критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

Список литературы
 литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии
для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci? 1995.-159 с.
2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады
2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л.
Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.
3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.:
МИРОС, 1993.-192с.
4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических
объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.
5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А.
Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.
6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение,
1994.-367 с.
7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений
вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с
8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных
курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
 литература, рекомендуемая для учеников по данной программе
1.Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.
2. Географические энциклопедии.
3. Географические атласы для средней школы.
4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. 96 с.
5. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А.
Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
Интернет-ресурсы
http:// rgo.ru - географический портал Планета Земля.
http:// geo2000.nm.ru - занимательная география.
http:// geoport.ru - Страноведческий портал.
http:// geo.1september.ru/ urok - сайт "Я иду на урок географии"

Календарно-тематическое планирование
Месяц/число
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь

Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь-январь
Январь-февраль
Февраль
Февраль-март
Март
Март-апрель
Апрель-май
Май

Тема занятия
Введение.
Знакомство
с
программой курса
План
и
карта.
Источники
географической
информации.
Планетарные особенности Земли.
Ориентирование на местности.
Азимут. Горизонтали.
План местности.
Составление
плана.
Координатная
сетка.
Широта.
Долгота.
Определение расстояний на карте.

Кол-во
часов

Место
проведения
Учебная
аудитория

Время
проведения
Среда
15:00-15:40

2

Учебная
аудитория

Среда
15:00-15:40

2

Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория

Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40

1

1
2
1

Построение профиля рельефа
местности по топографической
карте.
Материки, океаны, народы и
страны. Физико-географический
обзор южных материков.
Физико-географический обзор
северных материков.
Население мира.

1

Страны мира. Классификация
стран.
Океаны Земли, их особенности.

2

География России. ГП России.

2

Административно-территориальное
устройство РФ.
Экономические районы России.

2

Часовые пояса. Поясное время.

2

Народы, населяющие Россию, их
география.
Демографическая ситуация в
России.
Регионы России. Хозяйство
Европейской части России.
Практическое решение заданий
ОГЭ по географии.
ИТОГО

2

2

Учебная
аудитория

2

Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория
Учебная
аудитория

2

2

1

2
2
1
34

Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40
Среда
15:00-15:40

Формы
контроля
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Заполнение
КИМов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».