ДОП ОФП 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2022 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«___»_________________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/401 от 23 июня 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(физкультурно – спортивной направленности)
«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Возраст обучающихся 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Заложных Павел Николаевич
педагог дополнительного образования

2022 г.

Содержание программы:
№ п.п.
Наименование
1
Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
2
Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
3
Список литературы
4
Приложение 1.

2

Стр.
1. 3
3
4
5
7
8
8
8
9

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Программа "Общая физическая подготовка" реализует спортивно – оздоровительное
направление развития личности. Форма реализации- спортивная секция для учащихся
начального и основного уровня. Программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009г. №373.
• СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы: формирование знаний и навыков, способствующих
физическому развитию и укреплению здоровья, обучение комплексам специальных
упражнений. Формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой
потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью.
Адресат. Курс предназначен для обучающихся 2-5 классов.
Возрастные особенности. Количество детей в одной группе 12 человек. Дети в возрасте
7-12 лет - ответственный период становления личности, интенсивного роста творческих
сил. Происходит существенное развитие интеллектуальной сферы, формируются
ценностно-мотивационные установки.
Режим занятий. 1 час в неделю. Одно занятие в день. Продолжительность одного
занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 34 часа. Из них теория – 6 часов, практика – 28 часов.
Срок освоения- 1 год. Количество учебных недель 34.
Форма обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий - практическое, теоретическое занятия.
Форма подведения результатов: участие в спортивных соревнованиях,
тестирование, прохождение контрольной дистанции.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у учащихся основной школы основ здорового образа жизни,
развитие интереса и творческой самостоятельности.
Задачи:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Образовательные:
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности;
– формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической
культуры;
3

– формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе
мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о
способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности.
Воспитательные:
– воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
– воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;
– воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п.п

Название раздела, темы

1

Основы знаний о физической
культуре и ее развитие. Строение
организма.
Физические упражнения.
Самостоятельные занятия
Физкультурно-оздоровительная
деятельность

2
3

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

всего
1

теория
1

практика
-

1

1

-

1

1

0,5

3,5

4

Гимнастика с основами
акробатики

4

5
6

Подвижные игры
Легкая атлетика

4
6

1

4
5

7

Лыжная подготовка

4

0,5

3,5

8

Спортивные игры

10

1

9

9

Контрольные испытания и
соревнования.
Всего

3

10

Тест на знание
основ
физической
культуры
Выступление
перед
родителями
Спортивные
соревнования
Прохождение
контрольной
дистанции
Участие в
соревнованиях

3

34

6

28

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма.
Теория: ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
История возникновения физической культуры. Физическая культура и спорт в
международном сообществе, их цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение.
Раздел 2. Физические упражнения. Самостоятельные занятия.
4

Теория: Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и
равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных
сокращений. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур,
комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища,
развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение
частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП. Самостоятельные игры и
развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Теория: Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы
упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений.
Гимнастика для глаз.
Раздел 4. Гимнастика с основами акробатики.
Теория: Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Практика: Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на
лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: мост из положения, лежа на спине,
опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой
на руки в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из
упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор
присев, кувырок вперед. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания,
передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Раздел 5. Подвижные игры.
Теория: правила игры.
Практика: Колдуны. Русская лапта. Земля, вода, воздух. Перестрелка. Салки и др.
Раздел 6. Легкая атлетика:
Теория: техника безопасности при выполнении упражнений. Основные фазы ходьбы и
бега. Техника бега.
Практика: Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до
30-60м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту,
многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения.
Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.
Раздел 7. Лыжная подготовка.
Теория: Техника выполнения лыжных ходов, правила передвижения со спортивным
инвентарем.
Практика: Ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека.
Эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию,
прохождение дистанции до 3 км. Спуски, подъемы.
Раздел 8. Спортивные игры: Баскетбол.
Теория: Тактика защиты. Тактика нападения.
Практика: Специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в
корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол.
Теория: правила игры.
Практика: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные
игры на материале волейбола.
Футбол.
Теория: Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила игры.Футбол.
5

Практика: Остановки во время бега. Удары по мячу ногой. Остановка мяча. Ведение
мяча. Отбор мяча. Перехват мяча. Командные действия.
Раздел 9. Контрольные испытания и соревнования.
Практика: Выступления, спортивные соревнования, прохождение контрольной
дистанции, участие в соревнованиях разного уровня.
1.4. Планируемые результаты изучения
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции
являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД):
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами:
- представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы
их устранения;- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать
ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
6

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих
упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом
уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в спортивном зале, на
школьной лыжне, территории школы.
Место проведения, МАОУ-Тыгишская СОШ.
- информационное обеспечение, в спортивном зале есть ноутбук.
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования.
Дата
прохождени
Должность/
№/
Ф.И.О.
Курсы повышения
Образование
я
п
учителя
квалификации
Предмет
аттестации,
категория
1

Заложных
Павел
Николаевич

Педагог
дополнительн
ого
образования

2.2. Формы
соревнованиях.

Шадринский
техникум
физической
культуры, 1980г.,
квалификация:
преподаватель
физической
культуры,
специальность
физическая
культура

аттестации/контроля

и
7

20.04.2022 г.
Соответстви
е
занимаемой
должности

оценочные

22.01.2020 - 24.01.2020
ООО "Учебнопроизводственный
центр "Технология""
"Обучение
педагогических
работников навыкам
оказания первой
помощи", 20 ч.,
01.02.2022-15.02.2022,
ООО «Центр
непрерывного
образования и
инноваций» по
программе: Учитель
технологии:
преподавание предмета
в соответствии с ФГОС
ООО и СОО.
Профессиональные
компетенции, 144 часа

материалы:

участие

в

3. Список литературы
1. Лях В. И. Физическая культура 1-4 классы: учебник для общеобразовательных
организаций /. – М. : Просвещение, 2014.
2. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации /авт.сост. А.И. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2011.

8

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
«ОФП»
Месяц/ч
исло

Тема занятия

сентябр
ь

Основы знаний. ОФП – форма занятий
физическими упражнениями по укреплению
здоровья Правила предупреждения травматизма во
время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря.
История
возникновения
физической
культуры. Физическая культура и спорт в
международном сообществе, их цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение.

сентябр
ь

Физические упражнения. Самостоятельные 1
занятия.
Теория: Физическая подготовка и ее связь с
развитием основныхфизических качеств.
Характеристика основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости,
гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и
ее влияние на повышение частоты сердечных
сокращений. Составление режима дня.
Выполнение
простейших
закаливающих 1
процедур, комплексов упражнений для
формирования правильной осанки и развития
мышц
туловища,
развития
основных
физических
качеств;
проведение
оздоровительных занятий. Подвижные игры.
Правила игры. Колдуны
Самостоятельные наблюдения за физическим 1
развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей
осанки и физических качеств. Измерение
частоты сердечных сокращений во время
занятий ОФП. Самостоятельные игры и
развлечения. Организация и
проведение
подвижных игр.

сентябр
ь

сентябр
ь

Кол-во
часов
1

Место
проведени
я
Спорт
.зал

Время
проведе
ния
Пятница
16.0016.40

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

октябрь

Физкультурно-оздоровительная деятельность. 1
Занятия по профилактике и коррекции
нарушений осанки. Комплексы упражнений на
развитие физических качеств. Комплексы
дыхательных упражнений. Гимнастика для
глаз.

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

октябрь

2
Гимнастика с основами акробатики.
Правила предупреждения травматизма во
время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды,
обуви и инвентаря.
Строевые действия в шеренге и колонне;
Ввыполнение
строевых
команд. 1
Акробатические упражнения. Упоры; седы;
упражнения в группировке; перекаты; стойка
9

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

октябрь

Формы
контроля

Тест на
знание
основ
физическ
ой
культуры

на лопатках; кувырки
гимнастический мост.

вперед

и

назад;

Акробатические комбинации. Например: мост
из положения, лежа на спине, опуститься в
исходное положение, переворот в положение,
лежа на животе, прыжок с опорой на руки в
упор присев; кувырок вперед в упор присев,
кувырок назад в упор присев, из упора присев
кувырок назад до упора на коленях с опорой
на руки, прыжком переход в упор присев,
кувырок вперед. Прыжки со скакалкой.
Передвижение по гимнастической стенке.
Преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья и перелезания,
переползания, передвижение по наклонной
гимнастической скамейке.

1

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

1

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

Декабрь

Лыжная подготовка. Правила передвижения со
спортивным инвентарем. Эстафеты в
передвижении на лыжах

2

Лыжная
трасса

Пятница
16.0016.40

Декабрь

Ходьба на лыжах, как жизненно важные
способы передвижения человека. Спуски,
подъемы
Упражнения на выносливость и координацию,
прохождение дистанции до 3 км

2

Лыжная
трасса

Пятница
16.0016.40

2

Лыжная
трасса

Пятница
16.0016.40

Баскетбол. Теория: Тактика защиты. Тактика

1

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

2

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

2

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

1

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

1

Спорт.
Зал

Пятница
16.0016.40

1

Спорт.
площ.

Пятница
16.0016.40а

1
Подвижные игры.
Правила игры. Русская лапта. Земля, вода,
воздух. Перестрелка. Салки и др.
1
Подвижные игры. Русская лапта

Спорт.
Площ.

Пятница
16.0016.40

Спорт.
Площ.

Пятница
16.0016.40а

ноябрь

ноябрь

январь

февраль

нападения.
январь

Специальные передвижения без мяча; ведение
мяча

Март

Броски мяча в корзину; подвижные игры на
материале баскетбола.

Март

Волейбол. Правила игры. Практика:
подбрасывание мяча; подача мяча

март

Волейбол. Прием и передача мяча; подвижные
игры на материале волейбола.

апрель

Футбол. Техника передвижения. Остановки во
время бега. Удары по мячу ногой

апрель

апрель

10

Прохожде
ние
контроль
ной
дистанци
и

Прохожде
ние
контроль
ной
дистанци
и
Участие в
соревнова
ниях

Участие в
соревнова
ниях

1

Спорт.
Площ., зал

Пятница
16.0016.40

1

Спорт.
площ.

Пятница
16.0016.40

май

Легкая атлетика:
Теория: техника безопасности при выполнении
упражнений. Ходьба и медленный бег. Кросс
300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 3060м.
Основные фазы ходьбы и бега. Бег на длинные
дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега,
в высоту, многоскоки
Метание мяча с места, на дальность, в цель.

1

Спорт.
площ.

май

Специальные беговые упражнения. Старт

1

Спорт.
площ.

Пятница
16.0016.40
Пятница
16.0016.40

Ведение мяча. Отбор мяча. Перехват мяча. 1

Спорт.
площ.

Пятница
16.0016.40

Спорт.
площ., зал

Пятница
16.0016.40

апрель

май

высокий, низкий. Стартовый разгон
май

Командные действия.
Сентябр
ь-май

Контрольные испытания и соревнования.

Итого

3

34

11

Спортивн
ые
соревнова
ния

Участие в
соревнова
ниях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».