Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол №_____ от «___»__________2023 г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «___»_________________2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/401 от 23 июня 2023 г. ______________ Д.Е. Пермикина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волейбол» (приложение к дополнительной общеобразовательной программе) Возраст обучающихся 11-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Киселев Артем Вадимович учитель 2023 г. Содержание программы: № п.п. 1 Стр. 3 Наименование Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы Список литературы 4 Приложение №1 9-10 2 1. 3 3 4-5 5-7 7 8 8 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка Дополнительная Общеразвивающая Программа "Волейбол" реализует спортивно – оздоровительное направление развития личности. Форма реализации- спортивная секция для учащихся основного уровня. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373. • СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы». Направленность программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы: формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, обучение комплексам специальных упражнений. Формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью. Адресат. Курс предназначен для учащихся 5-9 классов. Возрастные особенности. Количество детей в одной группе 8 человек. Дети в возрасте 11-15 лет - ответственный период становления личности, интенсивного роста творческих сил. Происходит существенное развитие интеллектуальной сферы, формируются ценностно-мотивационные установки. С точки зрения сензитивных периодов развития личности -подростковый возраст сензитивен для развития творческих способностей, воспитания инициативы личности и проявления творческой активности в различных областях деятельности. Режим занятий. 1.5 часа в неделю. Одно занятие в день. Продолжительность одного занятия 40 мин. Объем программы. Всего 17 часов. Из них теория – 1 часа, практика – 16 часов. Срок освоения- 1 год. Количество учебных недель 17. Форма обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная. Виды занятий - практическое, теоретическое занятия. Форма подведения результатов: участие в спортивных соревнованиях, тестирование. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: содействие всестороннему развитию личности школьника посредством дополнительных занятий волейболом. Задачи программы Образовательные поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся; повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и игрового опыта обучение практическим навыкам организации и судейства соревнований по волейболу; Развивающие развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров; развивать физические способности учащихся Воспитательные воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений; формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки. Воспитание волевых качеств. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п.п Название раздела, темы Количество часов 1 Правила игры по волейболу. всего 5 2 Основные приёмы игры в волейбол. 16 16 3 Подачи и блокирование. 15 15 4 Подачи и нападающие удары. 12 12 5 Контрольные испытания и соревнования. 3 3 5 Всего 51 теория 1 1 практика 4 Формы аттестации/ контроля Тест на знание основ физической культуры участие в соревнованиях Тест на знание основ физической культуры участие в соревнованиях участие в соревнованиях разного уровня. 50 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1- Правила игры по волейболу. Теория: Техника безопасности на занятиях по волейболу. Волейбол как средство физического развития учащихся. Характеристика игры. Практика: Двухсторонняя игра в волейбол. Стойки и перемещения игрока. Двухсторонняя игра в волейбол. Нижняя передача мяча на месте, после перемещений в падениях. Двухсторонняя игра в волейбол. Нижняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. Двухсторонняя игра в волейбол. Раздел 2: Основные приёмы игры в волейбол. Теория: Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Гигиена волейболиста и всё то, что его окружает. Практика: Двухсторонняя игра в волейбол. Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол. Подача – прием – передача. Двухсторонняя игра в волейбол. Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол. Соревнование по волейболу между сборной командой девочек Раздел 3 - Подачи и блокирование. Теория: Основные приемы самоконтроля. Практика: Двухсторонняя игра в волейбол. Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол. Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. Раздел 4 – Подачи и нападающие удары. Теория: Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. Практика: Двухсторонняя игра в волейбол. Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол. Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. Двухсторонняя игра в волейбол. Раздел 5. Контрольные испытания и соревнования. Практика: Выступления, спортивные соревнования, участие в соревнованиях разного уровня. 1.4. Планируемые результаты изучения Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности. В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении. В области трудовой культуры: умение обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время игровой деятельности. В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры. В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств. В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность. В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений. В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные результаты Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры :способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды. В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения. В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1. Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в спортивном зале, территории школы. Место проведения, МАОУ-Тыгишская СОШ. - информационное обеспечение, в спортивном зале есть ноутбук. -кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования. № Ф.И.О. учителя Должность / Предмет Образование 1 Киселев Артем Вадимович Учитель Физическая культура Среднее профессионально е, ГБПОУ Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» 06.11.1994 Дата прохождени я аттестации и категория 1КК Приказ МОиМПСО от 09.01.2020 № 19-Д (24.12.1924.12.24) Курсы повышения квалификации - 24.03.2020 – 22.04.2020 «Организация процесса обучения физической культуре в условиях реализации ФГОС среднего общего образования», 72 ч., АНО ДПО «ОЦ Каменный город», , г. Екатеринбург квалификация: учитель адаптивной физической культуры, специальность: адаптивная физическая культура, 2019 г. (диплом 116616 0179672 рег. № 1273 от 21.06.2019) удос. № 590400042105 - 26.03.2021 «Организация и проведение ГИА по программам основного общего образования. Организатор ППЭ»., сертификат - 11.07.2022-19.07.2022 «ФГОС ООО: идеология, содержание и технология реализации», 72 ч., , АНО ДПО «Центр профессионального развития ПРОФИ», удостоверение «№ 66ПД1916-010 -- «Подготовка спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в том числе среди лиц с ОВЗ и инвалидов», 72 ч., ГАУ СО -31.05.2022 – 15.06.2022 «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ» г. Екатеринбург, , удостоверение № 662410933212 (рег. № 88-2022) 13.12.2019_17.12.2019« АУЕ- криминальная субкультура молодежи в современном российском обществе: тенденции формирования распростронения» 40ч АНО ДПО «УраМиКБ» удостоверение № 662410307115(рег. номер249) 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: тренировочная деятельность, участие в соревнованиях 3. Список литературы 1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов /Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.77с.: ил.-(Работаем по новым стандартам). 2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976. 111с. авт. В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с. 4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). М.: Советский спорт, 2005. - 112 с. 5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения). Приложение 1. Календарно-тематическое планирование Месяц/чи сло Тема занятия Кол-во часов Место проведения сентябрь Техника безопасности на занятиях по волейболу. Волейбол как средство физического развития учащихся. 0,5 Спорт.зал Время проведен ия чт 15:00 сентябрь Характеристика игры. Двухсторонняя игра в волейбол. Стойки и перемещения игрока. Двухсторонняя игра в волейбол. Нижняя передача мяча на месте, после перемещений в падениях. Двухсторонняя игра в волейбол. Нижняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. Двухсторонняя игра в волейбол. 0,5 Спорт.зал чт 15:00 1 Спорт.зал чт 15:00 Игра в волейбол октябрь Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 ноябрь Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол. Подача – прием – передача. Двухсторонняя игра в волейбол. Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь Формы контроля Тест на знание основ физическо й культуры Игра в волейбол. 1 Спорт.зал чт 15:00 Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал Спорт. Зал чт 15:00 1 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. Тест на знание основ физическо й культуры Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол. Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. Соревнование по волейболу между сборной командой девочек МАОУ- Тыгишская СОШ. 1 Спорт. Зал. чт 15:00 Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал чт 15:00 Основные приемы самоконтроля. Двухсторонняя игра в волейбол. Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. 1 Спорт, зал чт 15:00 Спортивн ые соревнова ния Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. 1 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра чт 15:00 январь январь февраль Итого в волейбол. Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол. Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол. Встреча между сборной командой девочек МАОУ- Тыгишской СОШ и Кунарской СОШ Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. Контрольные испытания и соревнования 0,5 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. 0,5 Спорт. Зал чт 15:00 Игра в волейбол. чт 15:00 Игра в волейбол. 2 17 Спорт. Зал