ДОП Волейбол 2023-2024 КАВ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«___»_________________2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/401 от 23 июня 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волейбол»
(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)

Возраст обучающихся 11-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Киселев Артем Вадимович
учитель

2023 г.

Содержание программы:
№ п.п.
1

Стр.

3

Наименование
Комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы

4

Приложение №1

9-10

2

1.
3
3
4-5
5-7

7
8
8

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная Общеразвивающая Программа "Волейбол" реализует спортивно –
оздоровительное направление развития личности. Форма реализации- спортивная секция
для учащихся основного уровня. Программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009г. №373.
• СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы: формирование знаний и навыков, способствующих
физическому развитию и укреплению здоровья, обучение комплексам специальных
упражнений. Формирование физически здоровой и физически развитой личности с
высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной
работоспособностью.
Адресат. Курс предназначен для учащихся 5-9 классов.
Возрастные особенности. Количество детей в одной группе 8 человек. Дети в
возрасте 11-15 лет - ответственный период становления личности, интенсивного роста
творческих сил. Происходит существенное развитие интеллектуальной сферы,
формируются ценностно-мотивационные установки.
С точки зрения сензитивных периодов развития личности -подростковый возраст
сензитивен для развития творческих способностей, воспитания инициативы личности и
проявления творческой активности в различных областях деятельности.
Режим занятий. 1.5 часа в неделю. Одно занятие в день. Продолжительность
одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 17 часов. Из них теория – 1 часа, практика – 16
часов.
Срок освоения- 1 год. Количество учебных недель 17.
Форма обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий - практическое, теоретическое занятия.
Форма подведения результатов: участие в спортивных соревнованиях, тестирование.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: содействие всестороннему развитию личности школьника посредством
дополнительных занятий волейболом.
Задачи программы
Образовательные
 поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям,
постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических
возможностей учащихся;
 повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и
игрового опыта
 обучение практическим навыкам организации и судейства соревнований по
волейболу;
Развивающие
 развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых
приемов, взаимодействия партнеров;
 развивать физические способности учащихся
Воспитательные

 воспитание

игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и
инициативности в выборе и принятии решений;
 формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков
самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки.
 Воспитание волевых качеств.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п.п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Правила игры по волейболу.

всего
5

2

Основные приёмы игры в волейбол.

16

16

3

Подачи и блокирование.

15

15

4

Подачи и нападающие удары.

12

12

5

Контрольные испытания и
соревнования.

3

3

5

Всего

51

теория
1

1

практика
4

Формы
аттестации/
контроля
Тест на знание
основ физической
культуры
участие в
соревнованиях
Тест на знание
основ физической
культуры
участие в
соревнованиях
участие в
соревнованиях
разного уровня.

50

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1- Правила игры по волейболу.
Теория: Техника безопасности на занятиях по волейболу. Волейбол как средство физического
развития учащихся. Характеристика игры.
Практика: Двухсторонняя игра в волейбол.
Стойки и перемещения игрока. Двухсторонняя игра в волейбол.
Нижняя передача мяча на месте, после перемещений в падениях. Двухсторонняя игра в
волейбол.
Нижняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол.
Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Раздел 2: Основные приёмы игры в волейбол.
Теория: Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Гигиена волейболиста и
всё то, что его окружает.
Практика: Двухсторонняя игра в волейбол.
Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол.
Подача – прием – передача. Двухсторонняя игра в волейбол.
Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол.
Соревнование по волейболу между сборной командой девочек
Раздел 3 - Подачи и блокирование.
Теория: Основные приемы самоконтроля.
Практика: Двухсторонняя игра в волейбол.
Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол.
Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол.

Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол.
Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол.
Раздел 4 – Подачи и нападающие удары.
Теория: Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах.
Практика: Двухсторонняя игра в волейбол.
Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол.
Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол.
Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Раздел 5. Контрольные испытания и соревнования.
Практика: Выступления, спортивные соревнования, участие в соревнованиях разного уровня.
1.4. Планируемые результаты изучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5-9
классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных
особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях
индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах
профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение
знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями
оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями,
владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими
упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно
включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия,
принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование,
спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее
длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми
нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и
непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время игровой
деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно
важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными
способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками
выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной

направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении
знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической
деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях
культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как
явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному
здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий,
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека,
постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их
целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного
соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных
норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение
диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания,
интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений.
В области физической культуры: владение способами организации и проведения
разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное
их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за
показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и
олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы
между народами; знание основных направлений развития физической культуры в
обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи
с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры :способность проявлять инициативу и
творчество
при
организации
совместных
занятий
физической
культурой,

доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от
особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение
оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность
проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях
игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять
учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность
организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности,
обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной одежды.
В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные
занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести
наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно
оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно
излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения
по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы
для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить
самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию
основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в спортивном зале,
территории школы.
Место проведения, МАОУ-Тыгишская СОШ.
- информационное обеспечение, в спортивном зале есть ноутбук.
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования.
№

Ф.И.О.
учителя

Должность /
Предмет

Образование

1

Киселев
Артем
Вадимович

Учитель
Физическая
культура

Среднее
профессионально
е, ГБПОУ
Свердловской
области
«Свердловский
областной
педагогический
колледж»

06.11.1994

Дата
прохождени
я аттестации
и категория
1КК
Приказ
МОиМПСО
от
09.01.2020
№ 19-Д
(24.12.1924.12.24)

Курсы повышения
квалификации
- 24.03.2020 –
22.04.2020
«Организация процесса
обучения физической
культуре в условиях
реализации ФГОС
среднего общего
образования», 72 ч.,
АНО ДПО «ОЦ
Каменный город», ,

г. Екатеринбург
квалификация:
учитель
адаптивной
физической
культуры,
специальность:
адаптивная
физическая
культура, 2019 г.
(диплом 116616
0179672 рег. №
1273 от
21.06.2019)

удос. № 590400042105
- 26.03.2021
«Организация и
проведение ГИА по
программам основного
общего образования.
Организатор ППЭ».,
сертификат
- 11.07.2022-19.07.2022
«ФГОС ООО:
идеология, содержание
и технология
реализации», 72 ч., ,
АНО ДПО «Центр
профессионального
развития ПРОФИ»,
удостоверение «№
66ПД1916-010
-- «Подготовка
спортивных судей
главной судейской
коллегии и судейских
бригад физкультурных
и спортивных
мероприятий
Всероссийского
физкультурноспортивного комплекса
«Готов к труду и
обороне», в том числе
среди лиц с ОВЗ и
инвалидов», 72 ч., ГАУ
СО
-31.05.2022 –
15.06.2022
«Региональный центр
развития физической
культуры и спорта с
отделением спортивной
подготовки по каратэ»
г. Екатеринбург, ,
удостоверение №
662410933212 (рег. №
88-2022)
13.12.2019_17.12.2019«
АУЕ- криминальная
субкультура молодежи
в современном
российском обществе:
тенденции
формирования

распростронения» 40ч
АНО ДПО «УраМиКБ»
удостоверение №
662410307115(рег.
номер249)

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: тренировочная
деятельность, участие в соревнованиях
3. Список литературы
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов /Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.77с.: ил.-(Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976. 111с. авт.
В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки,
учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9
классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
Месяц/чи
сло

Тема занятия

Кол-во
часов

Место
проведения

сентябрь

Техника безопасности на занятиях по
волейболу. Волейбол как средство физического
развития учащихся.

0,5

Спорт.зал

Время
проведен
ия
чт 15:00

сентябрь

Характеристика игры. Двухсторонняя игра в
волейбол.
Стойки и перемещения игрока. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Нижняя передача мяча на месте, после
перемещений в падениях. Двухсторонняя игра в
волейбол.
Нижняя прямая подача мяча. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра
в волейбол.
Двухсторонняя игра в волейбол.

0,5

Спорт.зал

чт 15:00

1

Спорт.зал

чт 15:00

Игра в
волейбол

октябрь

Гигиенические правила занятий физическими
упражнениями. Двухсторонняя игра в волейбол.

1

ноябрь

Страховка при блокировании. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Подача – прием – передача. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя
игра в волейбол.

сентябрь
сентябрь

октябрь
октябрь
октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

Формы
контроля
Тест на
знание
основ
физическо
й
культуры
Игра в
волейбол.

1

Спорт.зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

1

Спорт.
Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

1

Спорт.
Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

1

Спорт.
Зал
Спорт.
Зал

чт 15:00

1

Спорт.
Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.
Тест на
знание
основ
физическо
й
культуры
Игра в
волейбол.

1

Спорт.
Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

Передача мяча в падении на спину.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Соревнование по волейболу между сборной
командой девочек МАОУ- Тыгишская СОШ.

1

Спорт. Зал.

чт 15:00

Игра в
волейбол.

1

Спорт. Зал

чт 15:00

Основные приемы
самоконтроля. Двухсторонняя игра в волейбол.
Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя
игра в волейбол.

1

Спорт, зал

чт 15:00

Спортивн
ые
соревнова
ния
Игра в
волейбол.

1

Спорт. Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

1

Спорт. Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя
игра в волейбол.
Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра

чт 15:00

январь
январь
февраль

Итого

в волейбол.
Верхняя передача мяча двумя руками над
собой. Двухсторонняя игра в волейбол.
Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра
в волейбол.
Встреча между сборной командой девочек
МАОУ- Тыгишской СОШ и Кунарской СОШ
Подача – передача – нападающий удар.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Предупреждение травматизма. Оказание первой
помощи при травмах. Контрольные испытания
и соревнования

0,5

Спорт. Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

0,5

Спорт. Зал

чт 15:00

Игра в
волейбол.

чт 15:00

Игра в
волейбол.

2

17

Спорт. Зал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».