Рабочая программа УО Мир истории 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С.Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
____________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МИР ИСТОРИИ
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2023 2028)

Уровень обучения (класс) 6 основное общее образование
Количество часов68 ч ______
Уровень базовый
Составитель:
Липатова Ирина Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Рабочая программа по учебному предмету "Мир истории" (VI класс)
предметной области "Человек и общество" включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса "История Отечества" в VII-XI классах. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда
человека на различных исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о "историческом
времени" и "историческом пространстве";
формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых
других;
формирование умения работать с "лентой времени";
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
Содержание учебного предмета.
Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен.
Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние
родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город,
поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область,
республика), в котором мы живем; главный город края, области, республики;
национальный состав, основные занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав.
Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы Российской
Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века
и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с
примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории.

История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные
(летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека
от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.
Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких
животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы
добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком,
культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные
способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов.
Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты).
История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на
строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их
значение для изучения истории.
История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его
значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в
изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви
в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.

Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством
педагогического работника);
составление генеалогического древа (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного
столетия, одного тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и
времени.
чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет,
археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным
историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и
мои друзья", "Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором мы
живем", "История одного памятника", "История в рассказах очевидцев", "Исторические
памятники нашего города".
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир
истории"
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:

знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование
усвоенных
исторических
понятий
в
самостоятельных
высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью педагогического работника;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

1

Введение
Почему надо
изучать историю.

2

3

4

5

6

7

Колво
часов
по
глава
м

Колво
часов

1

Основные виды
деятельности
обучающихся

Записывают ответы на
вопрос:
«Почему надо изучать
историю?», составляют
устныйрассказ по плану.

Раздел I.
6
Представление
о себеи
окружающем
мире
Глава 1. Имя, отечество, семья, родословная человека
История имени.
1
Участвуют в беседе по
теме, выполняют
исследовательскуюработу
на тему: «Значение
моего
имени».
Отчество и
1
Участвуют в беседе с
фамилия
опорой напрезентацию по
человека.
теме, записывают
в тетрадь значение своей
фамилии.
Семья.
1
Разгадывают ребус о
семье, знакомятся с
пословицами о семье,
объясняют их смысл.
Биография.
1
Участвуют в беседе по
теме, находят в учебнике
значения слов.
Поколения
1
Участвуют в беседе,
людей.
знакомятся с родословной
известных личностей,
составляют
генеалогическое древо
своейсемьи.
Повторение по
1
Выполняют работу на
теме: «Имя,
рабочих листах для
отечество, семья,
каждого учащегося,
родословная
проверяют в парах.
человека».
Раздел II.
12
Отчий дом.
НашаРодина –

Основное содержание

Представление
о
окружающем мире.

себе

и

Твое имя, отчество, фамилия.
История имени. Возникновение и
значение имен. Отчество в имени
человека. Происхождение
фамилий. Семья: близкие и
дальние родственники.
Поколения, предки, потомки,
родословная. Даты жизни.
Понятие о биографии. Твоя
биография.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Россия
Глава 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
О доме. Что
1
Участвуют в беседе по
такое дом. Какие
теме с опорой на
бывают дома.
презентацию.
Выполняют рисунок в
тетради натему «Моя
школа».
Названия
1
Участвуют в беседе по
городов и улиц.
теме с опорой на
презентацию.Выполняют
рисунок в тетради на тему
«Моя улица».
Выполняют
самостоятельную работу
на тему: «Безопасный
маршрут движения».
Участвуют в беседе по
Родник
1
теме с опорой на
«Двенадцать
презентацию,записывают
ключей».
в тетрадь новые слова.
Участвуют в беседе по
Истоки.
1
теме с опорой на
презентацию,записывают
в тетрадь новые слова.
Местность, где
Слушают
1
мы живем (село
подготовленные
Зиянчурино
сообщения учащихся о
Кувандыкский
селеЗиянчурино,
округ).
отвечают на вопросы
викторины.
Край, в котором
Слушают
1
мы живём.
подготовленные
Родное
сообщения учащихся о
Оренбуржье.
родном крае, отвечают на
вопросывикторины.
Разгадывают ребусы,
Наша Родина –
1
знакомятся с
Россия.
пословицами о Родине.
Отгадывают слова
интерактивного
кроссворда по теме.
Просматривают
Как устроено
1
видеоролик потеме,
государство.
участвуют в беседе,
записывают в тетрадь
новые слова.
Участвуют в беседе по
Герб, флаг, гимн
1
теме сопорой на
России.
презентацию, рисуют в
тетради государственный
флаг.
Разгадывают ребус.
Москва-столица
1
Участвуют в беседе по
России.

Пословицы и поговорки о доме,
семье, соседях.
История улицы. Названия улиц,
их происхождение. Улица твоего
дома, твоей образовательной
организации.
Местность, где мы живем.
Происхождение названия
местности. Край (область,
республика), в котором мы
живем; главный город края,
области, республики;
национальный состав, основные
занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы
живем: ее столица, население,
национальный состав.
Республики в составе Российской
Федерации. Государственные
символы Российской Федерации.
Руководитель страны (Президент
Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с
примерами). Планета, на которой
мы живем.

теме с опорой на
презентацию, знакомятся
с пословицами и
поговорками о Москве.
Участвуют в беседе по
теме с опорой на
презентацию
Выполняют работу на
рабочих листах для
каждого учащегося,
проверяют в парах.

18

Мы жители
планеты Земля.

19

Повторение по
1
теме: «Отчий
дом. Наша
Родина –
Россия».
Раздел III.
5
Представления
о
времени в
истории
Глава 3. О том, что такое время и как его изучают.
Отвечают на вопрос с
Что такое время.
1
помощью опорных слов.
Участвуют в беседепо
теме с опорой на
презентацию.
Объясняют смысл
поговорок и пословиц о
времени.
История
1
Слушают рассказ учителя
календаря.
по теме, отвечают на
вопросы, составляют
кроссворд по теме.
Русский
1
Слушают рассказ учителя
земледельчески
по теме, отвечают на
йкалендарь.
вопросы, делаютзаписи
месяцев, примет в
тетрадь.
Счёт лет в
Знакомятся с "лентой
1
истории.
времени". Записывают в
Историческое
тетрадь века римскими
время.
цифрами, отрабатывают
их значение. Указывают
века на «Ленте времени».
Повторение по
Выполняют работу на
1
теме: «О том,
рабочихлистах для
чтотакое время
каждого учащегося,
и как его
проверяют в парах.
изучают».
Раздел IV.
7
Начальные
представления
об истории
Глава 4. Что изучает наука история.
Слушают рассказ
Что такое
1
учителя по теме в виде
история.
игры «Путешествие в
страну Историю»,
составляют

20

21

22

23

24

25

1

Представления о времени
в истории.
Представление о времени
как о прошлом, настоящем и
будущем.
Понятия:
вчера,
сегодня, завтра. Меры времени.
Измерение времени. Календарь
(происхождение, виды).

История - наука о прошлом (о
жизни и деятельности людей в
прошлом). Значение
исторических знаний для людей.

26

Какие науки
помогают
истории.

1

27

Как работают
археологи.

1

28

Исторические
памятники.

1

29

3031

32

33

Историческая
карта.

1

2
Повторение по
теме: «Что
изучает наука
история».
Контрольный
1
1
срез за 1
полугодие.
Раздел V.
8
История
Древнего
мира.
Глава 5. История Древнего мира.
Земля и космос.
1

34

От кого
произошёл
человек.

1

35

Человек
умелый.

1

коллективный кроссворд
по теме.
Слушают рассказ учителя
по теме,в тетради
составляют схему «Науки
помогающие истории».
Просматривают
презентацию потеме,
записывают в тетрадь
новые слова, составляют
рассказ о работе
археологов.
Слушают рассказ учителя
сопорой на
презентацию по теме,
Совершают виртуальную
экскурсию в
краеведческий музей.
Участвуют в беседе по
теме,
знакомятся
с
исторической настенной
картой, зарисовывают в
тетрадь
условные
обозначения,
играют по карте в игру
"Молчанка".
Выполняют работу на
рабочихлистах для
каждого учащегося,
проверяют в парах.

Историческая память России.
Науки, помогающие добывать
исторические сведения:
археология, этнография,
геральдика, нумизматика
(элементарные представления на
конкретных примерах).
Источники исторических знаний:
вещественные (предметы быта;
памятники зодчества,
строительства и архитектуры;
живопись), устные (фольклор),
письменные (летописи,
старинные книги, надписи и
рисунки). Архивы и музеи (виды
музеев). Библиотеки.
Историческое пространство.
Историческая карта

Выполняют работу на
рабочих листах для
каждого учащегося.

Участвуют в беседе по
теме сопорой на
презентацию. Работают
со словарными словами и
иллюстрацией .
Участвуют в беседе по
теме с опорой на
презентацию. Работают
со словарными словами и
иллюстрацией.
Составляют рассказ
«Верования древних
людей».
Участвуют в беседе,
рисуют орудия труда и
охоты человека умелого,

История Древнего мира
Версии о появлении человека на
Земле (научные, религиозные).
Отличие человека от животного.

составляют рассказ
«Древние люди»,
записывают ответы на
вопросы.
Работают с учебником и
тетрадью,выделяют
главную мысль из текста,
записывают, дополняют
ответы одноклассников.
Составляют ответы на
вопросы с помощью
учебника.
Участвуют в беседе,
работают по учебнику,
выписывают в тетрадь
новые слова, составляют
кроссворд. Составляют
схему «Коллективы
древних людей».
Готовят ответы на
вопросы спомощью
учебника, работают с
«Лентой времени».
Выполняют работу на
рабочихлистах для
каждого учащегося
проверяют в парах.

36

Следующее
поколение
людей
каменного века.

1

37

Наступление
ледников.

1

38

Как жили
древние
охотники,
кочевники и
собиратели.

1

39

Новые занятия
людей.

1

40

Повторение по
1
теме: «История
Древнего
мира».
Раздел VI.
13
История вещей.
Занятия
человека на
земле.
Глава 6. История вещей. Занятиячеловека на земле.
История
освоения
человеком огня,
энергии.
Огонь в жизни
Просматривают
1
древнего
презентацию потеме,
человека.
составляют вопросы,
задаютдруг другу,
отвечают. Составляют
схему «Способы
получения
энергии».
Читают и пересказывают
Огонь, глина,
1
адаптированные тексты
гончар.
поизучаемым темам,
работают с «Лентой
времени».
Огонь
Составляют ответы на
1
открывает
вопросыс помощью
новую эпоху в
учебника, работают с
«Лентой времени».
жизни людей.

41

42

43

История освоения человеком
огня, энергии. Источники огня в
природе. Способы добычи огня
древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня
древним человеком, культ огня.
Использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких
животных.
Использование огня в
производстве: изготовление
посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле.
Изобретение пороха.
Последствия этого изобретения в
истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии:
электрическая, тепловая, атомная
(общие представления).
Изобретение электричества как
новый этап в жизни людей.
Современные способы
получения большого количества
энергии. Экологические
последствия при получении
тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых (угля,
торфа, газа), лесов. Роль
энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.

44

История
использования
человеком воды
Вода, её
значениев
жизни
человека.

1

45

Вода и
земледелие.

1

46

Вода как
источник
энергии.

47

История
жилища
человека
Какие дома
строили
древниелюди.

1

1

Читают и пересказывают
адаптированные тексты
поизучаемым темам,
участвуют в
беседе.
Составляют полные
ответы на вопросы с
помощью текста,
выписывают в тетради и
новые слова.
Просматривают
видеоролик о водяной
мельнице, отвечают на
вопросы. Записывают
план ответа в тетрадь.

История использования
человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в
жизни человека. Охрана водных
угодий.
Причины поселения древнего
человека на берегах рек, озер,
морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде.
Судоходство, история
мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное
земледелие, причины его
возникновения. Роль поливного
земледелия в истории
человечества.
Использование человеком воды
для получения энергии: водяное
колесо, гидроэлектростанция.
Использование воды при добыче
полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с
освоением энергии и водных
ресурсов.

Участвуют в беседе,
составляют
таблицу
«Жилье древних людей»
рассказ по ней. Рисуют
разные виды жилья.

История жилища человека.
Понятие о жилище. История
появления жилища человека.
Первые жилища: пещеры,
шалаш, земляные укрытия.
Сборно-разборные жилища.

Материалы, используемые для
строительства жилья у разных
народов (чумы, яранги, вигвамы,
юрты). История
совершенствования жилища.
Влияние климата и
национальных традиций на
строительство жилья и других
зданий. Архитектурные
памятники в строительстве, их
значение для изучения истории.

48

49

50

История
появления
мебели
Как появилась
мебель.

История
питания
человека
Как появились
каша и хлеб.

История
обыкновенной
картошки.

1

Отгадывают загадки и
выполняют
к
ним
рисунки
–
ответы.
Составляют кроссворд по
теме.

Назначение и виды мебели,
материалы для ее изготовления.
История появления первой
мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на
изготовление мебели.
Изготовление мебели как
искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с
изготовлением мебели.

1

Составляют рассказ «Еда
древнего человека».
Объясняют смысл
пословиц и поговорок о
хлебе.
Составляют ответы на
вопросыс помощью
учебника, работают с
«Лентой времени».
Выполняютзадания по
презентации.

История питания человека.
Питание как главное условие
жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о
пище человека в разные периоды
развития общества.
Добывание
пищи
древним
человеком как борьба за его
выживание. Способы добывания:
собирательство,
бортничество,
рыболовство, охота, земледелие,
скотоводство.
Приручение
человеком животных. Значение
домашних животных в жизни
человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления
продуктов питания.
Влияние природных условий на
традиции приготовления пищи у
разных народов. Употребление
пищи как необходимое условие
сохранения здоровья и жизни
человека

1

51

52

53

История
появления
посуды
О керамике,
фарфоре и
деревянной
посуде.

История
появления
одежды и
обуви
История
появления
одежды.
Одежда и
положение
человека в
обществе. Как
люди украшали
себя.
Повторение по
теме: «История
вещей. Занятия
человека на
земле».

1

Просматривают
презентацию по
теме,
составляют
рассказ
«Изготовление глиняной
посуды»,выполняют
рисунки к рассказу,
играют в игру
«Историческоелото».

История появления посуды.
Посуда, ее назначение.
Материалы для изготовления
посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда.
Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение
для развития производства
глиняной посуды. Народные
традиции в изготовлении
глиняной посуды.
Деревянная посуда. История
появления и использования
деревянной посуды, ее виды.
Преимущества деревянной по
суды для хранения продуктов,
народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов.
Изготовление посуды как
искусство.
Профессии людей, связанные с
изготовлением посуды.

1

Объясняют смысл
пословиц и поговорок об
одежде, составляют
ответы на вопросы с
помощью учебника,
работают с «Лентой
времени». Составляют
рассказ
"Мода древнего мира".
Выполняют работу на
рабочихлистах для
каждого учащегося,
проверяют в парах.

История появления одежды и
обуви.
Уточнение представлений об
одежде и обуви, их функциях.
Материалы для изготовления
одежды и обуви. Различия в
мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты
человеческого организма от
неблагоприятных условий среды.
Виды одежды древнего человека.
Способы изготовления,
материалы, инструменты.
Совершенствование видов
одежды в ходе развития
земледелия и скотоводства,
совершенствование
инструментов для изготовления
одежды. Влияние природных и
климатических условий на
изготовление одежды. Народные
традиции изготовления одежды.

1

Изготовление одежды как
искусство. Изменения в одежде и
обуви в разные времена у разных
народов. Образцы народной
одежды (на примере региона).
История появления обуви.
Влияние климатических условий
на возникновение разных видов
обуви. Обувь в разные
исторические времена: лапти,
сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с
изготовлением одежды и обуви.

54

Раздел VII.
9
Человек и
общество
Глава 7. Человек и общество.
История
человеческого
общества.
О далёких
1
предках –
славянах и
родовом строе.

55

Как люди
понимали мир
природы в
древности

1

56

Современные
религии, как они
появились.

1

57

Искусство и
культура.

1

Составляют ответы на
вопросы
с помощью учебника,
работают с «Лентой
времени», выполняют
рисунок «Поселение
родовой общины
славян», работают с
заданиями на
соотношение.
Читают и пересказывают
адаптированные тексты
поизучаемым темам,
составляютответы на
вопросы с помощью
учебника, работают с
«Лентой времени».
Читают и пересказывают
адаптированные тексты
поизучаемым темам,
составляютответы на
вопросы с помощью
учебника, работают с
«Лентой времени»,
записывают новые
слова.
Просматривают
презентацию потеме,
составляют таблицу
«Виды искусства,
записывают новые слова
в тетрадь, составляют по
одному предложению с
каждым

История человеческого
общества.
Представления древних людей об
окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов,
открытие новых земель,
изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых
религий: иудаизм, христианство,
буддизм, ислам. Значение
религии для духовной жизни
человечества.
Зарождение науки, важнейшие
человеческие изобретения.
Направления в науке:
астрономия, математика,
география. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для
истории: сказания, легенды,
песни, пословицы, поговорки.
История возникновения письма.
Виды письма: предметное
письмо, клинопись,
иероглифическое письмо.
Латинский и славянский
алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель
культуры. Искусство как особая
сфера человеческой

58

Письмо и первые
книги.

1

59

От изобретения
колеса - к
новым
открытиям.
История денег.

1

61

Человечество
стремится к
миру.

1

62

Повторение по
теме: «Человек
и общество».
Контрольный
срез за 2
полугодие.
Промежуточная
Тестирование.
Промежуточная
Тестирование.
Работа над
ошибками.
Повторение за
год по курсу
«Мир истории».

1

60

63

64
65
6668

1

1

1

словом.
Составляют ответы на
вопросыс помощью
учебника, читают и
пересказывают
адаптированныетексты
по изучаемым темам,
отгадывают загадки и
выполняют к ним
рисунки – ответы.
Работают с текстом
учебника, выписывают в
тетрадь новыеоткрытия.
Просматривают
презентацию по
теме, записывают в
тетрадь новыеслова.
Работают с настенной
картой, с «Лентой
времени», пишут рассказ
«Моя мечта о
будущем».
Выполняют задания на
стр.203 по теме «Человек
и общество».
Выполняют работу на
рабочих листах для
каждого учащегося

деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения
государства. Аппарат власти.
Право, суд, армия. Гражданин.
Виды государств: монархия,
диктатура, демократическая
республика. Политика
государства, гражданские
свободы, государственные
законы.
Экономика как показатель
развития общества и государства.
История денег, торговли.
Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения
войн. Исторические уроки войн.

2аттестация.
аттестация.
1
Выполняют тестирование
рабочих листах.
1
Выполняют работу над
ошибками.
Выполняют работу на
3
рабочих листах для
каждого учащегося,
проверяют в парах.
Разгадывают кроссворды,
участвуют в играх.

на


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».