Рабочая программа ВД Программа Школьный театр 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школьный театр»
(художественно –эстетическая творческая деятельность)
(приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ на 20232027 гг.)

Уровень обучения (класс)

1-4

начальное общее образование

Учитель: Карнаухова Ирина Николавена, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2027 гг.

Планируемые результаты освоения курса
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия.
Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты освоения
курса
•

стремление преодолевать возникающие затруднения;

•

готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников,

стремление к адекватной самооценке;
•

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение

к сверстникам, бесконфликтное поведение;
•

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе

опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
•

осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для

личного развития.
•

понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и

речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать
конфликты в общении;
•

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в

природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
•

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
•

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

•

осуществлять

контроль,

коррекцию

и

оценку

результатов

своей

деятельности;
•

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

•

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
•

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре

видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
•

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

•

проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении

по ролям, инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;
•

работать в группе, учитывать мнения партнёров;

•

обращаться за помощью;

•

формулировать свои затруднения;

•

предлагать помощь и сотрудничество;

•

слушать собеседника;

•

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности, приходить к общему решению;
•

осуществлять взаимный контроль;

•

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные
Учащиеся будут знать
•

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

•

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,

трагедия; и т.д.);
•

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

•

наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся будут уметь
•

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

•

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом

на заданную тему;
•

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных

•

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

•

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

•

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и

позах;

расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
•
героями.

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными

Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты
работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний).
Знаком с правилами поведения в театре и поло-ролевым этикетом (в процессе
посещения спектаклей в профессиональных театрах), нормами трудовой этики (во время
репетиций), с образцами социально- приемлемого или не приемлемого поведения (через
разбор содержания готовящегося мини спектакля).
(Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.)
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности:
Получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
(Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной,
дружественной просоциальной среде).
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного

действия):

школьник

может

при-

обрести

опыт

общения

с

представителями других социальных групп, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Планируемые результаты освоения программы 1 год обучения
•

осваивают основы первичных представлений о театре и его истории,

владеют театральной терминологией;
•

приобретают первоначальное умение превращать своё поведение в

поведение другого человека, животного, предмета;
•

закрепляют навыки работы в группе, общения друг с другом, выстраивают

партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании;
•

развивают

свои

наблюдательные

и

познавательные

способности,

эмоциональность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, образное
мышление, чувство ритма;
•

овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.

2

год обучения

•

освоить теоретически и практически понимание того, что поведение,

действие – выразительный язык актера, что актер – главное чудо театра;
•

освоить

навыки

выполнения

простых

физических

действий,

сопровождаемых текстовым материалом;
•

владеть и пользоваться словесными воздействиями;

•

иметь навык импровизационного оправдания установленных мизансцен;

•

уметь вносить корректировку в своё исполнение отрывка;

•

уметь оценить работу своих товарищей, анализировать предлагаемый

материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до
слушателя; способны к состраданию, сочувствию, сопереживанию;
•

помогать в освоении элементов актерского мастерства на практике своим

одноклассникам
•
страивать

уметь работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выпартнерские

отношения,

основанные

на

взаимном

уважении

и

взаимопонимании.
3-4 год обучения
•

основные виды и жанры театрального искусства;

•

выдающихся актеров театра;

•

основные законы сцены; уметь:

•

анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь

донести свои идеи и ощущения до слушателя;
•

вносить корректировки в исполнение своей роли от мини- спектакля к мини-

спектаклю;
•

работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать

партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании.
•

сострадать, сочувствовать, сопереживать;

•

в случае надобности помочь партнёру, удерживая свою задачу;

•

применять полученные знания в создании характера сценического образа;

•

стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению

своего культурного кругозора;
•

активно участвовать в репетиционной работе с поиском средств реализации

заданного характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств.

Основные разделы программы
Роль театра в искусстве.
Театрально-исполнительская деятельность. Занятие сценическим искусством.
Просмотр профессионального спектакля. Постановка мини-спектаклей.
Итоговое занятие.
Занятия техникой и культурой речи проводятся на каждом занятии не зависимо от
темы занятия.

Содержание учебного предмета, курса
1 раздел. «Роль театра в культуре».
В этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства в
разных странах. Знакомятся с жанрами театрального искусства.
Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомятся с создателями
спектакля: писатель, поэт, драматург, а также со всеми, кто готовит спектакль: режиссер,
актер, художник, костюмер, реквизитор и др.
2 раздел. Театрально-исполнительская деятельность.
Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства,
способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит
общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся
свободу и выразительность движений.
Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них
внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка
ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту
реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с
действиями партнёра.
Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к
художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в
школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу,
подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить
действия других и сравнить со своими собственными.
В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно
происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы
для этого должны быть понятны и доступны детям.
3 раздел. Занятия сценическим искусством.

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
воспитывать нравственно-эстетические качества.
Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё
является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта
сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде
игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую
воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и
предоставлять

ему

как

можно

больше

самостоятельности,

активизируя

работу

воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.
Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со
сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов.
Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего
я это делаю?
4 раздел. Культура и техника речи.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям
правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться
точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение,
диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять
то, о чём говорится, расширять словарный запас.
Дети должны понимать, что театральная речь и не только театральная должна быть
чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по
театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать
другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются
все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном
звучания, силой голоса, темпом речи и т.д.

Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных
актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный
отрезок.
5 раздел. Просмотр профессионального театрального спектакля Посещение театра
,беседа после просмотра спектакля
6 раздел. Работа над мини спектаклем (пьесой, сказкой).
Это самое увлекательное занятие – создание спектакля. Процесс постановки
спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не
очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.
Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально
насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая
материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в
то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.

Тематическое планирование
1 класс
№

Тема занятия

п/п

Количество часов

Количество часов
Теория

Практика

1

Роль театра в культуре. (2ч.)

1

1

2

Театрально – исполнительская деятельность.
(10 ч.)

2

8

3

Занятия сценическим искусством. (11 ч.)

4

Просмотр профессионального театрального
спектакля.(2 ч.)

5

Работа над серией мини-спектаклей. (7 ч.)

6

Итоговое занятие. (1 ч.)

1

Итого (33 ч.)

5

11

1

1

7

28

Характеристика деятельности обучающихся

Знакомство детей с театром. История театра. Отличие театра
от других видов искусства. Опрос учащихся «Что я знаю о
театре?». Познакомить с понятием «театр». Опрос – игра
«Твой любимый театр».
На практических занятиях выполняются упражнения,
направленные на развитие чувства ритма. Выполнение
упражнений, в основе которых содержатся абстрактные
образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с
терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция,
интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные
русские народные сказки «Теремок», «Колобок».
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в
предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в
полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр Дж. Родари.
Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении
декораций и костюмов.
Коллективно под руководством педагога посещают театр.
Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся
впечатлениями, полученными во время посещения спектакля,
выполняют зарисовки увиденного.
Участвуют в распределении ролей. Осваивают пространство.
Учатся размещаться в пространстве сцены. Узнают о
мизансценах. Пробуют себя в роли другого человека.
Осознают себя в новой социальной роли.
Подведение итогов.

Тематическое планирование
2 класс
№

Тема занятия

п/п

Количество часов

Количество часов
Теория

Практика

1

Роль театра в культуре. (2ч.)

1

1

2

Театрально – исполнительскаядеятельность.
(8 ч.)

3

5

3

Занятия сценическим искусством. (10 ч.)

2

8

4

Просмотр профессионального театрального
спектакля.(11 ч.)

1

10

5

Работа над серией мини-спектаклей. (2 ч.)

1

1

6

Итоговое занятие. (1 ч.)

1

Итого (34 ч.)

9

Элементы содержания

Повторить понятие «театр». История возникновения театра.
Театр «Петрушки», лубочный театр. Просмотр презентаций
«История театра».
На практических занятиях с помощью слов, мимики и
жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются
за
помощью.
Игры
«Маски»,
«Иностранец»,
«Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На
практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях.
Обсуждают различные ситуации.
Участники приобретают навыки, необходимые для верного
сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки
выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»,
«Мультяшки-анимашки»).
Участвуют в распределении ролей. Работает с пальчиковыми
куклами. Осваивают пространство. Учатся размещаться в
пространстве сцены. Узнают о мизансценах. Пробуют себя в
роли другого человека. Осознает себя в новой социальной
роли.
Просмотр спектакля. Обсуждение спектакля.
Подведение итогов.

25

Тематическое планирование
3 класс
№

Тема занятия

п/п

Количество часов

Количество часов
Теория

Элементы содержания

Практика

1

Роль театра в культуре. (1 ч.)

1

2

Театрально – исполнительскаядеятельность.
(10 ч.)

3

7

3

Занятия сценическим искусством. (10 ч.)

3

7

4

Просмотр профессионального театрального
спектакля.(15 ч.)

5

10

Итого (34 ч.)

12

22

Участники знакомятся с древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе
дискуссии делятся своим жизненным опытом.
На практических занятиях рассматриваются приемы
релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия
мышечных зажимов.
Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное,
я – фантастическое животное, внешняя характерность.
Участвует в распределении ролей. Осваивают пространство.
Учатся размещаться в пространстве сцены. Узнают о мизансценах. Пробуют себя в роли другого человека. Осознают
себя в новой социальной роли.

Тематическое планирование
4 класс
№

Тема занятия

п/п

Количество часов

Количество часов
Теория

Практика

1

Роль театра в культуре. (4ч.)

2

2

2

Театрально – исполнительскаядеятельность.
(11 ч.)

2

9

3

Занятия сценическим искусством. (6 ч.)

3

3

4

Работа и показ мини-спектаклей. (16 ч.)

1

15

Итого (34 ч.)

8

26

Элементы содержания

Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель,
поэт, драматург. Театральными жанрами.
Упражнения для развития хорошей дикции, интонации,
темпа речи. Диалог, монолог. Этюды.
Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как
основное выразительноесредство. Знакомство с кукламимарионетками, надувными игрушки, механическими
куклами. Жест, маска в пантомимном действии.
Участвуют в распределении ролей. Работают с пальчиковыми
куклами. Осваивают пространство сцены. Учатся размещаться
в пространстве сцены. Узнают о мизан-сценах. Пробуют себя
в роли другого человека. Осознают себя в новой социальной
роли.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».