Рабочая программа ВД Акварелька 1-4 кл

2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АКВАРЕЛЬКА»
(художественно –эстетическая творческая деятельность)
(приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023-2027 гг.)

Уровень обучения (класс) 1-4 начальное общее образование
Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2027 гг.

3
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих
умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и
ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с
позиции
общечеловеческих
нравственных
ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате
созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) ;
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
·
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих
знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:

4
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно,
цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф,
мозаика.
Уметь реализовывать
замысел
образа
с
помощью
полученных
на
уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся
научаться:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного
искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать
художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист
бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и
сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более
близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных
и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать
художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь
ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и
переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
3 классы
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с
помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого
сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные
отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного
предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на
темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции,
штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи
действительности
4классы
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности
композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

5
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ .
Для оценки эффективности занятийможно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты; косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
Содержание учебного курса
1 класс
«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы.
(Введение в образовательную программу.)
«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета.
Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга.
«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в
разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно
в зверушку.
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма:
примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с
использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета
изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о
передаче чувств через иллюстративный материал.
«Плывёт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения чере
иллюстрации.
« Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно , линия, точка.
«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота
фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма:
смешение цвета с белилами.
« Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и цвета
изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению.
«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные
свойства гуаши.
«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
«К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в
одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.
«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная
композиция.
« Зимние гости». Рисование по представлению снегиря.
«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре
дома – линия зигзаг.
«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая
работа. Свободный выбор материала.
«Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы. Беседа по
иллюстрациям на данную тему.
«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление
навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного
материала.
«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета.

6
Рисуем и играем.( Медведь, слон)
«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций
по иконописи.
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие
«стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев
2-3 класс.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.
Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль».
Тоновая растяжка.
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной
среды. Карандаш, бумага.
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций.
Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные
свойства карандаша.
Линия, штрих, тон, точка.
Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма.
Гуашь.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция
человеческого тела.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о
жанре живописи. Иллюстративный материал.
«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция
человеческой фигуры.
Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с
графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного
характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
«Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая»
линия – тушь, перо.
Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в
пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет
как выразитель настроения.
«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного
материала.
Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
Зарисовки на природе.
4 класс
Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест
о лете». Фломастеры.

« Впечатление

7
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному».
Воздушная перспектива.
Форма, структура.
Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика.
Группировка элементов. Акварель.
Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой.
Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.
Гуашь, акварель.
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального
состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная,
заострённые палочки.
«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
« Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые
отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному
материалу, натуральный материал.
« Скакучая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
«Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая
работа по предварительным рисункам.
Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.

Тематический план 1 класс
Тема

№
заня
тия
1.
«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной
работы. (Введение в образовательную программу.)
2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.
9.

«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные
цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга.
«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования
кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом
«размыть пятно».
«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить
пятно в зверушку.
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка
приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на
тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество
великих художников.
«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета
изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
«Плывёт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения чере
иллюстрации.
« Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно , линия, точка.

Количест
во часов
1

1
1

1
1

1
1
1
1

10.
11.

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота
фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма:

1

8

12.
13.
14.

смешение цвета с белилами.
« Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и цвета
изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению.
«Зимний
лес».
Характер
деревьев.
Ограниченная
палитра.
Изобразительные свойства гуаши.
«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

1
1
1
1

15
16.
17.

«К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура
человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.
«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная
композиция.
« Зимние гости». Рисование по представлению снегиря.

1
1
1

25.

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в
декоре дома – линия зигзаг.
«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая
работа. Свободный выбор материала.
«Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы.
Беседа по иллюстрациям на данную тему.
«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии.
Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом
иллюстративного и природного материала.
«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии.
Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом
иллюстративного и природного материала.
«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные
цвета. Рисуем и играем.( Медведь, слон)
«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные
цвета. Рисуем и играем.( Медведь, слон)
«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

26

Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка

27.

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ,
иллюстраций по иконописи.
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

18
19.
20.
21.

22.

23.
24.

1
1
1
1

1

1
1
1
1

28.
29.
30.

1
1
1
1

31.

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
1

32.

33.

№

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративнообобщенные.
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных
кружковцев
Всего часов:

Тематический план 2 класс
Тема

1

1
33

Количеств

9
о часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15

№
1.

2.

3
4.

5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты,
зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель –
«гризайль». Тоновая растяжка.
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация
пространственной среды. Карандаш, бумага.
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу
ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций.
Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий.
Изобразительные свойства карандаша.
Линия, штрих, тон, точка.
Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства
гуаши.
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная
цветовая гамма. Гуашь.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь.
Пропорция человеческого тела.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте,
как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении.
Пропорция человеческой фигуры.
Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для
исполнения.
Выставка работ.
Всего часов
Тематический план 3 класс
Тема
Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.
Знакомство с планом работы с графическими материалами и
приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на
выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,
исчезающие.
«Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в
качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.
Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений,
положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая .
собственная.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями,
штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с
использованием иллюстративного материала.
Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение
главного.
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики.
Шрифт. Творческая работа.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и

1
2
4
2
2
2
2

2
2
3
3
3
3
2
1
34

Количеств
о часов
2

3

4
4

3
4
3
4
4

10

10

материалов.
Зарисовки на природе.
Всего часов

3
34

Тематический план 4 класс
№
1.
2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

Тема
Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.
Рисунок – тест
« Впечатление о лете». Фломастеры.
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к
частному». Воздушная перспектива.
Форма, структура.
Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения,
пластика. Группировка элементов. Акварель.
Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой
палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.
Гуашь, акварель.
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения
эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных
стихотворений, личный опыт.
Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель,
тушь чёрная, заострённые палочки.
«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
« Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств.
Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий.
Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
« Скакучая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия
красоты. Гуашь.
«Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры.
Творческая работа по предварительным рисункам.
Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.
Выставки
Всего часов:

Количеств
о часов
2
1

3
2
2

2

2
4
5

5
3
1
2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».