Рабочая программа Индивидуальный проект 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от 31 августа 2023 г.
________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
((приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУТыгишской СОШ 2023-2025гг)

Уровень обучения (класс) 10-11 среднее общее образование
Количество часов 68 часов
Уровень базовый
Составитель:
Паластрова Татьяна Сергеевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2022-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу для разработки настоящей рабочей программы по
учебному предмету «Индивидуальная проектная деятельность» для 10-11 классов составляют следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ;
2. ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
31.12.2015 года № 1577);
3. Приказ № 345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019г №632 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего,
основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 №345;
5. Авторская программы курса «Индивидуальный проект». 10-11 классы. Д.А. Логинов, 2018.
Цели и задачи учебного курса
Цель программы: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи:

реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение
навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя, по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов,
курсов в любой избранной области деятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение двух лет в рамках
учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя дополнительного образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностнозначимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования,
2

выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Место и роль учебного курса «индивидуальная проектная деятельность»
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания
на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в
их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса.
Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством
взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов,
идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме.
Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть
свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою
работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно
также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения,
а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться
научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Для этого также
должны выделяться специальные часы, а проведённая работа – учитываться и оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения
проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого
необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:

что будет предметом доклада или сообщения участников события;

каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;

какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка
шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;

кто является регулятором дискуссии - педагог, ведущий (регулирующий)
этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содер3

жательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное
продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с
разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные
и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы - студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать,
что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С
одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях ученика, а с другой - непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, для того,
чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение
ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в
задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальная проектная
деятельность», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную
работу.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола,
где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут
быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят
цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу,
ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
и учебно-исследовательской деятельности являются:

социальное;

бизнес-проектирование;

исследовательское;

инженерное;

информационное.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно
выделить следующие:

макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

постеры, презентации;

альбомы, буклеты, брошюры, книги;

реконструкции событий;

эссе, рассказы, стихи, рисунки;

результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

документальные фильмы, мультфильмы;
4


выставки, игры, тематические вечера, концерты;

сценарии мероприятий;

веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:

рефератов;

статей, обзоров;

отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным
предметным областям;

моделей, образцов.
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

конференций,

семинаров

круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
1)
консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.);
2)
мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
3)
провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации);
4)
наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать
во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
5)
координирует работу обучающихся.
Роль ученика
1)
выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
2)
имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели;
3)
имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме);
4)
повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;
5)
самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов;
6)
возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности
Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Планирование учебного проекта. Проектная и
исследовательская деятельность. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Методы эмпирического и теоретического исследования. Практическое занятие: актуальность исследования,
новизна работы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза
5

исследования, методы исследования.
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Информационные ресурсы на электронных носителях. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Лучевые схемы-пауки и каузальные
цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.
11 класс
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.
Модуль 3. Коммуникативные навыки
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Практическое занятие. Дискуссия. Практическое занятие. Дебаты. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Практическое занятие. Публичное выступление.
Модуль 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Предзащита исследовательских проектов. Анализ рекомендаций предзащиты исследовательских проектов. Корректировка исследовательских проектов с учётом рекомендаций. Итоговый вариант: печать и оформление. Представление результатов учебноисследовательской работы. Оценка учебно-исследовательской работ. Распространение
опыта исследовательских проектов как вида учебной деятельности старшеклассников
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Индивидуальная проектная деятельность» должны отражать:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,
что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на
вопрос);

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Индивидуальная проектная деятельность» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре6

менных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта
из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического
и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации.
Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;10

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Индивидуальная проектная деятельность» дают возможность научиться:

формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;

планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;

реализовывать запланированные действия для достижения поставленных
целей и задач;
7


оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;

осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью
и задачами и конечным результатом;

использовать технологию учебного проектирования для решения личных
целей и задач образования;

навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);

осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (34 часа)
№
п/п

Кол-во
часов

1

1

2

1

3-4

2

5-6

2

7

1

8

1

Тема

Элемент содержания

Введение. Понятие «индивидуаль- Проект
как
вид
учебноный проект»
познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект.
Теоретические основы учебного Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект.
проектирования
Практический проект. Управление
проектами.
Современный проект учащегося –
дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновреУчебный проект: требования к
менно формирования определенструктуре и содержанию
ных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение
целей и темы проекта.
Анализ проблемы. Определение
источников информации. Определение способов сбора и анализа
информации. Постановка задач и
выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата.
Планирование учебного проекта
Сбор и уточнение информации,
обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального
варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты,
опросы, наблюдения.
Проектная деятельность
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства
Исследовательская деятельность
и отличия проекта и исследования.
8

2

Основные
понятия
учебноисследовательской деятельности

11

1

Методологические атрибуты
исследовательской деятельности.
Построение гипотезы исследования

12

1

Предмет и объект исследования

13

1

Методы эмпирического исследований

14

1

Методы теоретического исследований

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

Практическое занятие: методы исследования

21

1

Работа с информационными источниками

22

1

Поиск и систематизация информации

2324

2

Информационные ресурсы на бумажных носителях

910

Практическое занятие: актуальность исследования
Практическое занятие: новизна работы
Практическое занятие: цель и задачи исследования
Практическое занятие: объект и
предмет исследования
Практическое занятие: гипотеза исследования

9

Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные
теории.
Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи
исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование); методы теоретического исследования
(восхождение от абстрактного к
конкретному).
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и
проблемы проекта, исследования.
Проектный замысел. Критерии
безотметочной
самооценки
и
оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов
и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской
работы. Представление структуры
индивидуального проекта (учебного исследования), графика выполнения этапов написания работы.
Информационная культура. Виды
информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Работа над содержанием проекта
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды перера-

2526

2

Информационные ресурсы на электронных носителях

2728

2

Сетевые носители – источник информационных ресурсов

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Диаграммы и графики. Графы.
Сравнительные таблицы. Опорные
конспекты
Лучевые схемы-пауки и каузальные
цепи. Интеллект-карты.
Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг
Требования к оформлению проектной работы

ботки чужого текста. Понятия:
конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Работа над содержанием проекта
Применение
информационных
технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и
формы представления данных.
Компьютерная обработка данных
исследования. Работа над содержанием проекта
Работа в сети Интернет. Сопровождение проекта (исследования)
через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация
в работе над проектом. Работа над
содержанием проекта
Теоретические аспекты исследовательских и проектных работ
Теоретические аспекты исследовательских и проектных работ

Теоретические аспекты исследовательских и проектных работ
Теоретические аспекты исследовательских и проектных работ
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированТребования к оформлению иссле- ных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систедовательской работы
матизация материалов.
11 КЛАСС (34 часа)

№
п/п

Кол-во
часов

1-4

4

5-8

4

9

1

10

1

11

1

Тема урока

Элементы содержания

Практическое занятие (тренинг) по
применению технологий визуализации и систематизации текстовой
информации
Практическое занятие. Оформление
проектной (исследовательской) работы обучающегося
Коммуникативная
деятельность.
Диалог.

Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты; оформление всех
структурных элементов работы,
первичная проверка на антиплагиат

Коммуникации. Коммуникации в
профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принциКоммуникативная
деятельность.
пы делового общения. Вербальное
Монолог
и невербальное общение.
Стратегии группового взаимодей- Групповое общение как деловое
10

ствия. Аргументация.
12
1314
1516

1

Спор. Дискуссия

2

Практическое занятие. Дискуссия

2

Практическое занятие. Дебаты

1719

3

Публичное выступление: от подготовки до реализации

2022

3

Практическое занятие. Публичное
выступление

2324

2

Предзащита исследовательских
проектов

2526

2

Анализ рекомендаций предзащиты
исследовательских проектов

2728

2

Корректировка исследовательских
проектов с учётом рекомендаций

29

1

Итоговый вариант: печать и оформление

3031

2

Представление результатов учебноисследовательской работы

32

1

Оценка
работы

3334

2

Распространение опыта исследовательских проектов как вида учебной
деятельности старшеклассников

учебно-исследовательской

11

взаимодействие. Ориентация на
участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора.
Дискуссия: виды и технологии.
Участие в дискуссии
Участие в дебатах
Этапы подготовки выступления.
Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных
средств. Анализ выступления.
Подготовка к предзащите результатов проектной деятельности, исследований.
Предзащита результатов проектной деятельности, исследований.
Подготовка к защите результатов
проектной деятельности, исследований.
Подготовка к защите результатов
проектной деятельности, исследований.
Подготовка бумажного варианта
исследовательских проектов
Анализ информации, выполнение
проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм
представления результатов. Обоснование процесса проектирования.
Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
Рефлексия проектной деятельности, исследований. Заполнение
листа самоооценки
Написание тезисов для научного
журнала школы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».