Рабочая программа ВД «Разговоры о важном» для 10–11-х классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»

(Коммуникативная деятельность)
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.)

Уровень обучения (класс) 10-11 среднее полное образование
Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, I квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
 приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности

в

физическом

оздоровительной

самосовершенствовании,

деятельностью,

неприятие

вредных

занятиях

спортивно-

привычек:

курения,

употребления алкоголя, наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;

использовать

все

возможные

ресурсы

для

достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные

стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные

результаты

освоения

программы

среднего

общего

образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского

литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение
навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных
жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой; сформированность представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка и умение; умение выделять общее и различное в
культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность
умения использовать иностранный язык как средство для получения информации
из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической
науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний
об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и
особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений
применять исторические знания в профессиональной и общественной
деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах

развития

мирового

сообщества

в

глобальном

мире;

сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность
навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке,
ее участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим
мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем; сформированность системы
комплексных

социально

ориентированных

географических

знаний

о

закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике

и

территориальных

особенностях

процессов,

протекающих

в

географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за
отдельными

географическими

объектами,

процессами

и

явлениями,

их

изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение
умениями

использовать

карты

разного

содержания

для

выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации; владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее
условий; сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в
жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание

значения

этических

норм

и

нравственных

ценностей

в

экономической

деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного
отношения к чужой собственности; владение навыками поиска актуальной
экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение
различать

факты,

аргументы

и

оценочные

суждения;

анализировать,

преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и
роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в
текущих экономических событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его
функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках
и нормах права, законности, правоотношениях; сформированность представлений
о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение
знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность

умений

применять

правовые

знания

для

оценивания

конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска
правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; сформированность базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ
правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о
живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; сформированность собственной позиции по отношению к
биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
Естествознание:

сформированность

представлений

о

целостной

современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной
системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственновременных масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных
открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию
представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность
умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности,
бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также
выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о
научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и
микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучного
знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной
системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;

сформированность

представлений

о

значении

астрономии

в

практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и
природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";
сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение
умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с
выполнением типичных социальных ролей; владение знаниями экологических
императивов,

гражданских

прав

и

обязанностей

в

области

энерго-

и

ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих

действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению
проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической

безопасностью

окружающей

среды,

здоровьем

людей

и

повышением их экологической культуры.
Основы

безопасности

жизнедеятельности:

сформированность

представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре
экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной
позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное
влияние человеческого фактора; знание основ государственной системы,
российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также
асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе
жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности,

которые

предоставляют

проекты

общества

«Знание»

для

обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –
чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,

страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране,
наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный
коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития
каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем
обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой
составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья,
конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как
наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как
смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститься
до «травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического

искусства,

которое

имеет

свой

«золотой

фонд»,

признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные
ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что
объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только
основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду
с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать,
приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь
Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными,
физическими

и

моральным

настоящего мужчины.

качествами,

являются

достойным

примером

Единство нации – основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех
народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,
как границы государства, это основа и залог существования современной страны.
Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для
будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.
Технологический

суверенитет

решает

задачи

обеспечения

безопасности,

получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности.
Логика

развития

экономики

предполагает

защиту

и

формирование

высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к
технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые
создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.
Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные
многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья,
дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей
Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не
просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство

в

России.

Особенности

волонтерской

деятельности.

Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно
помогали

друг

другу,

оказывали

всестороннюю

поддержку.

Даша

Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные
новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних

праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы
передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и
букварем.

«Азбука»,

напечатанная

Иваном

Федоровым:

«Ради

скорого

младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге
начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в
том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для
граждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской
Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда.
Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой
Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими
обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств?
Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие
традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных
государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические
достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика,
специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в
мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали,
изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:
кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790—
1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в

жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?
Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью
и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно,
чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка
профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют
подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых
российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны
стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое
здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического потенциала
и социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка,
цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?

Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее
создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад
А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка.

Тематическое планирование
10–11 классы (1 час в неделю)
Тема
День знаний

Там, где Россия

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

Избирательная
система России (30

Основное содержание
Знакомство с
проектами
Российского общества «Знание».
Возможности,
которые
предоставляют проекты
общества
«Знание»
для
обучающихся
различных
возрастов.
Родина — не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы
можем гордиться?
Зоя Космодемьянская – её
подвиг бессмертен, её имя стало
символом мужества и стойкости,
а жизнь служит примером
беззаветной
преданности
Отечеству, истиной любви к
своей Родине.
Право избирать и быть
избранным
гарантировано

Характеристика деятельности обучающихся
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о
необходимости знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера,
которые присущи людям с активной жизненной позицией, о
мечтах и о том, как можно их достигнуть.

Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика
о России.
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о
жизни и подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности
героя. Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих
поколений. В защиту всего, что любила эта молодая девушка.
Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении
памятников героям.
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об
истории Центральной избирательной комиссии.

лет ЦИК)

День учителя
(советники по
воспитанию)

О взаимоотношениях
в коллективе
(Всемирный день
психического

Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину
нашей страны.
Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является
одной из главных ценностей, а
проявление
гражданской
позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона,
страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя.
Советник по воспитанию –
проводник в мир возможностей,
которые создало государство для
каждого ребенка в стране,
наставник и «старший товарищ»,
помогающий как объединить
школьный коллектив в дружную
команду, так и выстроить
личную траекторию развития
каждому ребенку.
В условиях информационных
перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической
нестабильности, стрессы стали

Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием
и выборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная
система в России».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть
современный Учитель? (создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если
бы я был учителем, какими качествами обладал…, как
относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал для проведения
уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?»

Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и
психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья
и здорового образа жизни.

здоровья,
профилактика
буллинга)

По ту сторону экрана.
115 лет кино в России

неотъемлемой
составляющей
жизни человека. Они приводят к
депрессивному
состоянию,
которое, в свою очередь, может
привести
к
проблемам
физического
здоровья,
конфликтам
с
близкими,
неуверенности, озлобленности.
Знания о том, как наладить
отношения
в
коллективе,
сохранить свое психическое
здоровье, как смотреть на мир
позитивно, как не стать жертвой
«травли», и самому не
опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
Развитие отечественного кино
отражает не только основные
вехи развития страны, но и
моделирует образ ее будущего.
Кино, наряду с литературой и
театром, позволяет человеку
увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с
поступками
героев,

Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов,
обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде,
который он причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники
участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе
которого школьники составляют список лайфхаков класса о
том, как подростку справляться со стрессами, излишним
давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники
обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором
им было бы комфортно находиться.

Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и
кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового
кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров

День спецназа

День народного
единства

анализировать и рефлексировать,
приобретать
новые
знания,
знакомиться с миром профессий,
с
творчеством
талантливых
людей, с историей и культурой
страны.
Подразделения специального
назначения (спецназ) в России
имеют особую значимость, они
олицетворяют
служение
Отечеству, мужество и силу
духа,
беспримерное
самопожертвование, готовность
мгновенно прийти на помощь
Родине.
Военнослужащие
спецназа обладают особыми
профессиональными,
физическими
и
моральным
качествами, являются достойным
примером настоящего
мужчины.
Смутное время в истории
нашей страны. Самозванцы —
одна из причин продолжавшейся
Смуты. Ополчение во главе с

немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного
фильма о классе, сделанного руками школьников.

Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о
видах подразделений специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания «Что
важнее для
спецназовца – ум или сила?»

Участие во вступительной беседе о появлении праздника
День народного единства.
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного
времени.

князем Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой
Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет /
цифровая экономика /
новые профессии

Технологический суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности,
получения
энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика
развития
экономики предполагает защиту
и
формирование
высокотехнологичных отраслей
с
высокой
долей
интеллектуальных
вложений.
Развитие цифровой экономики
предполагает
выстраивание
системы
экономических,
социальных
и
культурных
отношений,
основанных
на
использовании
цифровых

Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем
вы бы увидели причины появления народных ополчений?
Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года
воины народного ополчения продемонстрировали образец
героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от
происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют,
что им надо объединяться?
Беседа
о
сущности
понятий
«суверенитет»,
«технологический суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших
в современную жизнь многих россиян, в экономику,
образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой
школьники высказывают свои мнения о возможностях и рисках,
которые появляются в связи с проникновением искусственного
интеллекта во многие сферы не только экономики, но и
культуры, образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой
школьники знакомятся с новыми понятиями в области
цифровых технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу профессий будущего,
в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями профессиональной деятельности, которые
охватывают 50 перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит

О взаимоотношениях
в семье (День матери)

Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)

Мы вместе

информационнокоммуникационных технологий.
Появление новых профессий
связано
с
цифровизацией
экономики, движением
к
технологическому суверенитету.
Мама — важный человек в
жизни каждого. Материнская
любовь
—
простая
и
безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

Что для каждого человека
означает слово «Родина»? Это
родители, семья, дом, друзья,
родной город, регион, вся наша
страна и народ. Чувство любви к
своей Родине человек несет в
себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не
просто территория, это, прежде
всего то, что мы любим и готовы
защищать.
История создания Красного

школьников завершить некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии –
это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь
просто невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня
спросят, готов ли я учится всю свою
жизнь, то я отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Первое,
что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …»
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания
мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал
гордость при виде государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что означают элементы герба,
флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории
России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в этом помогает?

Знакомство школьников с информацией о создании в

Креста.
Особенности
волонтерской
деятельности.
Волонтёрство в России

Главный закон
страны

Значение Конституции для
граждан страны. Знание прав и
выполнение
обязанностей.
Ответственность
—
это
осознанное поведение

Герои нашего
времени

Россия
—
страна
с
героическим
прошлым.
Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?

Новогодние семейные
традиции разных
народов России

Новый год — праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние приметы.

Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание
именно этой организации можно считать началом
волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей
волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Участие во вступительной беседе о значении слова
«конституция» и о жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение
прав или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей
страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме
тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией,
которая объединяет народы нашей страны».

Различные традиции встречи
Нового года у разных народов
России.
От А до Я.
450 лет "Азбуке"
Ивана Фёдорова

Налоговая
грамотность

Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Способы
передачи
информации
до
появления
письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная
Иваном
Федоровым:
«Ради
скорого
младенческого научения».
Современный человек должен
обладать функциональной
грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают
налоги? Что они обеспечивают
для граждан? Выплата налогов –
обязанность каждого гражданина
Российской Федерации.
Голод,
морозы,
бомбардировки
—
тяготы
блокадного
Ленинграда.
Блокадныйпаек. Способы
выживания ленинградцев.
О провале планов немецких

Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о
материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.
Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос
«Интересные факты об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем
особенности».
Интерактивные задания, связанные с содержанием
«Азбуки».
Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».
Беседа «Права и обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».

Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде
Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер
хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют
дорогой жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от
фашистской блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»

войск. О героизме советских
воинов,
освободивших город на Неве.
Союзники России

190 лет со дня
рождения Д.
Менделеева.
День российской
науки

Кто такой союзник? Какие
обязанности
он
на
себя
принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение
союзного
договора
для
государств? Союзники России –
государства, которые разделяют
и поддерживают наши общие
традиционные
ценности,
уважают культуру, стремятся к
укреплению союзных государств
и поддерживают их.
Цивилизация без научных
достижений.
Научные
и
технические
достижения
в
нашей стране. Вклад российских
ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения
науки
в
повседневной жизни. Плюсы и

Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном
городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие
традиционные ценности разделяют
союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия
делает для союзников?

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы
жизнь человека без научных достижений.
Участие в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не
только химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования
достижений науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и

День
первооткрывателя

День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения Федора
Ушакова

минусы научно- технического
прогресса
Россия является не только
самой большой страной в мире,
которую за ее продолжительную
историю
шаг
за
шагом
исследовали, изучали, открывали
русские
землепроходцы.
Удивительные уголки нашей
страны сегодня может открыть
для себя любой школьник.

День защитника Отечества:
исторические
традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле.
280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца,
командующего
Черноморским

минусы научно-технического прогресса»
Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов;
за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе.
Просмотр
и
обсуждение
видеоролика
Русского
географического общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об
уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой
они продолжают предложения, начало которых произносит
педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в
социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то
я назвал бы его …»;
«Каждый может стать первооткрывателем, потому что …».
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии
военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России выражают свою

Как найти свое место
в обществе

Всемирный
фестиваль молодежи

флотом
(1790—1798);
командующего русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море
(1798—1800), адмирала (1799)
Ф.Ф. Ушакова.
Что нужно для того, чтобы
найти друзей и самому быть
хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что нужно
для
того,
чтобы
создать
хорошую семью и самому быть
хорошим
семьянином.
Поддержка семьи в России. Что
нужно, чтобы найти свое
призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения школьников в
России.
Всемирный
фестиваль
молодежи – 2024. Сириус –
федеральная
площадка
фестиваля. Исторические факты
появления всемирного фестиваля

благодарность защитникам Отечества

Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной
самореализации человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.
Выступление федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах общественной
жизни). Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой
школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших
друзей,
как
найти
спутника/спутницу
жизни,
чем
руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую
жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой
выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение
готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать
языки», «умение шутить» и т.д.
Групповая работа по созданию кластера «Всемирный
фестиваль молодежи».
Историческая
справка
об
истории
возникновения
Всемирного фестиваля молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».

«Первым делом
самолеты».
О гражданской
авиации

Крым. Путь домой

молодежи
и
студентов.
Фестивали, которые проходили в
нашей стране.
Легендарная история развития
российской
гражданской
авиации.
Героизм
конструкторов, инженеров и
летчиков-испытателей первых
российских самолетов. Мировые
рекорды российских летчиков.
Современное авиастроение.
Профессии,
связанные
с
авиацией.

Красивейший полуостров с
богатой
историей.
История
Крымского
полуострова.

Дискуссия «Всемирный
подробностях».

фестиваль молодежи –

2024 в

Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел
подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека «обрести крылья».
Видеоролик об истории российской авиации, от первого
полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном
самолете «Русский витязь» до современных авиалайнеров
"Суперджет", МС-21, Ил-114- 300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой
школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого
школьники выполняют некоторые упражнения и задания
(например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам
при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже
нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о том, как может
реализоваться мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком.
Участие в беседе о географическом положении Крыма с
использованием карты.
Самостоятельная работа по изучению информации по

Значение
Крыма.
Достопримечательности Крыма

Россия - здоровая
держава

Цирк! Цирк! Цирк!
(К Международному
дню цирка)

Здоровый образ жизни –
приоритетное направление в
большинстве государств мира.
Основные
составляющие
здоровья.
Современные
проекты,
связанные со здоровьем.
Цирк как фантазийное и
сказочное искусство. Цирк в
России,
История
цирка,
цирковые династии России.
Знаменитые
на
весь
мир
российские
силачи,
дрессировщики,
акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.

истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних
времен привлекало разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в
Крыму
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату,
пирсинге, энергетиках и т.д.).

Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с
первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в
1877 году.
Беседа о современном цирке, причинах его популярности у
детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании,
эксцентрике,
иллюзионизме,
пантомиме,
дрессировке
животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого
школьники разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники
знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать

«Я вижу Землю! Это
так красиво».

Главные события в истории
покорения
космоса.
Отечественные
космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту —
многолетний процесс.
Художественный
фильм
«Вызов» - героизм персонажей и
реальных людей.

215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя

Николай
Гоголь
–
признанный классик русской
литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе
близ Диканьки». Сюжеты, герои,
ситуации
из
произведений
Николая Гоголя актуальны по
сей день.

Экологичное
потребление

Экологичное потребление —
способ
позаботиться
о

оптимизм в себе и в окружающих.
Участие во вступительной беседе об основных исторических
событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах:
найти в интернете информацию о космонавте и сделать
сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина
Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм
главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе
которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации
из произведений Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой
школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.
Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам
из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу
И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об экологическом
потреблении.
Обсуждение
экологических
проблем,

Труд крут

Урок памяти

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

сохранности
планеты.
Экологические проблемы как
следствия
безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не
так сложно
История Праздника труда.
Труд — это право или
обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно
важные навыки
История появления праздника
День
Победы.
Поисковое
движение
России.
Могила
Неизвестного
Солдата.
Семейные
традиции
празднования
Дня
Победы.
Бессмертный полк
19 мая 1922 года — день
рождения
пионерской
организации. Цель её создания и
деятельность. Распад пионерской
организации.
Причины,
по
которым дети объединяются

существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски
решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил,
которые легко может соблюдать каждый

Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
человека?»
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными
трудовыми навыками?»
Участие во вступительной беседе об истории появления
праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет
тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков
погибших защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать
День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного
полка?
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское
общественное объединение, чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по
которым дети объединяются.

Русский язык.
Великий и могучий.
225 со дня рождения
А. С. Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество
Пушкина
объединяет поколения. Вклад А.
С. Пушкина в формирование
современного
литературного
русского языка.

Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».
Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А.
С. Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».