Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от «31»августа 2023 г. ______________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Закономерности биологии» («Ученье с увлечением!») (приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.) Уровень обучения (класс) 11 среднее общее образование Количество часов: 34 Уровень: базовый Учитель: Стрекаловских Наталья Васильевна, 1 квалификационная категория Срок реализации: 2023-2024 г.г. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Освоение курса «Закономерности биологии» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов. Предметные результаты Предметные результаты обучения биологии должны обеспечивать: • формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; • умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; • сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции; • владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; • понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов; • умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека; • умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам; • умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; • умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека; • сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков; сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе; • сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления; • умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов; • умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; • понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук; • владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности; • умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учётом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты; • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; • сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Методы биологии Методы научного познания. Устройство микроскопа. Изучение правил работы с микроскопом. Химический состав клетки Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений и животных (выявление активности каталазы). Решение задач по молекулярной биологии. Строение клеток Изучение строения растительной клетки. Изучение строения животной клетки. Изучение строения грибной клетки. Сравнение строения клеток разных царств. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Обмен веществ и превращение энергии Сравнение процессов брожения и дыхания. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза Размножение организмов Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. Митоз в корешках лука. Сравнение процессов митоза и мейоза. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. Сравнение процессов бесполого и полового размножения. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. Генетика Составление схем скрещивания. Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Решение генетических задач на неполное доминирование. Решение генетических задач на сцепленное наследование. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом. Решение генетических задач на взаимодействие генов. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Селекция Сравнительная характеристика пород (сортов). Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии Эволюция Описание вида по морфологическому критерию. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства. Экосистемы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Биосфера Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока № Количество урока часов 1 Методы научного познания. 1 2 Устройство микроскопа. Изучение правил работы с микроскопом. 1 3 Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений 1 и животных (выявление активности каталазы) 4 Решение задач по молекулярной биологии. 1 5 Изучение строения растительной клетки 1 6 Изучение строения животной клетки 1 7 Изучение строения грибной клетки 1 8 Сравнение строения клеток разных царств. 1 9 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. 1 10 Сравнение процессов брожения и дыхания 1 11 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза 1 12 Изучение хромосом на готовых микропрепаратах 1 13 Митоз в корешках лука 1 14 Сравнение процессов митоза и мейоза. 1 15 Сравнение процессов развития половых клеток у растений и 1 животных. 16 Сравнение процессов бесполого и полового размножения. 1 17 Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и 1 позвоночных животных. 18 Составление схем скрещивания. 1 19 Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное 1 скрещивание. 20 Решение генетических задач на неполное доминирование. 1 21 Решение генетических задач на сцепленное наследование. 1 22 Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом 1 23 Решение генетических задач на взаимодействие генов. 1 24 Построение вариационного ряда и вариационной кривой. 1 25 Сравнительная характеристика пород (сортов). 1 26 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых 1 исследований в биотехнологии 27 Описание вида по морфологическому критерию 1 28 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания 1 29 Выявление признаков сходства зародышей человека и других 1 млекопитающих как доказательства их родства 30 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 1 31 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях 1 (аквариум) 32 Сравнительная характеристика природных экосистем и 1 агроэкосистем своей местности 33 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в 1 окружающей среде. 34 Обобщение пройденного материала 1