Рабочая программа ВД Закономерности биологии11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Закономерности биологии»
(«Ученье с увлечением!»)
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2025 гг.)

Уровень обучения (класс) 11 среднее общее образование
Количество часов: 34 Уровень: базовый
Учитель: Стрекаловских Наталья Васильевна, 1 квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2024 г.г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Закономерности биологии» на уровне среднего общего
образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных
результатов.
Предметные результаты
Предметные результаты обучения биологии должны обеспечивать:
• формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму;
понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира;
• умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого,
называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности
организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы,
эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой;
• сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции;
• владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование
изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
• понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования
методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и
процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и
экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов;
• умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в
том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы
жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
• умение объяснять положение человека в системе органического мира, его
происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и
процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным
экологическим факторам;
• умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и
зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области
здоровья;
• умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;
• сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков
от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей
наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их
роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном
факторе;
• сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их
преодоления;
• умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять
причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании
полученных результатов;
• умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения
строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
• понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук;

• владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее
достоверности;
• умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование
или проектную работу в области биологии; с учётом намеченной цели формулировать
проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения,
формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
• умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
• сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и
укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Методы биологии
Методы научного познания. Устройство микроскопа. Изучение правил работы с
микроскопом.
Химический состав клетки
Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений и животных
(выявление активности каталазы). Решение задач по молекулярной биологии.
Строение клеток
Изучение строения растительной клетки. Изучение строения животной клетки.
Изучение строения грибной клетки. Сравнение строения клеток разных царств. Плазмолиз
и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Обмен веществ и превращение энергии
Сравнение процессов брожения и дыхания. Сравнение процессов фотосинтеза и
хемосинтеза
Размножение организмов
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. Митоз в корешках лука.
Сравнение процессов митоза и мейоза. Сравнение процессов развития половых клеток у
растений и животных. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
Генетика
Составление схем скрещивания. Решение генетических задач на моногибридное и
дигибридное скрещивание. Решение генетических задач на неполное доминирование.
Решение генетических задач на сцепленное наследование. Решение генетических задач на
наследование, сцепленное с полом. Решение генетических задач на взаимодействие генов.
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Селекция
Сравнительная характеристика пород (сортов). Анализ и оценка этических
аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Эволюция
Описание вида по морфологическому критерию. Выявление приспособлений у
организмов к среде обитания. Выявление признаков сходства зародышей человека и
других млекопитающих как доказательства их родства.
Экосистемы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Исследование
изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Сравнительная
характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Выявление
антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Биосфера

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока

№
Количество
урока
часов
1 Методы научного познания.
1
2 Устройство микроскопа. Изучение правил работы с микроскопом.
1
3 Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений
1
и животных (выявление активности каталазы)
4 Решение задач по молекулярной биологии.
1
5 Изучение строения растительной клетки
1
6 Изучение строения животной клетки
1
7 Изучение строения грибной клетки
1
8 Сравнение строения клеток разных царств.
1
9 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
1
10 Сравнение процессов брожения и дыхания
1
11 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
1
12 Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
1
13 Митоз в корешках лука
1
14 Сравнение процессов митоза и мейоза.
1
15 Сравнение процессов развития половых клеток у растений и
1
животных.
16 Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
1
17 Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и
1
позвоночных животных.
18 Составление схем скрещивания.
1
19 Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное
1
скрещивание.
20 Решение генетических задач на неполное доминирование.
1
21 Решение генетических задач на сцепленное наследование.
1
22 Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
1
23 Решение генетических задач на взаимодействие генов.
1
24 Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
1
25 Сравнительная характеристика пород (сортов).
1
26 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых
1
исследований в биотехнологии
27 Описание вида по морфологическому критерию
1
28 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
1
29 Выявление признаков сходства зародышей человека и других
1
млекопитающих как доказательства их родства
30 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
1
31 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
1
(аквариум)
32 Сравнительная характеристика природных экосистем и
1
агроэкосистем своей местности
33 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в
1
окружающей среде.
34 Обобщение пройденного материала
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».