Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «24» августа 2023 г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/489 от «31»августа 2023 г. ______________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Функциональная грамотность» (Коммуникативная деятельность) приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.) Уровень обучения (класс) 9__основное общее образование Количество часов_34 Уровень базовый Учитель: Махнева Светлана Анатольевна, первая квалификационная категория Срок реализации: 2023 – 2024 гг. I. Планируемые результаты освоения программы 9 класс Результаты Грамотность Читательская Метапредметные оценивает форму и предметные и содержание текста в рамках метапредметного содержания Личностные оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и обще человеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Математическая интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и обще человеческих ценностей Естественнонаучная интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно научных знаний с позиции норм морали и обще человеческих ценностей Финансовая оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и обще человеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 9 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. II. Содержание курса внеурочной деятельности 9 –й класс Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические(конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 2 Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Финансовая грамотность: Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 9 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела, тема занятия Кол-во часов Форма организации деятельности обучающихся Модуль: «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное обоснование). 3 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 1 Круглый стол, игра Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). Проведение рубежной аттестации. 1 Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 1 12. Задачи с лишними данными. 1 13. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. 1 14. 1 15. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. 16. Вероятностные, статистические 17. Проведение рубежной аттестации 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Викторина, квест, квиз. 1 Проект, игра. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Тестирование Модуль «Основы математической грамотности» 1 1 1 1 явления Игра, обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок- практикум. Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. Урок-игра, урокисследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урокпрактикум. Беседа, урокисследование, моделирование Обсуждение, уроки зависимости. практикум, проект, игра. Тестирование. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Структура и свойства вещества. 18. 1 Обсуждение. На сцену выходит уран. Радиоактивность. Исследование. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества 19. Изменения состояния веществ. 1 Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наблюдение Наследственность биологических объектов 20. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. 4 1 Лабораторная работа. Моделирование. 21. 22. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 Лабораторная работа. Моделирование. Экологическая система Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Проведение рубежной аттестации. 1 Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы 1 Наблюдение 1 Лабораторная работа. Моделирование. 28. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 29. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. 1 Государственное и негосударственное пенсионное страхование Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником 1 23. 24. 25. 26. 27. 30 31 32 33 Проектная работа. 1 Обсуждение. Исследование. Проектная деятельность. 1 Тестирование Модуль «Основы финансовой грамотности» Проведение рубежной аттестации. 1 Проектная работа. Обсуждение. Исследование. Проектная деятельность. Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Квест. Тестирование 5 34 Выполнение диагностической работы Итого 1 34 6 Тестирование. Используемые учебные пособия V. 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021 2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021 3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск М.: Просвещение, 2021 5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск М.: Просвещение, 2021 IV. VI. Используемые интернет-ресурсы 1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности/ Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/ 2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/ 3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 5. МЦКО https://mcko.ru/ 6. ЯКласс https://www.yaklass.ru/ 7