Рабочая программа ВД Функциональная грамотность 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «24» августа 2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/489 от «31»августа 2023 г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Функциональная грамотность»
(Коммуникативная деятельность)
приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)

Уровень обучения (класс) 9__основное общее образование
Количество часов_34 Уровень базовый
Учитель: Махнева Светлана Анатольевна, первая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

I.

Планируемые результаты освоения программы

9 класс
Результаты

Грамотность

Читательская
Метапредметные оценивает форму
и предметные
и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания

Личностные

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
обще
человеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Математическая
интерпретирует
и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной
или глобальной
ситуации

объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний
с
позиции
норм морали и
обще
человеческих
ценностей

Естественнонаучная
интерпретирует
и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных
проблемах
в
различном
контексте в рамках
метапредметного
содержания
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественно
научных знаний с
позиции норм
морали и
обще человеческих
ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
проблемы,
делает
выводы,
строит
прогнозы,
предлагает
пути решения

оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
обще
человеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач.
II.
Содержание курса внеурочной деятельности
9 –й класс
Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на текст
и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов
научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с
текстом: как критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте
информации? Типы текстов:
текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на
грамотность.
Аналитические(конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные
тексты (рубежная аттестация).
2

Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые и
сложные вопросы. Представление данных
в
виде диаграмм. Простые и сложные
вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных
уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности
результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления и
химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные
методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в
экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное
воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Финансовая грамотность: Ценные
бумаги.
Векселя
и
облигации:
российская специфика. Риски
акций и
управление ими. Гибридные инструменты.
Биржа и
брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка.
Страхование для физических лиц. Государственное
и
негосударственное пенсионное
страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
III.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

9 класс
№ п/п

1.

2.

3.

4.

Название раздела,
тема занятия

Кол-во
часов

Форма организации
деятельности
обучающихся
Модуль: «Основы читательской грамотности»

Формирование читательских умений с
опорой на текст и вне текстовые знания.
Электронный текст как источник
информации.
Сопоставление содержания научного
стиля. Образовательные ситуации в
текстах.
научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически
оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации?
Типы
текстов:
текстаргументация (комментарий, научное
обоснование).
3

1
Беседы, диалоги,
дискуссии.
1

1

Круглый стол, игра
Круглый стол, игра,
квест.

1
Беседы, диалоги,
дискуссии.

Составление плана на основе исходного
текста.
Типы
задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные
тексты (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.

1

Представление данных в виде таблиц.
Простые и сложные вопросы.
Представление данных в виде диаграмм.
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с
тремя составляющими.

1

12.

Задачи с лишними данными.

1

13.

Решение типичных задач через систему
линейных уравнений.

1

14.

1

15.

Количественные рассуждения, связанные
со
смыслом
числа,
различными
представлениями
чисел,
изяществом
вычислений, вычислениями
в
уме,
оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач.

16.

Вероятностные, статистические

17.

Проведение рубежной аттестации

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Викторина, квест, квиз.
1
Проект, игра.
1

Беседы, диалоги,
дискуссии.

Тестирование
Модуль «Основы математической грамотности»

1
1

1

1
явления

Игра, обсуждение,
практикум.
Исследовательская
работа, урок- практикум.
Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра,
индивидуальная работа в
парах.
Обсуждение, урокпрактикум.

Беседа, урокисследование,
моделирование
Обсуждение,
уроки зависимости.
практикум, проект, игра.
Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества.
18.

1
Обсуждение.
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Исследование.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества

19.

Изменения состояния веществ.
1
Физические явления и химические
превращения. Отличие химических
реакций от физических явлений.
Наблюдение
Наследственность биологических объектов

20.

Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
4

1

Лабораторная работа.
Моделирование.

21.

22.

Биогенетический закон. Закономерности
наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и
условия среды обитания. Происхождение
видов.
Закономерности изменчивости:
модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных
и микроорганизмов.

1

Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение физических
явлений.

1
Лабораторная работа.
Моделирование.

Экологическая система

Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в
биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального
природопользования.
Проведение рубежной аттестации.

1

Ценные
бумаги.
Векселя
и
облигации: российская специфика.
Риски
акций и управление
ими.
Гибридные инструменты. Биржа
и
брокеры. Фондовые индексы

1

Наблюдение

1

Лабораторная работа.
Моделирование.

28.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими.

1

Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение физических
явлений.

29.

Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля
и его пересмотр. Типичные ошибки
инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование
для физических лиц.

1

Государственное
и негосударственное
пенсионное страхование
Выбор и юридические аспекты отношений
с финансовым посредником

1

23.

24.

25.

26.
27.

30

31
32
33

Проектная работа.
1

Обсуждение.
Исследование.
Проектная деятельность.

1

Тестирование
Модуль «Основы финансовой грамотности»

Проведение рубежной аттестации.

1

Проектная работа.
Обсуждение.
Исследование.
Проектная деятельность.
Беседы, диалоги,
дискуссии.

1
Квест.
Тестирование

5

34

Выполнение диагностической работы
Итого

1
34

6

Тестирование.

Используемые учебные пособия
V.
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2).
М.:Просвещение, 2021
2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск
М.: Просвещение, 2021
5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных
заданий. Выпуск М.: Просвещение, 2021
IV.

VI.

Используемые интернет-ресурсы

1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности/
Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
2.
Электронные
формы
учебных
пособий
издательства
Просвещение
https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. МЦКО https://mcko.ru/
6. ЯКласс https://www.yaklass.ru/

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».