Рабочая программа ВД Занимательная география 5-7 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/452 от «31»августа 2022
г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная география»
(«Ученье с увлечением!»)

Ступень обучения (классы) 5-7 основное общее образование
Количество часов:

119

Уровень базовый

Учитель: Сергиеня Юрий Михайлович, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2023-2024.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Обучающийся научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и
скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в
разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.
Личностные результаты.
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;патриотизм, любовь к своей
местности, своему региону.
2

Регулятивные УУД:способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;умение управлять своей познавательной деятельностью;умение
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:формирование и развитие посредством географического
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её
преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и
информационных технологий.
Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные
результаты.
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны;формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном
и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;формирование умений и
навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации.
Содержание учебного курса
5 класс
1. Географическое познание нашей планеты (2 часа).
География как наука. Путешественники и исследователи.
2. Земля как планета солнечной системы (4 часа).
Форма Земли. Планеты солнечной системы. Вращение Земли. Луна - единственный
спутник Земли.
3.Изображение Земной поверхности (14 часов).
Топографический план. Условные знаки. Чтение плана местности. Измерение расстояний.
Виды изображения местности. Виды масштаба. Стороны горизонта. Азимут. Изображение
поверхности на плане. Высоты. Изогипсы. Виды съёмок. Виды географических карт.
Градусная сеть
4. Литосфера (14 часов)
Внутреннее строение Земли. Земная кора. Из чего состоит земная кора. Виды горных
пород. Землетрясение. Вулканы. Основные формы рельефа. Рельеф гор. Различие гор по
высоте. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Значение равнин. Заселение
человеком Земли. Человек и литосфера.
6 класс
1. Водная оболочка Земли- Гидросфера (20 часов)
Мировой океан. Шельф. Океанические желоба. Гидросфера. Мировой круговорот воды.
Материки, острова, архипелаги. Океаны. Моря, заливы, проливы. Солёность и
температура воды. Движение воды в океане. Цунами. Виды Течения. Тёплые и холодные
течения. Подземные воды. Водопроницаемые, водоупорные горные породы. Реки. Озёра.
Ледники. Искусственные водоёмы. Охрана пресной воды.
3

Воздушная оболочка Земли- Атмосфера (11 часов)
Строение атмосферы. Воздух и его состав. Измерение температуры воздуха. Атмосферное
давление. Виды ветров. Облака, туман. Атмосферные осадки. Погода. Характеристика
климата. Нагрев поверхности Земли. Причины влияния на климат.
Биосфера (3 часа)
Организмы в биосфере. Численность населения. Стихийные природные явления.
7 класс
Географическое познание нашей планеты (4,5 часа)
Зачем изучать географию. Открытие материков. Виды карт.
Главные особенности природы Земли (9 часов)
Строение материковой, океанической коры. Сейсмические пояса. Распределение
температуры. Распределение осадков. Воздушные массы. Климатические пояса.
Мировой океан (19,5 часов)
Воды Мирового океана. Водные массы, течения. Богатства океана. Географическая оболочка,
круговорот воды. Природные компоненты. Тихий океан. Индийский океан. Атлантический
океан. Северный Ледовитый океан. Южные материки. Рельеф Южных материков. Климат,
внутренние воды. Почвенная карта.
Материки и страны (18 часов)
Африка. Австралия. Океания. Южная Америка. Северная Америка. Евразия.

4

Тематическое планирование. 5 класс
Раздел
программы
Географическое
познание нашей
планеты.

Земля как
планета
солнечной
системы.

№ Тема занятия
1

География как
наука.

2

Путешественники
и исследователи.

3
4

Форма Земли.
Планеты
солнечной
системы.
Вращение Земли.
Луна единственный
спутник Земли.

5
6

Изображение
Земной
поверхности

7
8
9
10
11

12
13
14
15

Топографический
план.
Условные знаки.
Чтение плана
местности.
Измерение
расстояний.
Виды
изображения
местности.
Виды масштаба.
Стороны
горизонта.
Азимут.
Изображение
поверхности на

Содержание
Что изучает география?
Географические
объекты, процессы и
явления. Уникальные
географические объекты.
Зарождение древней
географии.
Как географы изучают
объекты и процессы?
Наблюдения — способ
изучения
географических
объектов и процессов
Положение Земли в
Солнечной системе.
Планеты земной группы.
Возникновение Земли.
Форма и размеры Земли.
Метод географического
моделирования
Земная ось и
географические полюсы.
Географические
следствия движения
Земли вокруг Солнца.
Смена времён года на
Земле. Дни весеннего и
осеннего равноденствия,
летнего и зимнего
солнцестояния.
Земле
Различные способы
изображения местности.
Дистанционный метод
изучения Земли
Ориентиры и
ориентирование на
местности с помощью
компаса. Определение
расстояний на местности
различными способами
Масштаб
топографического плана
и карты. Условные знаки
плана и карты. Главная
точка условного знака
Инструментальная и

Кол-во часов
Всего Теория Практика
1
1

1

0,5

0,5

1
1

1
0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5
5

16
17
18
19

Литосфера

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

плане.
Высоты.
Изогипсы.
Виды съёмок.
Виды
географических
карт
Градусная сеть
Внутреннее
строение Земли.
Земная кора.
Из чего состоит
земная кора.
Виды горных
пород.
Землетрясение.
Вулканы.
Основные формы
рельефа.
Рельеф гор.
Различие гор по
высоте.
Рельеф равнин.
Различие равнин
по высоте.
Значение равнин.
Заселение
человеком Земли.
Человек и
литосфера.

глазомерная, полярная и
маршрутная съёмка
местности
Изображение рельефа на
топографических планах
и картах Виды планов и
их использование
Недра Земли.
Внутреннее строение
Земли: ядро, мантия,
земная кора. Литосфера
— твёрдая оболочка
Земли. Способы
изучения земных глубин.
Проявления внутренних
процессов на земной
поверхности. Вулканы и
гейзеры.
Вещества земной коры:
минералы и горные
породы. Образование
горных пород.
Магматические,
осадочные и
метаморфические
горные породы.
Материковая и
океаническая земная
кора. Нарушения слоёв
земной коры. Виды
движения земной коры.
Землетрясения. Сила
землетрясения.
Рельеф. Формы рельефа.
Относительная высота
форм рельефа. Способы
определения
относительной высоты
географических
объектов
Условия жизни человека
в горах и на равнинах.
Полезные ископаемые.
Итого

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

34

18

16

Тематическое планирование. 6 класс
6

Раздел
программы
Водная
оболочка
ЗемлиГидросфера

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20

Воздушная
оболочка
ЗемлиАтмосфера

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема урока
Мировой океан.
Шельф.
Океанические желоба.
Гидросфера.
Мировой круговорот
воды.
Материки, острова,
архипелаги.
Океаны
Моря, заливы, проливы.
Солёность и температура
воды.
Движение воды в океане.
Цунами.
Виды Течения.
Тёплые и холодные
течения.
Подземные воды.
Водопроницаемые,
водоупорные горные
породы.
Реки.
Озёра.
Ледники.
Искусственные водоёмы.
Охрана пресной воды.

Строение атмосферы.
Воздух и его состав.
Измерение температуры
воздуха.
Атмосферное давление.
Виды ветров.
Облака, туман.
Атмосферные осадки.
Погода.
Характеристика климата.
Нагрев поверхности
Земли.
Причины влияния на
климат.

Содержание
Гидросфера и её
части.
Вещественный
состав гидросферы.
Круговорот воды
на Земле
Мировой океан.
Береговая линия.
Части Мирового
океана. Суша в
океане
Разнообразие вод
суши. Река, речная
система, бассейн
реки, водораздел.
Горные и
равнинные реки.
Пороги и водопады
Что такое озеро?
Озёрная вода.
Ледники. Горные и
покровные
ледники. Айсберги.
Подземные воды
Вода — основа
жизни на Земле.
Использование
человеком энергии
воды. Отдых и
лечение «на воде»
Атмосфера Земли.
Размеры
атмосферы.
Вещественный
состав и строение
атмосферы
Погода.
Наблюдения за
погодой на
метеорологической
станции. Заочная
экскурсия в музей
«Метеорологическа
я станция
Симбирска».
Как атмосфера
влияет на человека
и его условия
жизни. Влияние
человека на

Всего
1
1
1
1
1

Кол-во часов
Теория Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

7

Биосфера

Организмы в биосфере.
Численность населения.
Стихийные природные
явления.

32
33
34

атмосферу.
Опасные и редкие
явления в
атмосфере.
Растительный и
животный мир
Земли. Стихийные
природные
явления.
Итого

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

34

17

17

Тематическое планирование. 7 класс
Раздел
№
программы
Географическое 1
познание
нашей планеты 2
Главные
особенности
природы Земли

3
4

5
6
7
8
9
Мировой океан

10
11

12
13

14
15
16
17

Темы урока
Зачем изучать
географию.
Открытие
материков.
Виды карт.
Строение
материковой,
океанической
коры.
Сейсмические
пояса.
Распределение
температуры.
Распределение
осадков.
Воздушные массы.
Климатические
пояса.
Воды Мирового
океана.
Водные массы,
течения. Работа с
картой.
Богатства океана.
Географическая
оболочка,
круговорот воды.
Природные
компоненты.
Тихий океан.
Работа с картой.
Индийский океан.
Работа с картой.
Атлантический
океан. Работа с

Содержание

Кол-во часов
Всего Теория Практика
1,5
1
0,5

Эпоха великих
географических
открытий.
1,5

1

0,5

1,5
1,5

1
1

0,5
0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5
1,5

1
1

0,5
0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5
1,5

1
1

0,5
0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

Рельеф Земли
Климаты Земли
Вода на Земле
Природные
зоны
Самые крупные
природные
комплексы на
Земле —
материки и
океаны

Рельеф дна
Мирового
океана.Воды
Мирового
океана
Воды суши
Биологический
круговорот

8

18

19
20

21
Материки и
страны

22
2324
2526
2728
2930
31323334

картой.
Северный
Ледовитый океан.
Работа с картой.
Южные материки.
Работа с картой.
Рельеф Южных
материков. Работа
с картой.
Климат,
внутренние воды.
Почвенная карта.
Африка. Работа с
картой.
Австралия. Работа
с картой.
Океания. Работа с
картой.
Южная Америка.
Работа с картой.
Северная Америка.
Работа с картой.
Евразия. Работа с
картой.

Особенности
ГП, экономика,
и население
Африки,
Австралии,
Океании,
Южной
Америки,
Антарктида,
Северная
Америка,
Евразия.
Итого

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5
3

1
2

0,5
1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

51

34

17

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».