Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: на заседании МАП протокол № 1 от «25» августа 2022 г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/452 от «31»августа 2022 г. ______________ Д.Е. Пермикина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности На пути к ГИА («Ученье с увлечением!») (приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.) Уровень обучения (класс) 9 основное общее образование Количество часов: 34часов Учитель: Бобкова Светлана Павловна , высшая квалификационная категория Срок реализации: 2023 – 2024 гг. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Метапредметные результаты (учащиеся получат возможность научиться): • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные результаты (учащиеся смогут развить в себе): • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Предметные результаты (учащиеся получат возможность научиться): • пользоваться словарями, справочниками; • строить рассуждения; • перерабатывать и преобразовывать информацию; • решать сложные лингвистические задачи; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Содержание учебного предмета, курса 9 класс Введение (2 ч.) Цели и задачи курса. Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Выразительное чтение текста (2 ч.) Основные правила выразительного чтения текста. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль Пересказ текста с включением цитаты (3 ч.) Способы запоминания текста. Способы цитирования текста. Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. Монологическое высказывание (4 ч.) Культура ведения монолога. Тип речи повествование. Культура ведения монолога. Тип речи описание. Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. Грамматические и речевые нормы. Орфоэпические нормы. Диалог (1 ч.) Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Контроль знаний: итоговое собеседование (1ч.) Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку Учимся писать сжатое изложение (5 ч.) Микротема. Абзацное членение текста. Главная и второстепенная информация текста. Структурные особенности сжатого изложения. Сжатие (компрессия) текста. Основные приемы сжатия текста. Компрессия текста: прием исключения, обобщения, упрощения. Выбор приемов сжатия текста. Речевое оформления изложения. Практикум по написанию сжатого изложения Учимся выполнять тестовые задания (9 ч.) Синтаксический анализ: теория. Синтаксический анализ: практика. Пунктуационный анализ: теория. Пунктуационный анализ: практика. Орфографический анализ: теория. Орфографический анализ: практика. Анализ средств выразительности: теория и практика. Понимание текста. Целостность текста. Лексический анализ: теория и практика Учимся писать сочинение-рассуждение (4 ч.) Сочинение-рассуждение. Тезис, аргументы и заключение. Сочинение-рассуждение: логические схемы (15.1). Сочинение-рассуждение: логические схемы (15.2). Сочинениерассуждение: логические схемы (15.3) Целостное написание экзаменационной работы (3 ч.) Написание сжатого изложения. Комплексный анализ текста: тестовые задания. Создание текста на заданную тему в соответствии с типом речи. Цели и задачи рабочей программы Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачи программы: • ознакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку; • помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом; • ознакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку; • научить выпускников правильному оформлению бланков; • помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке; • дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету; • опробовать разработанные контрольно-измерительные материалы для сдачи ОГЭ и итогового собеседования. Блок 1. Итоговое собеседование Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно: • выразительно читать текст вслух, • пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, • умение создавать монологические высказывания на разные темы, • принимать участие в диалоге. Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются: • научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи; • грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок; • уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения; • совершенствовать культуру устной речи. Блок 2. Основной государственный экзамен Модель контрольно-измерительных материалов по русскому языку за курс основной школы (ОГЭ) состоит из трех частей: Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением. Другая важная составляющая КИМ – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-8. При подготовке к выполнению задания 6 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 7,8 связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задание 5 направлено на формирование орфографического навыка; задания 2,3,4 связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис». Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 9), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста (9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений: •понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания), •проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания; •продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; •способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; •умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст; •умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др. Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности. Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия информационной переработке текста. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 класс 9 Введение 2 Выразительное чтение текста 2 Пересказ текста с включением цитаты 3 Монологическое высказывание 4 Диалог 1 Контроль знаний (итоговое собеседование) 1 Учимся писать сжатое изложение 5 Учимся выполнять тестовые задания 9 Учимся писать сочинение-рассуждение 4 Целостное написание экзаменационной работы (ОГЭ) 3 Итого часов 34 Тема при КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс (34 часа) № п/п Кол-во часов Тема урока Элементы содержания Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий Основные правила выразительного чтения текста Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста Контроль выполнения задания 1 устного собеседования Цели и задачи курса. 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль Способы запоминания текста. Способы цитирования текста Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. Культура ведения монолога. Тип речи повествование. Культура ведения монолога. Тип речи описание. Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение Грамматические и речевые нормы. Орфоэпические нормы. Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку Работа с КИМ Уместное, логичное включение цитаты в текст Контроль выполнения задания 2 устного собеседования Работа с КИМ Работа с КИМ Работа с КИМ Работа с КИМ Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. Работа с КИМ Изучение инструкции по Структура экзаменационной работы выполнению экзаменационной в формате ОГЭ. работы. Знакомство с критериями оценки. Микротема. Абзацное членение Работа с текстом, определение текста. Главная и второстепенная границ микротем исходного информация текста. текста. Знакомство с основными Структурные особенности сжатого особенностями сжатого текста, изложения. Сжатие (компрессия) работа с текстом: определение текста. Основные приемы сжатия темы, идеи, ключевых слов текста, текста формулирование микротем. Компрессия текста: прием Работа с текстом, отработка исключения, обобщения, приемов сжатия текста упрощения Знакомство с основными Выбор приемов сжатия текста. правилами и ошибками при Речевое оформления изложения оформлении изложения на письме. Работа с текстом. 18 1 Практикум по написанию сжатого изложения Самостоятельная работа 19 1 Синтаксический анализ: теория Работа с КИМ 20 1 Синтаксический анализ: практика Работа с КИМ 21 1 Пунктуационный анализ: теория Работа с КИМ 22 1 Пунктуационный анализ: практика Работа с КИМ 23 1 Орфографический анализ: теория Работа с КИМ 24 1 Орфографический анализ: практика Работа с КИМ 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 33 1 34 1 Анализ средств выразительности: Работа с КИМ теория и практика Понимание текста. Целостность Работа с КИМ текста Лексический анализ: теория и Работа с КИМ практика Знакомство с алгоритмом Сочинение-рассуждение. Тезис, написания сочинения – аргументы и заключение. рассуждения, формулирование тезиса, подбор аргументов Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом Сочинение-рассуждение: написания сочинениялогические схемы (15.1) рассуждения на основе исходного тезиса, формулирование тезиса, подбор аргументов Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом Сочинение-рассуждение: написания сочинениялогические схемы (15.2) рассуждения на основе исходного тезиса, формулирование тезиса, подбор аргументов Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом Сочинение-рассуждение: написания сочинениялогические схемы (15.3) рассуждения на основе исходного тезиса, формулирование тезиса, подбор аргументов Выполнение тренировочных Написание сжатого изложения экзаменационных работ Выполнение тренировочных Комплексный анализ текста: экзаменационных работ тестовые задания Создание текста на заданную тему в соответствии с типом речи Выполнение тренировочных экзаменационных работ