Рабочая программа ВД На пути к ГИА 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеТыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «25» августа 2022
г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/452 от «31»августа 2022
г.
______________ Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
На пути к ГИА
(«Ученье с увлечением!»)

(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)
Уровень обучения (класс)
9
основное общее образование
Количество часов: 34часов
Учитель: Бобкова Светлана Павловна , высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные результаты (учащиеся получат возможность научиться):
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями;
• адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач;
• владеть монологической и диалогической формами речи;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Личностные результаты (учащиеся смогут развить в себе):
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Предметные результаты (учащиеся получат возможность научиться):
• пользоваться словарями, справочниками;
• строить рассуждения;
• перерабатывать и преобразовывать информацию;
• решать сложные лингвистические задачи;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание учебного предмета, курса
9 класс
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Структура итогового собеседования по русскому языку.
Критерии оценки заданий. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Выразительное чтение текста (2 ч.)
Основные правила выразительного чтения текста. Соответствие темпа чтения
коммуникативной задаче текста. Контроль
Пересказ текста с включением цитаты (3 ч.)
Способы запоминания текста. Способы цитирования текста. Пересказ текста с
включением цитаты. Контроль.

Монологическое высказывание (4 ч.)
Культура ведения монолога. Тип речи повествование. Культура ведения монолога.
Тип речи описание. Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. Грамматические
и речевые нормы. Орфоэпические нормы.
Диалог (1 ч.)
Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила
ведения диалога.
Контроль знаний: итоговое собеседование (1ч.)
Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку
Учимся писать сжатое изложение (5 ч.)
Микротема. Абзацное членение текста. Главная и второстепенная информация
текста. Структурные особенности сжатого изложения. Сжатие (компрессия) текста.
Основные приемы сжатия текста. Компрессия текста: прием исключения, обобщения,
упрощения. Выбор приемов сжатия текста. Речевое оформления изложения. Практикум по
написанию сжатого изложения
Учимся выполнять тестовые задания (9 ч.)
Синтаксический анализ: теория. Синтаксический анализ: практика. Пунктуационный
анализ: теория. Пунктуационный анализ: практика. Орфографический анализ: теория.
Орфографический анализ: практика. Анализ средств выразительности: теория и практика.
Понимание текста. Целостность текста. Лексический анализ: теория и практика
Учимся писать сочинение-рассуждение (4 ч.)
Сочинение-рассуждение. Тезис, аргументы и заключение. Сочинение-рассуждение:
логические схемы (15.1). Сочинение-рассуждение: логические схемы (15.2). Сочинениерассуждение: логические схемы (15.3)
Целостное написание экзаменационной работы (3 ч.)
Написание сжатого изложения. Комплексный анализ текста: тестовые задания.
Создание текста на заданную тему в соответствии с типом речи.
Цели и задачи рабочей программы
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой
аттестации по русскому языку, совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие
навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание
самостоятельности в работе.
Задачи программы:
• ознакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку;

• помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с
экзаменом;
• ознакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку;
• научить выпускников правильному оформлению бланков;
• помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав
полученные ими сведения о русском языке;
• дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету;
• опробовать разработанные контрольно-измерительные материалы для сдачи ОГЭ и
итогового собеседования.
Блок 1. Итоговое собеседование
Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе
становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом,
целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной
компетенции, а именно:
• выразительно читать текст вслух,
• пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,
• умение создавать монологические высказывания на разные темы,
• принимать участие в диалоге.
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по
русскому языку, являются:
• научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
• грамотно

выстраивать

монологические

высказывания,

избегая

речевых,

грамматических, орфоэпических ошибок;
• уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
• совершенствовать культуру устной речи.
Блок 2. Основной государственный экзамен
Модель контрольно-измерительных материалов по русскому языку за курс основной
школы (ОГЭ) состоит из трех частей:
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует
не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного
восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них
главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение
побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

При обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию
следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации,
сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли,
умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи
содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и
усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая КИМ – подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом 2-8. При подготовке к выполнению задания 6 формируются
практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 7,8 связаны
с использованием знаний из раздела «Лексика»; задание 5 направлено на формирование
орфографического навыка; задания 2,3,4 связаны с использованием знаний из разделов
«Пунктуация» и «Синтаксис». Программа содержит практикум по анализу некоторых
языковых

явлений,

опознаванию

определенных

синтаксических

конструкций

(однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других
осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно
восприятие текста.
Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 9), которое проверяет
коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что
учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть
реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая
соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной
направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию
компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к
экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи.
При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения
своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного
аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.
Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины
и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать
извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему,
связанную с анализом текста (9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель
при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих
умений:

•понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),
•проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных

автором

средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

•продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической
проблеме;

•способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых
средств;

•умение

цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство

аргументации; умение композиционно оформлять текст;

•умение

выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного

русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство,
выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи
– развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания
изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении
микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам
компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая
деятельность

в

этом

направлении

позволит

отработать

навыки

сжатия

информационной переработке текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

класс
9
Введение
2
Выразительное чтение текста
2
Пересказ текста с включением цитаты
3
Монологическое высказывание
4
Диалог
1
Контроль знаний (итоговое собеседование)
1
Учимся писать сжатое изложение
5
Учимся выполнять тестовые задания
9
Учимся писать сочинение-рассуждение
4
Целостное написание экзаменационной работы (ОГЭ)
3
Итого часов
34
Тема

при

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс (34 часа)
№
п/п

Кол-во
часов

Тема урока

Элементы содержания

Структура
итогового
собеседования
по
русскому языку. Критерии оценки
заданий
Основные правила выразительного
чтения текста

Изучение
инструкции
по
выполнению
экзаменационной
работы. Знакомство с критериями
оценки.
Интонационное соответствие
пунктуационному оформлению
текста
Контроль выполнения задания 1
устного собеседования

Цели и задачи курса.

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

Соответствие темпа чтения
коммуникативной задаче текста.
Контроль
Способы запоминания текста.
Способы цитирования текста
Пересказ текста с включением
цитаты. Контроль.
Культура ведения монолога. Тип
речи повествование.
Культура ведения монолога. Тип
речи описание.
Культура ведения монолога. Тип
речи рассуждение
Грамматические и речевые нормы.
Орфоэпические нормы.
Понятие о диалоге. Структура
диалога. Особенности диалога.
Основные правила ведения диалога.
Тренировочное итоговое
собеседование по русскому языку

Работа с КИМ
Уместное, логичное включение
цитаты в текст
Контроль выполнения задания 2
устного собеседования
Работа с КИМ
Работа с КИМ
Работа с КИМ
Работа с КИМ
Понятие
о
внимательном
молчании.
Законы
риторики
диалога.
Работа с КИМ

Изучение
инструкции
по
Структура экзаменационной работы выполнению
экзаменационной
в формате ОГЭ.
работы. Знакомство с критериями
оценки.
Микротема. Абзацное членение
Работа с текстом, определение
текста. Главная и второстепенная
границ микротем исходного
информация текста.
текста.
Знакомство с основными
Структурные особенности сжатого
особенностями сжатого текста,
изложения. Сжатие (компрессия)
работа с текстом: определение
текста. Основные приемы сжатия
темы, идеи, ключевых слов текста,
текста
формулирование микротем.
Компрессия текста: прием
Работа с текстом, отработка
исключения, обобщения,
приемов сжатия текста
упрощения
Знакомство с основными
Выбор приемов сжатия текста.
правилами и ошибками при
Речевое оформления изложения
оформлении изложения на письме.
Работа с текстом.

18

1

Практикум по написанию сжатого
изложения

Самостоятельная работа

19

1

Синтаксический анализ: теория

Работа с КИМ

20

1

Синтаксический анализ: практика

Работа с КИМ

21

1

Пунктуационный анализ: теория

Работа с КИМ

22

1

Пунктуационный анализ: практика

Работа с КИМ

23

1

Орфографический анализ: теория

Работа с КИМ

24

1

Орфографический анализ: практика

Работа с КИМ

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

Анализ средств выразительности: Работа с КИМ
теория и практика
Понимание текста. Целостность Работа с КИМ
текста
Лексический анализ: теория и Работа с КИМ
практика
Знакомство с алгоритмом
Сочинение-рассуждение. Тезис,
написания сочинения –
аргументы и заключение.
рассуждения, формулирование
тезиса, подбор аргументов
Практическое занятие.
Знакомство с алгоритмом
Сочинение-рассуждение:
написания сочинениялогические схемы (15.1)
рассуждения на основе исходного
тезиса, формулирование тезиса,
подбор аргументов
Практическое занятие.
Знакомство с алгоритмом
Сочинение-рассуждение:
написания сочинениялогические схемы (15.2)
рассуждения на основе исходного
тезиса, формулирование тезиса,
подбор аргументов
Практическое занятие.
Знакомство с алгоритмом
Сочинение-рассуждение:
написания сочинениялогические схемы (15.3)
рассуждения на основе исходного
тезиса, формулирование тезиса,
подбор аргументов
Выполнение тренировочных
Написание сжатого изложения
экзаменационных работ
Выполнение тренировочных
Комплексный анализ текста:
экзаменационных работ
тестовые задания
Создание текста на заданную тему в
соответствии с типом речи

Выполнение
тренировочных
экзаменационных работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».