Рабочая программа ВД Мир глазами художника 5-8 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/452 от «31»августа 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина

ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир глазами художника»
(художественно-эстетическая творческая деятельность)
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2028 гг.)
Уровень обучения (класс) 5-8 основное общее образование
Количество часов: 136 часов
Учитель: Лысцова Екатерина Валерьевна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2023 – 2024 гг.

Планируемые результаты освоения курса
Программа
предусматривает
развитие
у
детей
изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и
создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с
окружающим миром.
5 класс:
1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе);
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, форм
приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- первоначальные навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках;
Метапредметные результаты:
- формирование умения видеть и воспринимать явления художественной культуры
в окружающей жизни;
- формирование мотивации художественно-творческой деятельности,
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности.
6 класс:
2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование
позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к
социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям)
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
пространства музыки, мимики и движения;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- навыки использования различных художественных материалов для работы вразных
техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или
их украшения;
владение
изобразительной
терминологией: пространство, форма, цвет,перспектива
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей
жизни;
- использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык,
литература, окружающий мир);
- формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую
деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью
педагога);
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,

изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к художественным традициям своего народа и других
народов;
- умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
7-8 классы;
3-4 уровни результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям)
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
пространства музыки, мимики и движения;
- умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики,
пластики движений;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведении
искусства;
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- сформированное представление о жанрах в живописи: натюрморте, портрете,
автопортрете, пейзаже;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в
разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых
вещей или их украшения;
владение
изобразительной
терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(русский язык, литература, окружающий мир);
- формирование
мотивации
и
умения
организовывать
самостоятельную
художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного
замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Содержание программы
Пятый год обучения

1.

Живопись. 5-й год обучения (11 часов).

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое
пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов,
эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной
краской.
2.
Графика. 5-й год обучения (8 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.
Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический
материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах
создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными
карандашами и фломастерами.
3.
Скульптура. 5-й год обучения (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки глиной и
пластилином. Получение сведений о скульптуре, как трёхмерном изображении, которое
располагается в пространстве, и которое можно обойти со всех сторон.
4.
Бумажная пластика. 5-й год обучения (5 часов)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей.
5.
Работа с природными материалами. 5-й год обучения (5 часов).
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена,
камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании
небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции
реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов
включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
6.
Организация и обсуждение выставки детских работ. 5-й год обучения (1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При
обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее
удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве
процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Шестой год обучения
Живопись. 6-й год обучения (9 часов)
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте
тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета
путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской).
Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной
выразительностью глухих цветов.
1.
Графика. 6-й год обучения (10 часов)
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие
динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о
контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий
графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с
другими графическими материалами - углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в
различных сочетаниях, Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление
представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического
образа.
2.
Скульптура. 6-й год обучения (5 часов)
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание,
вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой
плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
3.
Бумажная пластика. 6-й год обучения (4 часа)
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании

художественного образа участвует, как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после
вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
4.
Работа с природными материалами. 6-й год обучения (4 часа)
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких
орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
5.
Организация и обсуждение выставки детских работ. 6-й год обучения (2 часа)
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли
воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Седьмой год обучения
Живопись. 7-й год обучения (10 часов)
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании
дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные
детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют,
усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление
навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
2.
Графика. 7-й год обучения (9 часов)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических
техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение
графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании
двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма
элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой
при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
3.
Скульптура. 7-й год обучения (4 часа)
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение
работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих
фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения
плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи
фактуры (создание следов с помощью инструментов).
4.
Бумажная пластика. 7-й год обучения (4 часа)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания,
закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги
пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
5.
Работа с природными материалами. 7-й год обучения (4 часа) Особенностью
работы с природными материалами является использование более крупных природных форм.
Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке
найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа
гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и
в декоративной.
6.
Организация и обсуждение выставки детских работ. 7-й год обучения (3 часа)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых
результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников.
Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с
реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит
закрепление новых знаний, полученных за год.

1.

Восьмой год обучения
1.
Живопись. 8-й год обучения (9 часов)
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы

работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени
эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов
— освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение
задания на изображение цветных теней.
2.
Г рафика. 8-й год обучения (7 часов)
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов
работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых
пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных
их сочетаниях).
Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Новая
учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца
изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
3.
Скульптура. 8-й год обучения (4 часа)
Новые знания и навыки работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению
рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.
е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в
мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
4.
Бумажная пластика. 8-й год обучения (4 часа)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания,
закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, и выполненной на плоскости из белой
бумаги пластической композицией.
5.
Работа с природными материалами. 8-й год обучения (3 часа)
Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических
заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на
привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической
(пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства
обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
6.
Организация и обсуждение выставки детских работ. 8-й год обучения (7
часов)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития
как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов
творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников
достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе
обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и
по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тематический план 5 класс
Тема
Учимся у мастеров живописцев
Основы цветоведения.
Освоение приёмов живописи
«В мастерской художника»
Приёмы работы с гуашью
Изображение сказочной птицы
Приёмы работы с акварелью
Акварель «По мокрому»
Искусство графики
Выразительные средства графики
“Насекомые” (цветные карандаши)
Простой карандаш, штриховка
Г елевая ручка, крона дерева
Тушь, перо “дерево”
Объем предмета “яблоко”
Нарядные елочки
Скульптура. Понятие
Лепка чаши
“Котенок” соленое тесто
Медвежонок (соленое тесто)
“Мой любимый герой”
Искусство бумажной аппликации
“Веселые гусеницы”
Подарок для мамы
“Кот” (геометрические фигуры)
“Ковер”(аппликация)
“Волшебный сон”
“Сказочные птицы”
Рыбка (природные материалы)
“Морские обитатели”
Бабочка (засушенные)
“Фантастический город”
“Фантастический город”
Обобщение тем за год
Всего часов

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Тематический план 6 класс.
№
п
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Три основных цвета
Контрастные и нюансные цвета
Цветовой тон. Светлота
Линии в живописи
“Цветущий луг” (акварель)
Пейзаж, портрет, натюрморт
Осенний пейзаж
Ахроматические цвета
Дары осени
Холодные цвета. Небо. Облака.
Оформление работы.
История карандаша.
Простые карандаши
Виды линии
Известные художники
Серый цвет в графике
Портрет человека
Уголь, сангина, мел
Город мастеров
Аквариум (цветн. карандаши)
Кувшин и яблоко
Любимые животные
Скульптура
Рельеф
Аленький цветочек
Картинки с выставки
Солнышко
Кувшин по шаблону
“Коврик”
“Полянка”
Одуванчик
Разные деревья
Мы такие разные
Вернисаж
Всего:

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

№
п
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тематический план 7 класс.
Тема
Праздник осени
Сказочный лес
Моя школа
Спорт - это праздник!
Корзинка
“Человек”(беседа)
“Осенний лес”
Солнечный день
“Эрмитаж”
Аквариум
“Домашние животные”
“Домашние животные”
Морская мозайка
“Путешествие”
“Мир животных”
“Снегопад”
“Дерево чудес”
“Сказочный город”
Форма, объем
“Мой двор”
“Человек”
“Сказки”
Фантазия на тему “Космос”
“Зимний лес”
“Праздничная открытка”
Беседа о художниках
Лесные духи
Фантазия на тему
“Весна”
“Мой друг”
“В ритме танца”
“Герой из мультфильма”
Летний пейзаж
Вернисаж
Всего:

Количество
1
часовчасов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

№
п/п1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тематический план 8 класс.
Тема
Введение
Листопад
Колючка
Райский сад
“Букет”
“Узор”
“Как прекрасен этот мир”
“Птица счастья”
“Земля-космос”
“Земля-космос”
“Подводный мир”
“Мир вокруг нас”
“Феечки”
О русских художниках
“Зимние забавы”
“Зимние забавы”
“Фигура человека”
“Замки, крепости”
“Спортивные соревнования”
“Краски земли”
Экскурсия в музей
Путешественники (фантазия)
Веточка вербы
Предметный мир
Рисунок -подарок для мамы
“Изовикторина”
Глиняная игрушка
Роспись глиняной игрушки
“Мир растений”
Зарубежный художники
Лесная ярмарка
Линия горизонта (варианты)
Экскурсия по лесу
Вернисаж
Всего:

Количество
1часов
1
1
1
1
1
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».