Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа (МАОУ-Тыгишская СОШ) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/414 от 06 июня 2023 г. ___________ Д.Е. Пермикина План внеурочной деятельности начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияТыгишской средней общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год (приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.1) на 2023 – 2027 гг.)) 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ – Тыгишской СОШ является нормативным документом и составлен в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 ―Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования‖ Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 10 июня 2019г). Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 ―Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждѐн постановлением главы городского округа Богданович от 03.07.2020 № 811; Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) на 2023 – 2027 гг. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. При отборе направлений внеурочной деятельности образовательная организация ориентируется, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. Один час в неделю отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Направления и цели внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Формами организации внеурочной деятельности следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие). При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Основные направления внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность. Цель: Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Форма организации: творческие, исследовательские проекты Коммуникативная деятельность. Цель: совершенствование функциональной языковой, читательской, коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Форма организации: учебный курс в форме факультатива. Интеллектуальные марафоны. Цель: расширение знаний и представлений о профессиях, формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Форма организации: экскурсии, конкурс Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Организация занятий по направлениям представлена в Плане внеурочной деятельности и является частью образовательного процесса в МАОУ – Тыгишской СОШ. План внеурочной деятельности начального общего образования 2023-2024 учебный год 3 класс ФИО педагога Класс 3 Козлова В.А. 1 Козлова В.А. 1 Козлова В.А. 1 Козлова В.А. 1 Итого 4 Мероприятия воспитательной работы 0,5 Коррекционные занятия 5 Итого 9,5 Учебные недели 34 Итого часов: 323 Названия Основы проектной и исследовательской деятельности Разговоры о важном Функциональная грамотность Тропинка в профессию Направление Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность Интеллектуальные марафоны 323 Сетка внеурочной деятельности Класс Направления внеурочной Количество часов в неделю 1 2 3 4 4 4 4 4 Количество часов за год 1 132 2 136 3 136 4 136 всего 540 деятельности коррекционно-развивающие занятия Мероприятия воспитательной системы школы Итого часов 5 5 5 5 165 170 170 170 675 1 1 0,5 0,5 33 34 17 17 102 10 10 9,5 9,5 330 340 323 323 1316 Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями Классные часы: «Терроризм». Поведение обучающихся в экстремальных ситуациях; «Урок Мира и Добра», посвященный Дню Знаний; «День народного Единства»; «Я славлю имя твое, мама!», посвященный Дню матери в России; «Есть такая профессия – Родину защищать»; «Мир профессий», «Урок цифры». Мероприятия воспитательной системы школы по направлениям: Направления Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность. Интеллектуальные марафоны. Мероприятия «Российское движение детей и молодежи»; «Я – Гражданин»; «Большая перемена» Акция «Мы за здоровый образ жизни»; акция «Чистое село»; Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет; Посещения выставки «Ярмарка профессий»; «День школьного самоуправления», посвященной Дню Учителя, Встречи учащихся школы с ветеранами педагогического труда; «Самый умный»; Марафон здоровья Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный план 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 1320 академических часов за четыре года обучения. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.