ДОП Школа Безопасности 2022-2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:
на заседании МАП
протокол №_____
от «___»__________2022 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ /Е.С. Лихачева/
«___»_________________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/401 от 23 июня 2022 г.
______________ Д.Е. Пермикина

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(туристко-краеведческое направленности)
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Пермикин Сергей Ленидович
педагог дополнительного образования

202

Содержание программы:
№ п.п.
1

2

3
4

Наименование
характеристик

Комплекс
основных
общеразвивающей
программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации
2.1.
Условия реализации программы
2.2.
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
приложение 1. Календарно-тематическое планирование

2

Стр.

3
3
4
5

5
7
7
7

1. Комплекс
программы

основных

характеристик

общеразвивающей

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка
разработана в соответствии с положением о рабочей
программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы. Жизнь выдвигает на первый план проблемы
укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков,
чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным
катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею,
называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на
пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы
гуманными, законными путями.
Отличительная особенность. Программа кружка «Школа безопасности»
ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной
безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения
при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа
безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного
цикла и ОБЖ, которые
систематизирует знания в области безопасности
жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует
у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Школа безопасности»
организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов.
Количество детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 2 раз в неделю. Количество занятий в день
- 1,
продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 68 ч. из них: 33 ч. теория, 35 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель –
34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение
контрольной дистанции

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Цель:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность,
через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению
жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную
безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как
основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности,
обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать
3

развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в
опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные
для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

Учебный (тематический) план
№
п.п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Автономное существование

Всего
21

2

Пожарная безопасность

5

3

4

5

Чрезвычайные ситуации
природного характера нашего
региона
Психология поведения людей в
экстремальных ситуациях
Топография

6

4

Формы
аттестации/
контроля

теория практика
11
10
Участие в
соревнованиях
4
1
Участие в
соревнованиях
4
0
Участие в
соревнованиях

5

4

1

28

10

18

Общая физическая подготовка

5

0

5

Всего

68

33

35

Участие в
соревнованиях
Участие в
соревнованиях
Участие в
соревнованиях
Участие в
соревнованиях

Содержание общеразвивающей программы.
Структурно программа состоит из шести разделов.
Тема 1: Автономное существование
Теория. Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в
условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного
существования.
Теория. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.
Определение времени дня.
Теория и практика. Подача сигналов бедствия.
Практика. Оборудование жилища.
Теория и практика. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды.
Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Теория. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Тема 2: Пожарная безопасность
Теория. Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Практика. Действия при возникновении пожара дома.
Теория. Подручные средства пожаротушения. Практика.Устройство и правила
эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Теория. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при
попадании в зону пожаров в природных условиях.
Тема 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона,
действия в этих ситуациях
4

Теория. Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона,
правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Тема 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Теория и практика. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику
человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение
человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической
устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Теория.
Психофизические
основы
саморегуляции.
Основные
приемы
саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной
тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Теория. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание.
Методика обучения приемам саморегуляции. Практика. Групповые и самостоятельные
тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Тема 5: Топография
Теория. Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в
военном деле. Топографические условные знаки.
Практика. Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для
ориентирования на местности.
Практика. Топографические карты. Определение расстояний на местности и на
карте.
Практика. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на
местности по азимуту.
Практика. Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Тема 6: Общая физическая подготовка
Практика. Бег по пересеченной местности.
Практика. Преодоление препятствий.
Практика. Силовые упражнения.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и
коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
-правила выживания в условиях автономии;
- правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых
действий:
- действовать при возникновении ЧС;
- действовать в условиях автономии;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- для избегания попадания в стрессовые ситуации;
- правильных действий при попадании в ЧС.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
5

- материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в учебной
аудитории, спортивная площадка школы
- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№
/п

1

Ф.И.О.
учителя

Преподав
аемые
дисципли
ны

Уровень
образования

Квалификац
ия/дата
прохождения
аттестации

Курсы повышения
квалификации

Пермикин
Сергей
Леонидович

ОБЖ,
технологи
я

ФГБОУ ВПО
Уральский
государственный
университет
физической
культуры.
г. Челябинск, 2011 г.
Специальность:
физическая культура
и спорт,
квалификация:
специалист по
физической культуре
и спорту.

Высшая
квалификацион
ная категория.
28.03.2022 г.

24.03.2021, АНО ДПО «Уральский
региональный учебный центр
«Новатор». Проверка знаний
требований охраны труда по
программе «Обучение по охране труда
групп смешанного состава» в объеме
40 часов.
21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебнопроизводственный центр
«Технология» по программе:
«Актуальные вопросы деятельности
педагога в условиях реализации
обновленных ФГОС НОО и ФГОС
ООО», 16 часов
01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр
непрерывного образования и
инноваций» по программе:
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях
реализации ФГОС обучающихся с
ОВЗ (инклюзивное образование), 72
часа
10.02.2022 - 01.03.2022
«Конструирование образовательного
процесса в центрах образования
естественно-научной и
технологической направленностей
«Точка роста», Нижнетагильский
филиал ИРО (40 час.)

.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
выступления, прохождение контрольной дистанции.

- соревнования,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. –
Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с.
2. Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Безопасность и защита населения в
чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. Ред. Г.Н. Кирилова. – М.:
Издательство нц энас, 2006. – 264 С.: ил.
3. С.В. Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.: Яуза, Эксмо,
2005. – 768 с.: ил.

6

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
\число

сентябрь

Кол-во
часов

Название темы

Автономное существование (21ч)
Вводное занятие. Инструктаж. Понятие об
1
Учебная комната
автономном существовании человека

январь

февраль

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

1

Учебная комната

Сигналы бедствия

4

Учебная комната

Жилище

2

Учебная комната

Добывание огня

3

Учебная комната,
территория ОО

Добывание пищи и воды

5

Учебная комната,
территория ОО

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

5

Учебная комната,
территория ОО

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

Лечение
растения
Пожар

декабрь

Время
проведения

План действия

октябрь

ноябрь

Место
проведения

заболеваний.

Лекарственные

Пожарная безопасность (5ч)
1
Учебная комната

пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Средства пожаротушения
3
территория ОО
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Природные пожары
1
Учебная комната
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона(4ч)
Действия при ЧС природного характера
4
Учебная комната
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Психология поведения людей в экстремальных ситуациях(5ч)
Психика человека в экстремальных
2
Учебная комната
пятница (15:15ситуациях
15:55
16:05 -16:50)
Саморегуляция
3
Учебная комната
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
Топография(28ч)
Понятие
о
топографии.
Значение
1
Учебная комната
пятница (15:15топографии в нар. хозяйстве и военном
15:55
деле
16:05 -16:50)
Топографические условные знаки
3
Учебная комната
пятница (15:1516:45)
Рельеф местности и его изображение на
3
Учебная комната
пятница (15:15картах
15:55

7

Форма
контрол
я

Участие
в
соревнов
аниях
Участие
в
соревнов
аниях

Приборы для ориентирования на местности

3

Учебная комната

Топографические карты

3

Учебная комната

Определение расстояний на местности и на
карте

3

территория ОО

март

4

территория ОО

апрель

Азимут.
Определение
азимута
местности и на карте. Движение
местности по азимуту
Ориентирование на местности

4

территория ОО

4

Учебная комната
территория ОО

на
на

Изготовление картосхем маршрута

май

Бег по пересеченной местности

Общая физическая подготовка(5ч)
2
территория ОО

Преодоление препятствий

2

территория ОО

Силовые упражнения

1

Спортивный
городок

Всего часов: 68

8

16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)
пятница (15:1515:55
16:05 -16:50)

Участие
в
соревнов
аниях
Участие
в
соревнов
аниях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».