Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа (МАОУ-Тыгишская СОШ) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/414 от 06 июня 2023 г. ___________ Д.Е. Пермикина План внеурочной деятельности начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) Майсупова Ганджина, 2 класс Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияТыгишской средней общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год (приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023-2027) Согласовано _________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Ознакомлен(а) _________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ – Тыгишской СОШ является нормативным документом и составлен в соответствии с нормативными документами: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 10 июня 2019г). 4) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 6) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; 7) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 8) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 ―Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего 9) Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждѐн постановлением главы городского округа Богданович от 03.07.2020 № 811; 10) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ-Тыгишской СОШ на 2023-2027 План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Участникам образовательных отношений предоставляется право выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы общего образования; 2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение. Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические и нозологические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители (законные представители) как законные участники образовательных отношений. Направления и цели внеурочной деятельности: 1. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 2. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры общения. 3. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 4. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. 5. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, реабилитационные мероприятия. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной педагогический работник, ведущий класс, завуч, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Основные направления внеурочной деятельности: Проектная деятельность. Цель: Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Форма организации: творческие, исследовательские проекты Коммуникативная деятельность. Цель: совершенствование функциональной языковой, читательской, коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Форма организации: учебный курс в форме факультатива. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Цели: - расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. - формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. - расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности. Форма организации: творческие мастерские; выставки творческих работ, постановка концертных номеров, театральная студия, спектакли по мотивам сказок. Интеллектуальные марафоны. Цель: расширение знаний и представлений о профессиях, формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Форма организации: экскурсии, конкурс Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе 6 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей, реализуются в доступной для обучающихся с умственной отсталостью форме. Организация занятий по направлениям представлена в Плане внеурочной деятельности и является частью образовательного процесса в МАОУ – Тыгишской СОШ. План внеурочной деятельности составляется ежегодно на новый учебный год. План внеурочной деятельности начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2023-2024 учебный год 2 класс ФИО педагога Класс 2 Название кружка, курса Направление Епифанова О.В. 1 Ритмика Художественно-эстетическая творческая деятельность Сыщикова Е.В. 1 Разговоры о важном Коммуникативная деятельность Сыщикова Е.В. 1 Коммуникативная деятельность Сыщикова Е.В. 1 Функциональная грамотность Тропинка в профессию Итого 4 коррекционноразвивающие занятия 6 Итого 10 Учебные недели 34 Итого часов: 340 Интеллектуальные марафоны Сетка внеурочной деятельности Класс Направления внеурочной 1 3 Количество часов в неделю 1доп 2 3 4 3 3 3 3 1 99 Количество часов за год 1 доп 2 3 4 99 102 102 102 всего 504 деятельности коррекционноразвивающие занятия ритмика Итого часов 6 6 6 6 6 198 198 204 204 204 1008 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 33 330 33 330 34 340 34 340 34 340 168 1680 *Сетка внеурочной деятельности составляется ежегодно на новый учебный год. Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями Классные часы: «Терроризм». Поведение обучающихся в экстремальных ситуациях; «Урок Мира и Добра», посвященный Дню Знаний; «День народного Единства»; «Я славлю имя твое, мама!», посвященный Дню матери в России; «Есть такая профессия – Родину защищать»; «Мир профессий», «Урок цифры». Мероприятия воспитательной системы школы по направлениям: Направления Коммуникативная деятельность. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Интеллектуальные марафоны. Мероприятия Акция «Мы за здоровый образ жизни»; акция «Чистое село»; Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет; Посещения выставки «Ярмарка профессий»; «День школьного самоуправления», посвященной Дню Учителя, Встречи учащихся школы с ветеранами педагогического труда; Торжественная линейка, посвященная «Первому звонку»; акция «Внимание, дети!»; «С Днем Учителя!» - праздничные поздравления учащихся школы; праздничные поздравления, посвященные Дню пожилого человека, «Серебряное пѐрышко»; акция: «Сердце, отданное детям», посвященная Международному Дню учителя. «Масленица» «Самый умный»; Марафон здоровья Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный в части «Внеурочная деятельность». Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.