Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Тыгишская средняя общеобразовательная школа (МАОУ-Тыгишская СОШ) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/414 от 06 июня 2023 г. ___________ Д.Е. Пермикина План внеурочной деятельности начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учрежденияТыгишской средней общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год (приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2027 гг.) 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ – Тыгишской СОШ является нормативным документом и составлен в соответствии с нормативными документами: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 ―Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования‖ 3) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 10 июня 2019г). 5) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; 8) Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждѐн постановлением главы городского округа Богданович от 03.07.2020 № 811; 9) Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ-Тыгишской СОШ 2023-2027 гг.. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. При отборе направлений внеурочной деятельности образовательная организация ориентируется, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. Один час в неделю отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Направления и цели внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Формами организации внеурочной деятельности следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие). При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Основные направления внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. Цель: Заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Форма организации: учебный курс физической культуры. Проектно-исследовательская деятельность. Цель: Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Форма организации: творческие, исследовательские проекты Коммуникативная деятельность. Цель: совершенствование функциональной языковой, читательской, коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Форма организации: учебный курс в форме факультатива. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Цели: - расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. - формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. - расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности. Форма организации: творческие мастерские; выставки творческих работ, постановка концертных номеров, театральная студия, спектакли по мотивам сказок. Интеллектуальные марафоны. Цель: расширение знаний и представлений о профессиях, формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Форма организации: экскурсии, конкурс «Учение с увлечением!»: Цель: совершенствование навыков по учебным предметам для учащихся, испытывающих трудности в его изучении; углубление интереса к его изучению. Форма организации: учебный курс – факультатив. Организация занятий по направлениям представлена в Плане внеурочной деятельности и является частью образовательного процесса в МАОУ – Тыгишской СОШ. Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный план 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 1320 академических часов за четыре года обучения. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении имеются следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, кабинет технологии, кабинет музыки, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам. Таким образом, план внеурочной деятельности создаѐт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся. План внеурочной деятельности начального общего образования 2023-2024 учебный год 1-4 классы 1 Класс 2 3 4 Название кружка, курса Карнаухова И.Н. 1 1 1 1 Школьный театр Художественно-эстетическая творческая деятельность Тушкова М.О. 1 1 1 1 «Учение с увлечением!» Киселев А.В. 1 1 1 Мой друг иностранный язык Подвижные игры Подвижные игры Спортивно-оздоровительная деятельность Ритмика Художественно-эстетическая творческая деятельность Основы проектной и исследовательско й деятельности Основы проектной и исследовательско й деятельности Основы проектной и исследовательско й деятельности Основы проектной и исследовательско й деятельности Акварелька Проектно-исследовательская деятельность ФИО педагога Ветчинова Т.Н. 1 Лихачева Е.С. 1 Епифанова О.В. 1 1 1 Иксанова Н.К. 1 1 Сащикова Е.В. 1 Козлова В.А. 1 Лысцова Е.В. 1 1 1 1 Классные руководители Классные руководители Классные руководители Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 9 9 9 Мероприятия воспитательной работы 1 1 0,5 0,5 Итого 10 10 9,5 9,5 Учебные недели 33 34 34 34 Итого часов: 330 340 323 323 Разговоры о важном Функциональная грамотность Тропинка в профессию 1316 Направление Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Проектно-исследовательская деятельность Проектно-исследовательская деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность Интеллектуальные марафоны Сетка внеурочной деятельности Класс Направления внеурочной деятельности Мероприятия воспитательной системы школы Итого часов Количество часов в неделю 1 2 3 4 Количество часов за год 1 2 3 4 всего 9 9 9 9 297 306 306 306 1215 1 1 0,5 0,5 33 34 17 17 101 10 10 9,5 9,5 330 340 323 323 1316 Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями Классные часы: «Терроризм». Поведение обучающихся в экстремальных ситуациях; «Урок Мира и Добра», посвященный Дню Знаний; «День народного Единства»; «Я славлю имя твое, мама!», посвященный Дню матери в России; «Есть такая профессия – Родину защищать»; «Мир профессий», «Урок цифры». Мероприятия воспитательной системы школы по направлениям: Направления Спортивно-оздоровительная деятельность «Учение с увлечением!» Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Интеллектуальные марафоны. Мероприятия осенний кросс, туристический слет, лыжня России, участие в конкурсе по военно-прикладным видам спорта, зимний триатлон, Городская легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы; Школьная акция «Мы – за здоровый образ жизни!» «Золотое сечение», «Ученик года» (участие в конкурсах, школьный, муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по предметам); предметные недели «Российское движение детей и молодежи»; «Я – Гражданин»; «Большая перемена» Акция «Мы за здоровый образ жизни»; акция «Чистое село»; Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет; Посещения выставки «Ярмарка профессий»; «День школьного самоуправления», посвященной Дню Учителя, Встречи учащихся школы с ветеранами педагогического труда; Торжественная линейка, посвященная «Первому звонку»; акция «Внимание, дети!»; «С Днем Учителя!» - праздничные поздравления учащихся школы; праздничные поздравления, посвященные Дню пожилого человека, «Серебряное пѐрышко»; акция: «Сердце, отданное детям», посвященная Международному Дню учителя. «Масленица» «Самый умный»; Марафон здоровья Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный план 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 1320 академических часов за четыре года обучения. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.