Учебный план ООО 6 класс для детей с УО 2023-2024 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
(МАОУ-Тыгишская СОШ)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ-Тыгишской СОШ
№ 01-05/413 от 06 июня 2023 г.
___________ Д.Е. Пермикина

Учебный план
(основного общего образования 6 класс)
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
(приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МАОУТыгишской СОШ на 2023-2028 г)

Согласовано

_________________ ___________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Ознакомлен(а) _________________ ___________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

2023

Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план основного общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ – Тыгишской СОШ является
нормативным документом, составлен для обучающихся 6 класса в соответствии с
нормативными документами и рекомендациями ПМПК:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями от 10 июня 2019г).
3) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
5) Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599)
6) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области";
7) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
8) Устав МАОУ – Тыгишской СОШ, утверждѐн постановлением главы городского
округа Богданович от 03.07.2020 № 811;
9) Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
на 2023-2028 учебный год.
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации (далее - Учебный план), реализующей
АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы;
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066
академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (Х - XII
класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,

входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться
для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется
в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
 увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
 введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
 введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.

Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и
учебному предмету обучающихся VI класса.
Предметная область: Язык и речевая практика. Предметная область включает два
учебных предмета: «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)».
Русский язык - выделяется по 4 часа в неделю. Формирование навыков чтения и
письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о
русском языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование
письменной коммуникации для решения практико - ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) – выделяется по 4 часа в 6 классе. Осознание
значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений,
понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие
техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Предметная область: Математика.
Предметная область включает предмет «Математика». Выделяется 4 часа в 6
классе. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической
деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни.
Предметная область: Естествознание. Предметная область включает предмет
«Природоведение» - выделяется 2 часа в неделю
в 6 классе. Формирование
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека
в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о
мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях.
Предметная область: Человек и общество включает четыре предмета:
«География» - выделяется по 2 часа в 6 классе. Усвоение элементарных знаний по
физической и экономической географии России. Формирование элементарных
представлений о географии материков и океанов. Расширение географических
представлений о родном крае.

«Основы социальной жизни» по 2 часа в 6 классе. Подготовка обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
«Мир истории», в 6 классе 2 часа. Формирование первоначальных временных
исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между
историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире
вещей); жизни отдельного человека и общества.
Предметная область: Физическая культура. Предметная область включает
предмет «Адаптивная физическая культура».
Адаптивная физическая культура - выделяется 2 часа в неделю. Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование
умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности
предмет
Предметная область: Технологии. Предметная область включает
«Профильный труд» - выделяется 6 часов в неделю в 6 классе. Овладение элементарными
приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Часть формируемая участниками образовательных.
Культура безопасности жизнедеятельности.
Изучение КБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся
умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные
ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих
обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого
волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для
эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению
мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
Учебный план предусматривает изучение предмета в 6 классе - 1 час в неделю,
всего 34 часа.
Волшебная палитра. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного
вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;
воспитание потребности в художественном творчестве. Учебный план предусматривает
изучение предмета в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.
Коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной

программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них 6 часов отводится на
проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО
определяет образовательная организация.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Внеурочная деятельность - обеспечение дополнительных условий для развития
интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени по 4 часа с 5- 9
класс.
Учебный план
(основного общего образования 6 класс)
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные области
Учебные предметы
Количество
Всего
часов в
неделю
VI
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
4
4
практика
Чтение (Литературное чтение)
4
4
2. Математика
Математика
4
4
Информатика
3. Естествознание
Природоведение
2
2
Биология
4. Человек и общество
География
2
2
Основы социальной жизни
2
2
Мир истории
2
2
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
6. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
7.Технология
Профильный труд
6
6
Итого
28
28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
2
2
Культура безопасности жизнедеятельности
1
1
Волшебная палитра
1
1
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной
30
30
неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
6
6

ритмика):
Внеурочная деятельность

4

4

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год (годовой)

Предметные области

Учебные предметы

Количество
часов в
неделю

Всего

IV
Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Русский язык

136

136

Чтение (Литературное чтение)

136

136

2. Математика

Математика

136

136

-

-

68

68

Биология

-

-

География

68

68

Основы социальной жизни

68

68

Мир истории

68

68

История Отечества

-

-

Музыка

-

-

Рисование (изобразительное искусство)

-

-

Информатика
3. Естествознание

4. Человек и
общество

5. Искусство

Природоведение

6. Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

68

68

7. Технология

Профильный труд

204

204

Итого

952

952

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

68

68

Культура безопасности жизнедеятельности

34

34

Волшебная палитра

34

34

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

30

30

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика):

204

204

Внеурочная деятельность:

136

136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».